Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Журнал

Управление запасами: основные методы

  • 13 июня 2019
  • 108
Управление запасами: основные методы

Все предприятия, которые хранят сырье и продукцию на складах, сталкиваются с проблемой - как обеспечить оптимальное управление запасами. Это дилемма: если их мало, может образоваться дефицит; много - замораживаются оборотные средства. Рассказываем, как решить проблему.

Определение

Управление запасами - это оптимизация объемов сырья, произведенных товаров, заготовок, расходных материалов и других, подлежащих временному хранению, объектов. Основная цель управления запасами - минимизировать затраты на складское хранение и логистику, и при этом не допустить перебоев в работе предприятия.

Если не заниматься оптимизацией остатков или делать это плохо, бизнес может разориться, несмотря на успехи в других аспектах - производстве, маркетинге и т.д.

При неграмотном подходе есть риск скатиться к одной из двух крайностей. Первая - когда на предприятии скопились излишки сырья и/или товаров. Это нехорошо, потому что они будут стареть и портиться. К тому же это замороженные деньги - а лишних оборотных средств не бывает.

А мотивов загрузить склад может быть немало: подготовка к сезонным колебаниям спроса, скидки при покупке крупных партий, снижение издержек на транспортировку и т.д.

Вторая крайность - недостаток запасов. Тогда предприятие не сможет оперативно отреагировать на увеличение спроса на свою продукции и вовремя его удовлетворить. Есть даже риск простоя цехов. Что, опять же, ведет к финансовым потерям.

Эффективное управление запасами на предприятии позволяет удовлетворять ожидания потребителей, оставляя при этом на складах такое количество каждого товара, которое позволяет получить максимально возможную чистую прибыль.

Как уменьшить расходы на запасы с помощью Excel

Решение от журнала "Финансовый директор" позволит избежать лишних расходов на хранение сырья, материалов и готовой продукции. 

Скачать таблицы в Excel

Виды запасов

Их делят в зависимости от назначения. Понимание разницы между ними важно для изучения принципов управления запасами организации.

Вид

Назначение

Производственные

Нужны, чтобы обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса

Товарные текущие

Обеспечивают непрерывность торгового процесса

Товарные страховые

Обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс на случай непредвиденных обстоятельств

Товарные сезонные

Появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки

Методы управления запасами на предприятии

Главное в этом процессе - найти правильное время, когда следует заказывать пополнение резервов, и правильно определить количество необходимых ресурсов.

Существуют два базовых подхода к организации закупок: "от склада" (push) и "от продаж" (pull). В первом случае решения принимают на основе наблюдений за скоростью оборота в прошлом, во втором выстраивают процесс на основе прогноза динамики рынка.

Регламент, который поможет сэкономить на запасах

Готовое решение, которое повысит оборачиваемость запасов и избавит от лишних товарных остатков.

Скачать регламент

Также известны три стратегии по формированию запасов:

1. Консервативный подход. Компания создает большие резервы, страхуясь от перебоев с поставкой сырья, неожиданного роста спроса и других непредвиденных факторов. Такой подход снижает рентабельность бизнеса.

2. Умеренный подход. Резервы создают только на случай наиболее типичных проблем.

3. Агрессивный подход. Предприятие держит минимум резервов или даже вовсе от них отказывается.

Самый известный способ найти баланс между объемами хранения и финансовыми затратами - использовать формулу Уилсона. По ней считают оптимальный объем партий для заказа товаров (сырья, комплектующих и т.д.).

Формула Уилсона:

EOQ = √(2FS/C),

где:

EOQ — экономически обоснованная величина заказа (Economic ordering quantity);
F — затраты на поставку единицы продукции;
S — потребность предприятия в рассматриваемом товаре;
C — стоимость хранения единицы запаса в год (сюда входят складские расходы, возможная порча, замораживание средств).

Формула Уилсона разработана для крупных промышленных предприятий, поэтому для небольших компаний она может не подойти. Также ее рекомендуют использовать в основном для самых весомых в обороте и стабильных товаров (группы A по итогам ABC-анализа, и X по результатам XYZ-анализа). Такой подход предполагает, что нужно сосредоточить внимание на те позиции, которые дают 70-80% реализации.

Также можно рассчитать время, когда следует делать заказ. Его называют точкой возобновления заказа RP (Reorder Point). Это точку определяют по формуле:

RP = RQ + DQ χ T

где:

RQ — величина страхового резерва;
DQ — ежедневный расход запасов;
Т — время изготовления и доставки партии заказа (в днях).

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Системы контроля состояния запасов

Также на практике используют другие, более простые способы управления запасами.

1. Модель с фиксированным размером заказа. Через равные промежутки времени работники проверяют фактический остаток на складе. Когда они видят, что он снизился до установленной нормы, оформляют заказ на поставку.

Норму остатка и размер партии выбирают с учетом того, чтобы пока идет поставка, на предприятии не сформировался дефицит. В этом помогает резервный запас.

2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами. С заданной периодичностью (например, каждый вторник) специалисты размещают заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса установленного максимума.

Эту систему управления запасами применяют, когда можно заказывать различные по объему партии.

3. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до необходимого уровня. При ней на предприятии ведут непрерывный мониторинг запасов, и как только они снижаются до определенной нормы, автоматически поступает заказ поставщику привезти партию определенного объема. Этот объем не меняется от заказа к заказу.

Третья модель считается предпочтительной, потому что объединяет плюсы двух предыдущих.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.