Топ-10 способов провалить проект внедрения ERP-системы

546
Архипова Ксения
партнер, исполнительный директор АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)
Рынок ERP-систем в России стремительно растет. Однако проекты по внедрению ERP-систем нередко заканчиваются неудачей. По оценкам специалистов, примерно 70% проектов внедрения систем ERP не достигают заявленных целей. Предлагаем обсудить основные причины. Ведь предупрежден, значит, вооружен.

Рынок систем ERP (Enterprise Resource Planning – «планирование ресурсов предприятия») остается одним из самых быстрорастущих рынков программного обеспечения в мире. Объем российского рынка ERP-систем по итогам 2015 года вырос, по данным TAdviser, на 9%, достигнув 108 млрд (см. рисунок). Выручка 8 из 10 крупнейших игроков отечественного ERP-рынка также показала за отчетный период положительную динамику.

Рисунок. Динамика российского рынка ERP-систем

Динамика российского рынка ERP-систем

В первую очередь, проявляемый интерес к системам ERP связывается с ожиданиями значительных преимуществ, которые предприятия могут получить в результате использования таких систем. Но эти  ожидания базируются, чаще всего, на обещаниях компаний-внедренцев данного программного обеспечения. Однако, очень часто проекты по внедрению ERP-систем заканчиваются неудачей. Примерно 70% проектов внедрения систем ERP не достигают заявленных целей.

В чем же причина столь печальной статистики и как, потратив значительные финансовые и временные ресурсы не оказаться ее подтверждением? Предлагаем ТОП-10 ошибок, допускаемых при реализации ERP-проектов. Данный список не является исчерпывающим и представляет собой перечень ошибок, обнаруженных нашими экспертами и консультантами в ходе работы с клиентами.

Ошибка №1. Не описать бизнес-процессы до начала внедрения ERP

Невозможно качественно провести внедрение ERP-системы без описанных бизнес-процессов уровня «как должно быть», или хотя бы четкого понимания и отображения «на бумаге» информационных и материальных / документационных потоков в вашей компании. Мы часто сталкиваемся с вариантом, когда консультантов подключают к работе в тот критичный момент внедрения, когда система сбоит и не дает нужного эффекта, а внедренцы и управляющая команда не могут ее направить в верное русло. Докапываясь до причин подобных сбоев, мы выявляем серьезные нестыковки в понимании процессов теми, кто внедряет систему и самой компанией – их описания просто нет, либо оно выполнено формально и не отражает реального производственного цикла.

Самой распространенной причиной таких ситуаций является желание клиента сэкономить на описании и проработке данного шага, который, действительно, может быть довольно затратным. Клиент ожидает, что корректировки в процессы могут быть внесены уже на этапе внедрения. С одной стороны, это логично, так как проект, при правильном построении, будет разворачиваться поступательно, включая в себя все больше зон и участков, модернизируя и улучшая что-то по ходу развития проекта. Но это не означает, что бизнес-процессы могут постоянно меняться в ходе разработки – это все равно, что делать ремонт квартиры, постоянно меняя дизайн-проект… Когда-нибудь вы ее все-таки отремонтируете. Вопрос только, когда и сколько вам это будет в итоге стоить?

Одним из разумных вариантов, с нашей точки зрения, является предварительное описание бизнес-процессов «как есть (as is)», наложение их на программную платформу с помощью команды внедренцев и трансформация в «как будет (to be)» – это, по сути, основа для внедрения. Параллельно, вместе с командой проекта вы можете производить модификацию процессов, по мере ведения разработки, находя лучшие решения и идеи для оптимизации выполняемых и автоматизируемых процессов.

Ошибка №2. Постоянно вносить изменения в будущую систему

Еще одна распространенная ошибка – вносить корректировки в будущую систему и не вести им учет (хотите «сидеть на игле»?). Внедрение ERP – это всегда долго и трудоемко. Но данный процесс можно еще больше усложнить, если полностью довериться внедренцам и не требовать от них детального описания внесенных в изначальную платформу изменений. Итог может быть самый плачевный – в случае расторжения договора вы рискуете получить массу непонятного кода, работу над которым самостоятельно не сможете продолжить, либо будете вынуждены взаимодействовать с ограниченным кругом специалистов, так как только они понимают суть ими же созданной системы. Бизнес не должен и не может зависеть в таком вопросе от партнеров и их доброй воли (или ее отсутствия – суды, по нашей практике, могут помочь в данном вопросе, но забирают слишком много драгоценного времени). Требуйте от своих внедренцев ведения проектной документации, с тем, чтобы иметь возможность продолжить проект самостоятельно, наняв в штат специалистов, либо сменить подрядчика.

Ошибка №3. Полностью полагаться на автоматизаторов

Верить, что автоматизаторы все сделают за вас не стоит. Не сделают и точка. Не смогут учесть всех особенностей вашей компании, нюансов взаимодействий и тонкостей ведения бизнеса. Каждая компания индивидуальна. Хотите получить хороший результат – подключайтесь к проекту внедрения EPR-системы с самого начала! Команда проекта обязательно должна включать ключевых специалистов компании, что значительно снизит риск неудачи проекта и позволит создать инструмент управления, полезный для компании, а не «систему ввода данных для отчетов». Помните о цели внедрения – повышения операционной эффективности компании.

