-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

«Если вы хотите увеличить свою прибыль, работайте над совершенствованием производства, технологий, корпоративного управления. Но если вы хотите выжить – работайте над социальной ответственностью»

8 июня 2004
1890
Средний балл: 0 из 5
Автор:

С таким «девизом» обратился к участникам «круглого стола» «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса», прошедшего в рамках восьмого Петербургского экономического форума, заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике, советник председателя совета директоров АФК «Система» Владимир Рудашевский.

В своем выступлении Владимир Рудашевский сделал акцент на то, что чаще всего социальную ответственность бизнеса сводят к благотворительности или «к обременению», то есть к предоставлению услуг государства с некоторой социальной нагрузкой. Он считает, что в идее социальной ответственности бизнеса ключевыми являются два принципа: 1) самоограничение и добровольное введение стандартов (в широком смысле слова – как социальных, так и технических) и 2) инвестиции в инфраструктуру общества. Термин «инвестиции в инфраструктуру общества» г-н Рудашевский пояснил так: «Для нашего бизнеса – это обременение экстенсивного развития или условия даже простого функционирования корпоративных производственных систем. Для западных корпораций – это инструмент привлечения инвесторов. Корпорации, вкладывающие значительные ресурсы в образование, медобслуживание, пенсионное обеспечение своего персонала, становятся более привлекательными объектами финансовых вложений, поскольку:

а) их одобряет население – покупатель этой продукции;

б) их одобряет государство, поскольку они снимают с него часть нагрузки;

в) они становятся более стабильными и устойчивыми, а значит – более надежными, в том числе заемщиками и продавцами своих ценных бумаг;

г) они могут быстрее внедрять инновации и, самое главное, создавать их, поскольку, финансируя образование и науку, создают собственные исследовательские и образовательные центры;

д) они получают значительную фору в конкурентной борьбе, т. к.:

  • удерживают в своем составе опытные кадры и снижают их текучесть;
  • имеют более здоровый персонал;
  • имеют в целом более привлекательный имидж как благодетельные структуры;
  • экономят на общей рекламе, поскольку имеют гораздо более массовую директ-рекламу, функцию которой выполняют сами потребители продукции или услуг корпорации».

Таким образом, корпорации, несущие социальные затраты, в конечном счете получают от этих затрат такой положительный мультипликативный эффект, какой редко дает обыкновенный инвестиционный проект.

Однако, по мнению Владимира Рудашевского, несмотря на очевидную эффективность, социальное инвестирование нуждается в значительной государственной поддержке. Призывы к отказу от оптимизации налогооблагаемой базы противоречат основным принципам бизнеса, который обязан думать о прибыли. На этом этапе задача государства – стимулировать и поддерживать социальное инвестирование. При этом и сама поддержка может иметь весьма многообразные формы – от морального поощрения и общественного признания заслуг до прямого экономического воздействия через налоговую систему. С этой точки зрения представляют интерес те формы и способы, которые сейчас разрабатываются и применяются в развитых странах. Опыт других стран показывает, что весьма эффективными оказываются программы венчурного финансирования, или софинансирования инновационных проектов, предлагаемых бизнесом – особенно малым и средним. Особое место должно принадлежать инвестициям в социально-ориентированные проекты, затрагивающие здравоохранение, образование, научно-техническое творчество и пр.

Важную роль социальное инвестирование могло бы сыграть в региональном развитии. С приходом крупных компаний в регион начинается заметный рост всех его экономических и социальных показателей. Сейчас именно такие компании являются главными инвесторами реального сектора региональной экономики. А уровень корпоративного менеджмента, высоко поднятый самой природой конкурентной борьбы, оказывает мощное воздействие на всю систему управления: не случайно все чаще на ключевые позиции региональных администраций приглашаются менеджеры, прошедшие школу бизнеса.

Рассматривая затраты крупных компаний на нужды регионального развития такие как социальное инвестирование, органы управления региона «убили бы двух зайцев» – «привязали» к региону эффективного субъекта экономической деятельности и в то же время создали бы положительный инвестиционный климат, привлекательный для расширения списка инвесторов.

Для превращения социальных затрат в эффективные инвестиции необходимо, чтобы они были признаны как приоритеты не только региональной, но и в целом государственной экономической политики. Только государство, считает Владимир Рудашевский, способно придать экономике социальную направленность, поэтому государству должна принадлежать ведущая роль в реализации соответствующей политики.

Участники «круглого стола» обсудили также возможности корпоративного управления как инструмента повышения эффективности и инвестиционной привлекательности российских компаний. По итогам дискуссии был подготовлен ряд рекомендаций Федеральному Собранию, правительству и деловому сообществу.

Федеральному Собранию Российской Федерации

было рекомендовано обеспечить разработку и приоритетное рассмотрение проектов поправок к федеральным законам в сфере:

  • Совершенствования законодательно-нормативной базы, регулирующей корпоративное управление в российских компаниях
  • Повышения экономической целесообразности социально-ответственного ведения бизнеса

Правительству Российской Федерации:

  • Совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ, Национальным советом по корпоративному управлению, РСПП и специалистами ведущих компаний российского рынка разработать программу мер, направленных на повышение эффективности применения действующего законодательства и работы судебной системы с целью повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса
  • Признать социальное инвестирование приоритетом государственной экономической политики. Разработать и внедрить меры (дерегулирование, налоговые и административные льготы и т.д.) по стимулированию программ корпоративной социальной ответственности, реализуемых российскими компаниями
  • С целью стимулирования программ венчурного и проектного финансирования создать государственно-корпоративный фонд целевого инвестиционного проектирования, вклад государства в который состоит не в бюджетных средствах и финансовых гарантиях, а в администрировании инвестиций

РСПП и Национальному совету по корпоративному управлению:

  • Совместно с Федеральным Собранием РФ разработать предложения по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство с целью регулирования вопросов взаимоотношения государства и бизнеса в сфере социальной ответственности и стимулирования компаний, активно занимающихся вопросами корпоративной социальной ответственности.
logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.