-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

27 октября 2023
22229
Средний балл: 0 из 5
финансовый директор ООО «Озерсоль»

Валовая рентабельность (рентабельность валовой прибыли или норма валовой прибыли) – это показатель, который иллюстрирует эффективность производства компании. Она показывает, сколько у компании есть денег, чтобы покрыть накладные и другие расходы, а также получить нераспределенную прибыль и выплатить дивиденды.

Результативность и эффективность любой компании измеряется тремя ключевыми показателями рентабельности: валовой, операционной, чистой. Источником данных для расчета выступает отчет о финансовых результатах, и каждый предшествующий коэффициент является составным элементом последующего. Предлагаем разобраться, что показывает валовая рентабельность, как ее считать и анализировать.

Формула валовой рентабельности

В Системе Финансовый директор Александр Грачев, руководитель финансово-экономического департамента «Москва Медиа», поделился своими методиками расчета отдельных видов рентабельности. Оформите доступ подписчика и воспользуйтесь опытом практикующих финансистов. Обратите внимание на удобный справочник формул и примеры расчета всех видов рентабельности.

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Рентабельность: формулы и примеры расчета

 



Валовая рентабельность представляет собой ставку доходности (процент) от затрат, понесенных непосредственно на производство и реализацию продукции. Расчет валовой рентабельности (РВП) осуществляется по стандартной единой формуле, исключающей наличие иных модифицированных методик вычисления:

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

По строкам отчета о финансовых результатах (ОФР) валовая рентабельность считается так:

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Если чуть преобразовать формулу, то получится так:

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Такой подход позволяет сразу увидеть два ключевых фактора, от которых зависит валовая рентабельность. Это:

  • себестоимость продаж. Ее допустимо по смыслу приравнять к общей величине переменных расходов, приходящихся на объем реализованного;
  • выручка. Это доход от продажи продукции, товаров, работ и услуг, который связан с основной деятельностью.

Структура показателя устанавливает существенную зависимость его значения от отрасли бизнеса. К примеру, у предприятий сферы услуг (информационные технологии, медицина, консалтинг) РВП будет существенно выше, чем у предприятий сферы торговли.

Поэтому в целях межотраслевого анализа, коэффициент валовой рентабельность будет практически бесполезен.

Однако при сравнении предприятий определенного конкурентного рынка, РВП является превосходным способом оценки конкурентоспособности этих фирм. В особенности это касается производственных предприятий при факторном анализе коэффициента.

Читайте также: Рентабельность продукции и ФНС

Все ключевые драйверы эффективности и роста заложены именно в валовой рентабельности: цены на сырье, производительность труда, уровень брака, маркетинговая политика (цены реализации) и прочие важные объекты анализа.

Узнайте больше про показатели повышения производительности труда>>

Скачайте и возьмите в работу:

Регламент оценки рентабельности розничных магазиновДокумент необходим для анализа рентабельности продаж торговых точек, контроля за эффективностью компании и принятия решений об открытии новых точек

Что учесть при расчете коэффициента валовой рентабельности

При вычислении валовой рентабельности особое внимание необходимо уделить элементу «Себестоимость продаж». Данные из одноименной строки формы №2 бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах, строка №2120), не всегда бывают корректными в полной мере. Прежде всего, в себестоимости продаж должны учитываться затраты, зависящие от объема реализации – переменные или условно-переменные расходы. К ним относятся стоимость материалов, зарплата производственных рабочих (включая все налоги и сборы); вспомогательные расходы (износ и ремонты оборудования, электроэнергия, иные статьи).

Читайте также: Пример расчета рентабельности основной деятельности

Корректировки показателя (коммерческие расходы и амортизация)

Часть коммерческих расходов, непосредственно связанных со сбытом, тоже можно отнести к себестоимости. Ярким примером таких расходов является премия специалистов по продажам за реализованный объем.

Обратная ситуация с учетом амортизации. Ввиду особой популярности у бухгалтеров линейного метода признания амортизационных расходов, расчет валовой рентабельности зачастую бывает искажен. В случае если предприятие демонстрирует существенное изменение темпов выручки, признание амортизации в одинаковом объеме приведет к искусственному завышению РВП в случае роста продаж и, наоборот, – в случае снижения объемов реализации. Аналогичная ситуация с арендой производственных помещений (оборудования) и иными расходами, которые по характеру возникновения или по учетной политике не могут быть распределены в зависимости от объема производства / продаж.

Читайте также: Расчет валовой прибыли формула

Экономическое значение валовой рентабельности

Правильный расчет РВП приобретает критически важное значение при ценообразовании на рынках высокой конкуренции. Достоверная информация о валовой рентабельности и помогает собственнику / менеджменту бизнеса определить оптимальную цену реализации с учетом требуемой нормы доходности.

Валовая прибыль предприятия распределяется на покрытие постоянных расходов предприятия, уплату налогов и долгов (кредитов, процентов), а также выплату дивидендов. Поэтому мониторинг динамики доходности предприятия следует осуществлять, в том числе, по показателю рентабельности валовой прибыли. Показатели прибыли более низкого уровня в меньшей степени подходят для этой задачи из-за возрастающего влияния в расчетах количества факторов и применяемой учетной политики.

При оценке проектов или анализе бизнеса на этапе роста коэффициент валовой рентабельности, его динамика, применяется в части прогнозирования период окупаемости.