Ошибка №4. Разработать ТЗ на все случаи жизни

Все учесть невозможно, какие-то моменты будут «рождаться» по ходу внедрения и здесь должна быть некоторая степень свободы, в том числе зафиксированная в договоре с внедренцами. Как вариант, можно определить в договоре количество консультационных часов на дополнительные разработки – может входить в стоимость проекта, если реализуется «под ключ», либо рассчитываться дополнительно по ставке человеко-часа. Попытка разработать ТЗ с учетом всех нюансов приведет к созданию огромного талмуда, который вряд ли даже будет прочитан и изучен проектной командой.

Ошибка №5. Не учитывать сопротивление персонала

Если к ERP-проекту не подключать специалистов компании, то риск сопротивления изменениям, внедрению «системы для руководства» может уничтожить все благие начинания. В нашей практике известны случаи, когда под давлением со стороны руководства компания теряла порядка 50% персонала в процессе внедрения системы.

Ошибка №6. Не уделять достаточно внимания проекту внедрения ERP-системы

Заниматься автоматизацией факультативно нельзя ни в коем случае. В нашей практике был кейс, когда проект по внедрению системы был передан топ-менеджеру как дополнительная опция. В результате сроки и стоимость внедрения превысили плановые в 2 раза.

Проект по внедрению ERP-системы требует полноценного погружения и, в идеале, отдельного руководителя проекта от компании, который будет интегрировать в своих руках все сведения о проекте и коммуникации. Руководителя проекта только со стороны внедренцев будет абсолютно недостаточно.

Важно понять и принять – внедрение ERP-системы в первую очередь нужно вашей компании. К сожалению, компанию внедренцев это интересует в меньшей степени – их устраивает, что вы регулярно платите по счетам.

Ошибка №7. Пытаться сделать сразу все

По нашему опыту сопровождения проектов внедрения мы убедились, что концепции развертывания проектов на базе scrum (методология гибкой разработки ПО), действительно работают и дают результаты. Основные принципы, на которые мы делаем акцент – работа в рамках небольших модулей (циклы до 1 месяца) с целью получения рабочей версии продукта на каждом этапе. Далее может идти корректировка и сонастройка остальных модулей с разработанным. Система разворачивается поступательно, гибко подстраиваясь под задачи компании. Пытаясь развернуть систему сразу полностью и потом ее протестировать, вы рискуете потратить весь бюджет и время, а на выходе получить неприятный сюрприз в виде неработающего продукта.

Ошибка №8. Выбрать неподходящую платформу

Выбирая платформу, убедитесь, что она действительно соответствует потребностям вашего бизнеса и будет поддерживать не только финансы, бухгалтерию, но и основные операции (производство, сбыт и т.д.). Убедитесь, что она предназначена именно (универсальность здесь может повредить) для компаний вашего типа (производственная, логистическая и т.д.). Это требование распространяется как на функциональную, так и на программно-аппаратную платформу.

Чем лучше подходит система для ваших операций, тем меньше времени и средств вы потратите на модификацию и тем удобнее будет работать с системой.

Ошибка № 9. Неправильная команда автоматизаторов

Найдите консультантов, которые понимают ваш бизнес. Важно понимать, что бизнес-процессы производственной компании, не могут быть аппроксимированы методами управления, распространенными в розничной торговле или в сфере услуг, какая бы хорошая система их ни поддерживала и какие бы консультанты ее ни внедряли. Знание программирования, СУБД, бухгалтерии и торговли важны, но они не сильно помогут внедрить систему в компании, основной бизнес которого – производство.

Ошибка №10. Некорректные цели внедрения ERP-системы

Проблемы внедрения обычно возрастают с переходом к тем этапам проекта, в ходе которых автоматизируются наиболее важные бизнес-процессы компании. А именно, бизнес-процессы, соответствующие типу деятельности, которая приносит основную прибыль. Для торговых компаний это закупки/продажи, для транспортных фирм– перевозки, для промышленных предприятий – производство, и т.д.

К сожалению, очень часто целью внедрения ERP-систем является не столько улучшение производственной деятельности, сколько уменьшение усилий по поддержанию информационных потоков внутри предприятия. Классический пример – внедрение системы для объединения финансовой и операционной информации в одной базе данных.

Большинство ERP, претендующих на роль интегрированных систем предприятия, первоначально создавались для целей управления взаимоотношениями с клиентами, финансами и бухгалтерией. Соответственно, они разрабатывались специалистами по бухгалтерии и финансам с помощью ИТ-специалистов. Как результат, системы ERP предоставляли информацию, необходимую бухгалтерии и финансовым отделам, тогда как производственные и другие операционные подразделения (сбыт, снабжение, склады) эту информацию обеспечивали. Внедрения таких систем, не затрагивающих основной бизнес компаний, обычно не приводят к каким-либо значительным результатам.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль