-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Внутренний кредитный рейтинг как способ управления финансовой устойчивостью предприятия

3 июня 2020
5397
Средний балл: 0 из 5

Практически любая компания сталкивается с системой кредитных рейтингов, например при обращении за кредитом в банк. Однако использовать данный инструмент оценки финансового состояния можно с гораздо большей пользой. С помощью методологии внутреннего кредитного рейтинга можно установить единую систему целевых и пороговых финансовых показателей и изменить качество финансового управления компании в целом. Практическим опытом делится компания «Интер РАО».

ОАО «Интер РАО» управляет значительным количеством дочерних зависимых обществ (далее — ДЗО). Сейчас их более 180 в различных странах. В рамках бизнес-планирования и составления отчетности мы всегда анализируем финансовые показатели дочерних компаний. Однако по мере роста группы, увеличения количества ДЗО, расширения направлений деятельности возникла потребность в стандартизации подходов и критериев финансовой оценки и разработке единого показателя оценки финансового состояния дочерней компании.

Получение группой международного рейтинга от агентств Fitch Ratings на уровне BB и Moody’s Investors Service на уровне Ba1- только усилило эту потребность. Оценка рейтинговых агентств основывается на консолидированных финансовых показателях компании. Привлечение заемного капитала в группе осуществляется на консолидированной основе, поэтому кредитная оценка производится банками-кредиторами также на основе финансового состояния холдинга в целом.

Внутренний кредитный рейтинг - это специальный показатель, характеризующий финансовое состояние и способность компании выполнять свои обязательства перед кредиторами и инвесторами.

Кредитный рейтинг называется внутренним, когда он оценивается не внешним рейтинговым агентством, а непосредственно компанией (или банком, имеющим деловые взаимоотношения с компанией - предметом оценки). Концепция внутреннего кредитного рейтинга широко признана в международной практике, в том числе она входит в состав стандартов Basel II и Basel III (документы Базельского комитета по банковскому надзору, содержащие методические рекомендации в области банковского регулирования). На сегодняшний день банки — наиболее активные пользователи внутренних кредитных рейтингов. Многие крупные банки имеют внутреннюю методологию оценки и ранжирования своих клиентов по степени кредитного риска. Внутренние рейтинги применяются банками для оценки финансового состояния заемщиков и эмитентов ценных бумаг, для определения стоимости заемного капитала, лимитов кредитования, согласования ковенант и иных кредитных условий.

Методология внутреннего кредитного рейтинга

В основу методологии определения внутреннего кредитного рейтинга легли как собственные наработки ОАО «Интер РАО» по оценке финансового состояния контрагентов и дочерних компаний, так и метрики международных рейтинговых агентств.

Этапы разработки

Этап 1. Предварительный отбор. Среди существующих финансовых и бизнес-показателей мы выбрали те, на которые ориентируются банки и рейтинговые агентства при определении стоимости заемного капитала и кредитного качества (рейтинга) заемщика. В результате было выбрано порядка 20 финансовых и бизнес-показателей. Среди них показатели: денежного потока и долговой нагрузки (FFO, FCF, EBITDA, Interest coverage, Debt/EBITDA и др.); рентабельности (ROA, ROE и др.); ликвидности и платежеспособности.

Этап 2. Определение значимости. Чтобы оценить вес каждого показателя при оценке деятельности холдинга, мы провели классический регрессионный анализ. В качестве объясняемой переменной в нем выступал международный кредитный рейтинг. Объясняющими переменными были показатели, выбранные на первом этапе. В результате была разработана балльная система оценки рейтинга. Последовательность расчета ВКР следующая.

1. Холдинг оценивается по каждому из утвержденных бизнес-факторов и финансовых показателей.

2. Абсолютные значения этих финансовых показателей и бизнес-факторов переводятся в баллы от 1 до 7, согласно установленным в методологии границам. Балл 7 соответствует наилучшему значению конкретного финансового показателя, балл 1 — его наихудшему значению.

3. Для получения итогового значения баллы по финансовым показателям и бизнес-факторам суммируются с учетом их веса. Например, если показатель Debt/EBITDA, исходя из его значения, переведен в балл 5 из 7, а вес показателя Debt/EBITDA составляет, например, 15 процентов, то к итоговому баллу данный показатель добавит 0,75 балла.

4. В зависимости от итогового балла холдингу присваивается внутренний кредитный рейтинг в границах от ССС до AAA. Рейтинг соответствует метрикам международных рейтинговых агентств. Поэтому в случае снижения расчетного ВКР группы ниже международного рейтинга разрабатываются мероприятия по улучшению финансового состояния.

