-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети
-

Прямые затраты

2 октября 2024
40513
Средний балл: 0 из 5
эксперт сервиса "Финансовый директор. Проверка контрагента"

Прямые затраты – это расходы, связанные с производственной деятельностью компании. Любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли. И в ходе своей деятельности каждое предприятие несет определенные расходы, которые делятся на прямые и косвенные. В статье поговорим о самых главных, прямых затратах.

Прямые затраты

Скачайте и возьмите в работу:

Методика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции Цель методики – повысить точность расчета себестоимости выпускаемой продукции. В документе перечислены основные объекты и методы калькулирования себестоимости, закреплен порядок сбора и учета затрат, принципы их распределения между объектами

Что такое прямые затраты

Прямые затраты – это расходы, которые непосредственно связаны с производственной деятельностью. Они формируют себестоимость продукции. Прямые расходы включают в себя:

  • расходы на материалы и прочее сырье, полуфабрикаты и запчасти;
  • коммунальные расходы, которые были затрачены при изготовлении конечной продукции (электроэнергия, водоснабжение, отопление основного цеха и т.д.);
  • амортизацию станков и прочего оборудования, участвующего в производственном процессе;
  • заработную плату и социальные взносы производственных рабочих.

Новый тренд: превратить постоянные расходы в переменные

Быть гибче, уметь приспосабливаться к постоянным изменениям рынка и «впадать в анабиоз» на период спада продаж — теперь обязательные навыки для жизнеспособных компаний. Узнайте, за счет чего можно сократить постоянные расходы до минимума. 

Управление расходами

Этот перечень не окончательный и может пополняться иными видами затрат, которые осуществляются в процессе производства продукции. Если компания не имеет собственного производства, а лишь перепродает покупную продукция, то для нее прямыми затратами будут расходы на приобретение товара и затраты на их перевозку (как от продавца, так и до конечного потребителя).

Прямые затратыКак найти и устранить «лишние» расходы

Сокращение расходов сейчас является одной из важнейших задач финансового директора. Будем считать, что лишними являются те, которые не приносят прямо или косвенно дополнительную прибыль компании. Но и это не всегда очевидно. Приведем несколько провокационных вопросов. Так, стоит ли считать чрезмерными расходы:

  • на содержание кофемашины в офисе? Да, если данная мера не является мотивирующим фактором для персонала и не дает понять, что это часть современной офисной культуры компании. Нет, если это мотивирующий фактор для сотрудников, часть их повседневной жизни и общения в офисе, а также возможность не отлучаться в соседнее кафе и экономить свое рабочее время;
  • на закупку товаров впрок? Да, если основная цель — минимизировать ошибки планирования путем увеличения складских запасов. В данном случае компании придется решить, тратить деньги на финансирование и содержание высокого уровня складских запасов либо потерять продажи из-за отсутствия товаров на складе. Оба варианта создают излишние расходы. Проблему можно устранить, используя прогнозирование в зависимости от продаж и складских запасов. Нет, если закупка производится согласно подтвержденным прогнозам, а товар приобретается по более низкой цене, и экономия превышает издержки на содержание запасов и расходы на финансирование.
Разумеется, в некоторых ситуациях нужно просто остановить определенные процессы, чтобы сократить расходы в интересах бизнеса. Однако обычно финансовому директору приходится скрупулезно выявлять расходы, которые можно безболезненно уменьшить. Обычно со временем они имеют тенденцию увеличиваться, а их эффективность, напротив, снижаться. Лишь вовремя принятые меры помогут привести их к уровню, оптимальному для компании. О том, как определить, какие расходы являются чрезмерными для компании и не генерируют прибыль в краткосрочной или долгосрочной перспективе специально для журнала «Финансовый директор» рассказал Максим Тарасенко, финансовый директор ООО «Уренхольт».

Найти и устранить лишние расходы

Прямые и косвенные затраты – чем отличаются?

Косвенные расходы, в отличие от прямых, не относятся к какому-то одному виду продукции и их чаще называют накладными расходами. Они группируются по месту возникновения (участок, цех, производственный отдел), а потом перераспределяются по группам производимых изделий. В состав косвенных расходов можно включить расходы управленческого и административного персонала (заработная плата и страховые взносы), расходы на нужды офиса, столовой, услуги связи и т.д.). Перечень косвенных услуг не закрытый, он может пополняться в зависимости от вида деятельности и отрасли. Каждая организация самостоятельно определяет для себя, что включать в прямые и косвенные расходы и закрепляет это в учетной политике для целей бухгалтерского учета на календарный год. См. также про управленческие расходы.

В налоговой отчетности по налогу на прибыль прямые расходы учитываются по мере реализации продукции или услуг, косвенные расходы не связаны с реализацией продукции – они списываются на уменьшение налоговой базы по мере того, как возникают. Поэтому важно правильно определять величину прямых и косвенных расходов для целей налогового учета – любую ошибку налоговики принимают как нарушение и привлекают к налоговой ответственности. 