Рисунок 1. Валовая рентабельность: формула и значение

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Недостатки коэффициента валовой рентабельности

Основные недостатки коэффициента валовой рентабельности тесно связаны с его преимуществами. Безусловно, РВП должен использоваться в анализе только вместе с другими показателями прибыльности и финансовой устойчивости, так как не учитывает всех затрат предприятия и структуры капитала. Концентрация показателя только лишь на факторах маржинальной эффективности, делают его неспособным к актуальной комплексной оценке предприятия.

Поскольку популярность РВП существенно уступает операционной и чистой рентабельности, его назначение иногда ошибочно переоценивается некоторыми группами пользователей отчетности. Кроме того, всегда существует риск искажения показателя применяемой учетной политикой. Показатели рентабельности более низкого уровня, безусловно, тоже имеют неточности из-за фактора учетной политики, но в гораздо меньше степени, чем коэффициент валовой рентабельности.

Читайте также: Маржинальность пример расчета

Сложно оценить приемлемый уровень рентабельности валовой прибыли. Возможность применения только для сравнения с показателями других предприятий отрасли делает данный показатель уязвимым из-за отсутствия подробной информации о факторах формирования РВП у конкурентов. Пояснения к отчетности и аудиторское заключение не всегда включают всей необходимой информации для данной оценки.

Рисунок 2. Валовая рентабельность а РФ по видам экономической деятельности

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Поскольку не существует общепринятых стандартов оценки значений РВП, первый шаг при анализе показателя – определить его целевой уровень. Наиболее оптимальный вариант для этого – вычисление показателя по отчетности лидера отрасли, в которой работает компания. Если применение бенчмаркинга не представляется возможным по каким-либо причинам, следует провести эмпирическую оценку и провести мониторинг динамики показателя за длительный фактический период работы предприятия. К основным причинам изменения РВП относятся следующий факторы:

  • изменение цен реализации без учета динамики калькуляции производственной себестоимости;
  • изменение объема продаж (в случае если в себестоимости присутствуют постоянные / условно-постоянные расходы, не связанные напрямую с учетной политикой). В случае с линейной амортизацией, фактором будет выступать влияние учетной политики, но не динамика продаж;
  • изменение цен закупок сырья и материалов (или иных существенных статей расходов);
  • изменение динамики оборачиваемости запасов. Важно понимать истинную причину увеличения себестоимости в связи с ростом цен на сырье. Например, если компания учитывает запасы по методике FIFO, увеличение оборачиваемости запасов приведет к снижению рентабельности валовой прибыли, так как снизится доля более дешевых материалов (по времени покупки) в себестоимости. Если оборачиваемость запасов не изменилась, изменение цен в полном объеме относится к пересмотру условий договоров с поставщиком. Следует отметить, что несмотря на возможное отрицательное влияние роста оборачиваемости на РВП, в целом для бизнеса увеличение оборачиваемости запасов – безусловно положительный фактор.

Рисунок 3. Факторы, влияющие на валовую рентабельность

Валовая рентабельность: что это, формула, коэффицент

Как увеличить валовую рентабельность

Нацеленность фирмы на увеличение валовой рентабельности сопряжена как с положительными изменениями в бизнесе, так и с негативными – в частности, снижения валовой прибыли в ряде случаев. Рассмотрим основные драйверы роста РВП:

  1. Увеличить цену реализации на основании улучшения характеристик продукции, при этом предельная маржинальность модернизации должна превышать текущее значение РВП.
  2. Увеличить долю продаж продукции с более высокой маржинальностью в общем объеме выручки.
  3. Пересмотреть кредитную политику в части предоставления скидок покупателям. Необходимо параллельно оценивать динамику валовой прибыли от изменений КП.
  4. Активизировать работу закупщиков в части поиска более выгодных цен и условий поставки по переменным условно-переменным расходам. Полученные скидки за увеличение объема закупок необходимо сравнивать с актуальными ставками финансового рынка, чтобы не получить отрицательный эффект по чистой прибыли ради увеличения РВП в связи с привлечением дополнительных для финансирования оборотных активов.
  5. Разработать и внедрить программу управления прямыми издержками, создав систему мотивации для рабочего персонала по инициированию предложений по повышению экономичности различных этапов производства.

Презентация и прогнозирование валовой рентабельности

Факторный анализ коэффициента валовой рентабельности всегда является объектом пристального внимания владельцев бизнеса, совета директоров, топ-менеджмента. В связи с этим аналитическая работа с показателем может оказаться не такой элементарной, несмотря на простую формулу расчета, высокую доступность и надежность данных. Необходимо учитывать отношение потребителей информации к предоставляемым аналитическим тезисам. К примеру, некоторые аспекты динамики показателя специалисты могут отнести к учетной политике предприятия (то есть, по сути, к влиянию искусственной корректировки). В презентации рекомендуется избегать подобных факторов, так как они могут ввести в заблуждение слушателей и вызвать дополнительные дискуссионные вопросы, на которые будет непросто ответить без подготовки.

Читайте также: Маржинальный доход и эффект масштабирования

Что касается прогнозирования показателя РВП, то следует отменить, что обычно это ключевой драйвер доходности бизнес-плана / бюджета. Следовательно, его расчет необходимо осуществлять с особой осторожностью. Для предприятий с многолетней историей надежность построения плана дополняется фактическими данными прошлых лет. Новые компании могут учитывать в планировании результаты других предприятий отрасли с похожими элементами SWOT-анализа.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.