Этап 3. Адаптация рейтинга для оценки дочерних компаний. Чтобы использовать рейтинг как управленческий показатель в рамках холдинга, мы адаптировали и упростили его методологию.

Отдельно для генерирующих и сбытовых компаний выбрали по четыре ключевых финансовых показателя, отражающих ликвидность, рентабельность, долговую нагрузку и достаточность операционного денежного потока ДЗО.

Также мы выбрали несколько качественных показателей ДЗО, характеризующих их работу с оборотным капиталом, качество дебиторской задолженности, качество активов и денежных потоков компании.

Этап 4. Тестирование рейтинга. Результаты оценки выбранных показателей и присвоенного международного кредитного рейтинга на выборке (70 генерирующих и 130 сбытовых компаний) показали, что выбранные на третьем этапе показатели дают верные выводы относительно финансового состояния дочерних компаний.

Разработанная методика нашла свое применение в нескольких направлениях финансового управления холдинга.

Добавьте страницу в закладки или распечатайте статью. 

Применение концепции внутреннего кредитного рейтинга

Использование концепции внутреннего кредитного рейтинга позволяет менеджменту получать информацию о фактической и прогнозной финансовой устойчивости группы, анализировать динамику отдельных факторов, влияющих на внутренний кредитный рейтинг, выявлять негативные тенденции финансового состояния отдельных ДЗО и принимать своевременные меры по нормализации финансового состояния отдельных дочерних компаний и холдинга в целом. Методология внутренних кредитных рейтингов также позволяет оценивать влияние тех или иных рисков (факторов) на финансовую устойчивость холдинга.

1. Для оценки вклада каждого ДЗО в рейтинг группы и прогнозирования этого рейтинга

Для того чтобы применение внутреннего рейтинга было более наглядным, рассмотрим гипотетический пример. Представим группу компаний, состоящую из пяти ДЗО. Также положим, что группе компаний в 2013 году был присвоен международный кредитный рейтинг на уровне ВВ-.

На диаграмме 1 представлен пример аналитического разреза, который может быть использован при анализе финансового состояния ДЗО. Такой график является весьма информативным — он позволяет не только ранжировать ДЗО на «плохие» и «хорошие» по финансовому состоянию, но и позволяет увидеть вклад каждого ДЗО в кредитный рейтинг группы. Например, исходя из представленного графика, в управленческих целях можно выделить те ДЗО, на финансовое состояние которых необходимо обратить внимание в первую очередь. Так, в нашем гипотетическом примере видно, что в первую очередь нужно сконцентрировать свои усилия на повышении финансового состояния ДЗО-1 и ДЗО-3, так как им характерна высокая значимость в финансовом состоянии группы, при этом само финансовое состояние характеризуется низкой финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

ДИАГРАММА 1. Оценка ДЗО по вкладу в общий рейтинг группы и их внутреннего кредитного рейтинга

Внутренний кредитный рейтинг как способ управления финансовой устойчивостью предприятия

На диаграмме 2 представлен прогноз внутреннего кредитного рейтинга группы, определяемый в соответствии с методологией внутреннего кредитного рейтинга, а также динамика вклада каждого ДЗО в рейтинг холдинга. Из нашего гипотетического примера видно, что ключевым ДЗО по вкладу в рейтинг группы является ДЗО-1 и в среднесрочном периоде планируется рост его вклада благодаря улучшению финансовых показателей. Также к 2018 году планируется значительное улучшение финансового состояния ДЗО-2, рейтинг которого на текущий момент находится на критически низком уровне СС (см. диаграмму 1). Улучшение финансового состояния ДЗО-2 скомпенсирует снижение финансовой устойчивости ДЗО-3. Таким образом, в этом примере, благодаря сбалансированной политике по управлению финансовым состоянием ДЗО, данная группа компаний к 2018 году сможет достигнуть рейтинга инвестиционного уровня ВВВ-.

ДИАГРАММА 2. Прогнозирование рейтинга холдинга и динамика вклада в него каждого ДЗО

Внутренний кредитный рейтинг как способ управления финансовой устойчивостью предприятия

2. Для мотивации менеджмента дочерних компаний

Так как одной из задач высшего менеджмента дочерних компаний является поддержание стабильного финансового состояния ДЗО, естественным стало использование показателя ВКР в рамках системы мотивации высшего менеджмента ДЗО в качестве одного из ключевых показателей эффективности (КПЭ). Исполнение КПЭ ВКР отслеживается поквартально.

