-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети
-

Планирование деятельность предприятия

22 ноября 2019
4436
Средний балл: 0 из 5
кандидат экономических наук, доцент. Работала главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза. С апреля 2019 года постоянный автор сайта «Финансовый директор»

Деятельность предприятия основывается на это финансово-экономический плане, в котором задаются целевые параметры развития. О принципах планирования - в статье

Планирование деятельность предприятия основывается на следующих принципах. 

Принцип 1. План продаж – основа всех расчетов

Цена ошибки на первом этапе планирования – велика. Если неверно определить объем реализации, то все остальные показатели бюджетов получатся искаженными. Очевидно: ни один план не соотносится с фактом со стопроцентной точностью. Однако если погрешность исчисляется десятками процентов, то ценность бюджетных таблиц стремится к нулю.

При планировании продаж приходится учитывать много факторов: и емкость рынка, и ограничения по производственной мощности, и появление новых конкурентов, и даже способность предприятия привлечь заемные средства и восполнить ими оборот в критический момент отсутствия денег на расчеты с поставщиками.

Поэтому есть точка зрения: надежно спланировать выручку хотя бы на полугодие вперед – трудновыполнимая задача и что с расходами в этом смысле – намного проще. Но надо понимать: именно доходы – основа будущих расходов. Второе, не обеспеченное первым, – прямой путь к убытку.

Информационной базой для планирования цен и объема продаж являются:

  • прайс-листы;
  • протоколы согласования цен;
  • маркетинговые исследования;
  • отчеты о реализации за предыдущие периоды;
  • индексы сезонности;
  • заключенные договоры поставки и купли-продажи на предстоящий период;
  • производственные ограничения по трудовым и материальным ресурсам.

Принцип 2. Корректное разделение всех затрат на прямые и косвенные

Чтобы корректно вычислить плановые величины себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, дважды классифицируйте все траты организации.

Зачем делить на прямые и косвенные? Потому что в системе таблиц обычно есть бюджеты:

  • прямых производственных расходов;
  • бщепроизводственных расходов;
  • управленческих расходов;
  • коммерческих расходов.

В первый попадает прямая составляющая, в последующие – косвенная. Косвенные затраты распределяются между продуктами пропорционально прямым, например, по прямой зарплате основных производственных рабочих. Если не отделить одни затраты от других, то не получится корректно рассчитать себестоимость единицы произведенной, а значит, и реализованной продукции.

Почему требуется выделение переменных и постоянных компонент? Чтобы правильно вычислить величину первых. Она определяется натуральными показателями производства или продаж, тогда как постоянные затраты признаются неизменными.

Примечание.

Такой подход – это упрощение. В действительности затраты могут быть условно-постоянными или условно-переменными. То есть неизменными лишь в границах так называемого релевантного диапазона. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования считаются постоянными, но при увеличении объема производства и приобретении по этой причине нового станка они тоже начнут расти.

В таблице привели несколько примеров классификации для разных составляющих затрат.

Таблица 1. Как классифицировать затраты для целей бюджетирования

Примеры затрат

Классификация

Прямые

(сразу попадают в себестоимость готового продукта в полной сумме, минуя стадию распределения)

Косвенные

(сначала собираются обособленно. В конце месяца частями распределяются в себестоимость по всем номенклатурным позициям)

Переменные

(величина напрямую зависит от натуральных значений объема производства или продаж)

Постоянные

(величина неизменна в пределах релевантного диапазона)

Сдельная зарплата основного рабочего*

+

+

Сдельная зарплата вспомогательного рабочего*

+

+

Повременная зарплата мастера цеха*

+

+

Оклад менеджера по продажам

+

+

Премия менеджера по продажам, которая завязана на объем реализации

+

+

Основной материал

+

+

Вспомогательный материал

+

+/– **

+/– **

Амортизация станка

+/–

+/–

+/– #

+/– #

Амортизация здания цеха

+

+

Примечание.

* Для упрощения исключим премиальную часть, которая может как зависеть, так и не зависеть от результата работника или вверенного ему подразделения. Если зависит, то это переменные затраты. Если не зависит – постоянные.

** Если вспомогательный материал – это, например, эмульсия, потребление которой определяется количеством деталей, вытачиваемых токарем, то переменная составляющая. Если вспомогательный материал – тряпка, которой обтирается станок, – постоянная.

Если на станке изготавливается только один вид продукции, то это прямые затраты. В таком случае нет смысла распределять его амортизацию на себестоимость прочих изделий по схеме косвенных затрат.

# Чаще всего амортизация – это постоянная величина. Но если применяется способ начисления пропорционально объему продукции (работ), то она становится переменной

Заметьте, насколько скрупулезно придется подойти к делению затрат, ведь один и тот же их элемент в отличающихся обстоятельствах попадает в разные классификационные группы.

Читайте также: Этапы финансового планирования. Выявление главных показателей и определение для них целевых значений

Принцип 3. Учет остатков начало и на конец месяца при планировании закупок

Остатки материалов, готовой продукции или товаров, которые должны быть в наличии на конец каждого месяца, – еще один непростой для определения параметр. Как и в случае с объемом продаж, он много от чего зависит и легко прогадать с требуемой величиной.

Чем чревата ошибка? Если материала не окажется в наличии – встанет производство. Если не будет готовой продукции или товара, то нетерпеливый покупатель переметнется к другому поставщику. С другой стороны, излишки запасов на складах – не лучшее решение. Ведь они означают рост затрат на хранение, повышенную вероятность порчи или хищения, а также превращения в неликвид.