Учет прямых затрат

Прямые расходы в бухгалтерском учете принято отражать на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство»:

По дебету производственных счетов учитывают списанные в производство сырье и материалы (в корреспонденции со счетами учетов сырья и материалов, заработной платы – счета 10, 40, 70,68 и т.п.).

Косвенные расходы учитываются на счетах 25, 26 и 44. На этих счетах отражают расходы на обслуживание основного производства, общехозяйственные расходы и расходы на продажу. С этих счетов ежемесячно суммы учтенных расходов списываются на счета 20 и 23 в той, части, которую включают в себестоимость изготовленных изделий.

По результатам отчетного периода остатки по счету 20 показывают суммарно незавершенное производство, а обороты – фактическую себестоимость произведенной продукции.

Как анализировать прямые расходы. Калькуляция прямых затрат

Давайте рассмотрим на конкретном примере калькуляцию и распределение прямых и косвенных затрат.
Пример. Молочный завод занимается изготовлением мороженого. Для этого оборудован отдельный цех, который в июне 2018 года изготовил 25000 штук эскимо и 55000 пломбира в рожке. Расходы составили

  • на сырье составили 500 000 рублей и730 000 рублей соответственно;
  • на заработную плату цеховых рабочих и социальные взносы – 350 000 рублей и 360 000 рублей соответственно;
  • на коммунальные расходы – 125 000 рублей и 190 рублей соответственно;
  • на амортизацию оборудования – 150000 рублей и 370 000 рублей соответственно.

Итого прямые расходы на изготовление всей партии эскимо составила 1 125 000 рублей, а пломбира в вафельном рожке – 1 650 000 рублей (иными словами, себестоимость эскимо составила 45 рублей за единицу продукции, а пломбира в вафельном рожке – 30 рублей).

Косвенные расходы в общем составили 1 750 000 рублей (при производстве мороженого обоих видов).

Распределить косвенные расходы можно по прямым расходам. Это первый способ. Формула для распределения такова:

Пер.Затраты = (Косв.Затраты (всего) * Прям.Затраты 1)/(Прям.затраты 1 + Прям.Затраты 2)

Применив эту формулу, получим, что при производстве эскимо косвенные затраты составили:

Пер.Затраты 1= (1750000 рублей * 1125000 рублей)/(1125000 рублей + 1650000 рублей) = 709459 рублей

А при производстве пломбира в вафельном рожке переменные затраты составили:

Пер.Затраты 2 = (1750000 рублей * 1650000 рублей) / (1125000 рублей + 1650000 рублей) = 1040541 рубль

Второй способ – равномерно произведенной продукции. Формула для расчета такова:

Пер.Затраты = (Количество продукции 1 * Косв.Затраты (всего))/(Количество продукции 1 + Количество продукции 2)

Применив эту формулу, получим:

Пер.Затраты 1 = (25000 шт эскимо * 1750000 рублей)/(25000 шт эскимо + 55000 шт пломбира) = 546 875 рублей

Пер.Затраты 2 = (55000 шт пломбира * 1750000 рублей)/(25000 шт эскимо + 55000 шт пломбира) = 1 203 125 рублей.

В зависимости от того, какой вариант распределения вы выберете и утвердите в учетной политике, себестоимость произведенной продукции будет также различаться. Следовательно, и финансовый результат за июнь 2018 года.

На первый взгляд, расчеты очень простые. Но как правило, на производственном предприятии не один цех, а ряд подразделений, которые изготавливают сначала полуфабрикаты, которые в конечном итоге используются для изготовления итогового продукта. В этом случае калькуляция производится по каждому производственному циклу.

Учет прямых и косвенных расходов в торговой организации

В торговых организациях нет производства, они закупают и перепродают уже готовую продукцию. Купленные товары учитываются на счете 41. а расходы на их транспортировку – на счете 44 как расходы на продажу. Калькуляция расходов проводится следующим образом:

  1. Сначала подсчитывается количество товара на складе на начало месяца.
  2. Подсчитывается количество проданного за месяц товара и сколько осталось нереализованного на конец месяца.
  3. Рассчитывают прямые затраты по формуле:

Прям.Затраты = (Остатки на начало месяца * Остатки на конец месяца)/(Реализация за месяц + остатки в конце месяца)

Выводы

В небольших организациях процесс калькуляции прямых и косвенных затрат на производство продукции не занимает много времени ввиду того, что производственных циклов или ассортимента продукции не много, поэтому расчет проводится по видам продукции. В средних и крупных организациях этот процесс достаточно трудозатратен, и поэтому используется расчет по производственным циклам. Тем не менее, каждая организация обязана закрепить выбранный способ калькуляции в учетной политике.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.