В нашем гипотетическом примере в отчетном периоде финансовых плановых значений ВКР достигли два ДЗО (коэффициент выполнения выше 1) — это ДЗО-5 и ДЗО-1 (см. диаграмму 3). Исходя из представленного графика, особое внимание менеджменту стоит уделить ДЗО-2, которое не только не выполнило КПЭ отчетного периода, но и характеризуется плохим финансовым положением.

ДИАГРАММА 3. Использование внутреннего рейтинга для мотивации менеджмента

Внутренний кредитный рейтинг как способ управления финансовой устойчивостью предприятия

Установление в качестве финансового КПЭ отдельных финансовых показателей, таких как, например, показатель срочной ликвидности или только показатель долговой нагрузки, не всегда является эффективным, так как не мотивирует менеджмент к сбалансированной политике улучшения финансового состояния. Зачастую достижение менеджментом целевых уровней, например по ликвидности, происходит за счет ухудшения других важных показателей финансовой устойчивости. Так как в состав ВКР входит и показатель долговой нагрузки, и показатель операционного денежного потока, показатели ликвидности и управления оборотным капиталом — менеджменту ДЗО на следующий плановый период фактически ставится цель по общему улучшению финансового состояния ДЗО, а не по соблюдению отдельных показателей ликвидности или рентабельности. Фактически методология ВКР позволила установить единую систему целевых и пороговых финансовых показателей ДЗО, с учетом влияния каждого дочернего предприятия на финансовое состояние группы. При этом целевые показатели по ВКР применяются наряду с другими целевыми показателями, устанавливающими цели и критерии в инвестиционной, производственной и другой деятельности холдинга. За счет этого система мотивации менеджмента является сбалансированной.

3. Для соблюдения требований НК РФ к трансфертному ценообразованию

С 2013 года в России вступили в силу нормы, согласно которым сделки между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения прибыли должны осуществляться на рыночных условиях (п. 105.3 НК РФ). Следовательно, все внутригрупповые займы и поручительства должны иметь обоснованную рыночную цену. Как определить такую цену? Очевидно, что стоимость заимствования напрямую зависит от финансового состояния заемщика. По сути, мы рассматриваем каждое ДЗО как независимую компанию. Благодаря тому что методология ВКР приближена к метрикам международных рейтинговых агентств, система ВКР нашла свое применение в целях соблюдения требований Налогового кодекса РФ к порядку трансфертного ценообразования в группе «Интер РАО».

Расчет ставок по внутригрупповым займам и поручительствам проводится в два этапа.

  • На первом этапе по утвержденной методологии определяется внутренний кредитный рейтинг ДЗО-заемщика как формализованный показатель оценки его финансового состояния.
  • На втором этапе определяется рыночный диапазон ставок по займам и поручительствам для данного заемщика, исходя из безрисковой кривой процентных ставок в валюте займа и кредитного спреда ДЗО-заемщика, который определяется в зависимости от ВКР.

По вопросу применения методологии внутреннего кредитного рейтинга в целях определения рыночного интервала процентных ставок по внутригрупповым займам и поручительствам в целях налогообложения наша компания получила положительное заключение консультантов (одна из компаний «большой четверки»).

4. Для ранжирования рисков

В «Интер РАО» действует корпоративная система управления рисками, в рамках которой выявленные и оцененные риски сами по себе, конечно, несут важную информацию, но не дают представления о том, насколько они критичны для деятельности компании и ее финансового положения. Внутренний кредитный рейтинг в данном случае стал понятным и эффективным индикатором того, что допустимо, а что недопустимо.

Например, менеджмент может для себя определить, что снижение рейтинга на одну ступень опасно, но возможно, а более чем на две ступени — недопустимо. Таким образом, разработанная система внутренних кредитных рейтингов помогла решить задачу ранжирования рисков по степени их значимости для группы.

Перспективы развития внутренних кредитных рейтингов

В качестве перспективных направлений развития внутренних кредитных рейтингов можно выделить:

  • выделение специфических факторов и критериев в части оценки финансового состояния инжиниринговых и сервисных компаний группы;
  • совершенствование рейтинга как показателя мотивации руководителей компании и как целевого показателя деятельности компаний группы.

Важно отметить, что методология определения внутреннего кредитного рейтинга не является статичной. Необходимо регулярно вносить в нее корректировки, основываясь на уже полученном опыте использования.

Но при этом важно не увлечься постоянным совершенствованием — для того, чтобы система в рамках большого предприятия дала положительный результат, надо обеспечить стабильность применяемых подходов.

Необходимое условие для успешного функционирования такой системы в крупном промышленном холдинге — наличие развитой системы бизнес-планирования и финансового моделирования.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.