Ориентируйтесь при расчете на следующую информацию:

  • прошлогодний план остатков запасов на конец периода;
  • отчет о фактических остатках запасов в предыдущем году;
  • отчет о производстве/продажах прошлого года;
  • текущие, транспортные и страховые нормы запасов по видам номенклатурных позиций.

Ситуация многократно усложняется, когда вводится производство нового продукта или планируются продажи товара, который ранее отсутствовал в ассортименте.

Когда со значениями определились, дальше работают два правила:

  • любые остатки в таблицах бюджета предприятия – всегда переходящие. То есть количество запаса на конец 30 ноября равно запасу на начало 1 декабря и т.д.;
  • при расчете объема закупок начальные остатки вычитаются из производственной или торговой потребности в запасах, а конечные прибавляются. Это так, потому что первые уже есть в наличии, а вторые надо приобрести.

Принцип 4. Роль системы расчетов и коэффициенты инкассации при подсчете плановой дебиторской и кредиторской задолженности

Плановые значения дебиторки и кредиторки определяются взаимосвязью между доходами/расходами и денежными притоками/оттоками. Их неверный расчет приведет к искаженному сальдо чистого денежного потока и, возможно, к поиску дополнительного финансирования, которое в действительности не требуется.

Совсем обобщенно взаимосвязь выражается в формулах:

Кредиторская задолженность = Расход – Сумма платежей по обязательствам + Полученные авансы,

Дебиторская задолженность = Доход – Сумма платежей от покупателей/заказчиков + Выданные авансы.

Заметьте: для их применения потребуется информация о том, как в вашей компании расплачиваются с поставщиками и получают деньги от покупателей. Для этого найдите ответы на вопросы:

  • какой средний процент от выручки компания получает от покупателей авансом и когда? Например, 30% в месяце, который предшествует отгрузке продукции, товаров, или выполнению работ, оказанию услуг;
  • какая часть выручки поступает в момент ее признания, то есть сразу после исполнения обязательств по договору? Допустим, 60%;
  • какая величина из оставшихся 10% (100% – 30% – 60%) будет вероятнее всего оплачена и в какой период? Какая перейдет в состав сомнительной или даже безнадежной задолженности покупателей?
  • сколько процентов в среднем составляют авансовые платежи вашего предприятия поставщикам и на сколько по времени они опережают поставку? Например, 40% за месяц вперед;
  • когда погашается оставшаяся часть кредиторской задолженности перед поставщиками?
  • бывают ли случаи непогашения кредиторки и ее списания в прочий доход? Сколько процентов составляют такие обязательства от общей величины долгов перед поставщиками?

Принцип 5. Включение доходов и расходов от прочей деятельности

Чтобы плановые значения доходов, расходов и финансовых результатов оказались максимально приближенными к фактическим, не игнорируйте прочую составляющую бизнеса. Конечно, некоторые прочие доходы или расходы предугадать заранее невозможно, например, штрафные санкции за нарушение условий договоров или потери от хищений, когда виновника не нашли. Однако есть и та часть, которая поддается планированию.

Из числа прочих доходов – это:

  • проценты по облигациям, которые приобрела ваша организация, или по займам, предоставленным в пользу контрагентов;
  • арендные платежи от арендаторов;
  • суммы от продажи основных средств, нематериальных активов или материалов, если их реализация – планируемый заранее шаг.

Прочие расходы, которые получится включить в бюджет предприятия:

  • проценты по заемным средствам, привлеченным в компанию;
  • остаточная (балансовая) стоимость основных средств, нематериальных активов или материалов, предполагаемых к продаже;
  • дебиторская задолженность, когда высока вероятность, что она станет безнадежной в предстоящем периоде;
  • спонсорская помощь или перечисления на благотворительность, если предприятие участвует в таких проектах.

Принцип 6. Разделение денежных потоков на три вида

В числе финансовых бюджетов есть бюджет движения денежных средств (см. алгоритм составления ДДС). При любом варианте его построения – прямом или косвенном – верным будет разделить денежные притоки и оттоки на три группы по операциям:

  • текущим;
  • инвестиционным;
  • финансовым.

Зачем это нужно? Чтобы уже на этапе планирования видеть, каков чистый денежный поток по каждому направлению.

Нестрашно, когда он отрицательный по инвестиционной деятельности. Если предприятие планирует покупку внеоборотных активов, то это нормальная ситуация.

Объяснима его минусовая величина по финансовой составляющей. Так бывает, если предприятие обременено обязательствами и, следовательно, процентами по ним.

Но ситуация, когда чистый денежный поток меньше ноля по текущим операциям, – повод для серьезных раздумий. Она означает: основная сфера деятельности не несет деньги в бизнес, а уводит их из него.

Если же в бюджете движения денежных средств собрать притоки и оттоки «в одну кучу» без разделения, то велик риск не увидеть проблему заранее. Возможно, ситуация решается путем пересмотра условий расчетов с контрагентами: чуть бóльшие авансы от покупателей, чуть меньшая предоплата поставщикам, и чистый денежный поток по текущей деятельности может стать положительным.

В таблице привели подсказки, которые помогут верно классифицировать притоки и оттоки.

Таблица 2. Как разделить денежные потоки по видам

Вид операций, которые создают денежный поток

Общая характеристика денежного потока

Текущие

Связан с основными видами деятельности: производством и продажей продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг

Инвестиционные

Связан с покупкой и продажей внеоборотных активов, ценных бумаг и займами, которые предоставляет организация

Финансовые

Связан с изменением структуры капитала: покупкой и продажей собственных акций (долей), привлечением и погашением кредитов и займов

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.