За несколько лет работы в автоматизации финансового планирования мне довелось консультировать компании разного масштаба из многих отраслей. Многие читатели со мной согласятся: реальные знания и опыт приходят вместе с практикой. Встречаются интересные аспекты и сложности, которые нужно решать, а в книжных вариантах такие вопросы не рассмотрены. Расскажу об одном из таких аспектов, о подходе к построению ядра системы бюджетирования – бюджетной модели.
Актуальную статью по теме Бюджетирование и Бюджет денежных средств, читайте по ссылке>>>
Используйте пошаговые руководства:
В словосочетании «бюджетная модель» акцент намеренно делаю на «модели», которая состоит из:
- бюджетных статей (бюджетный классификатор, включает коды статей, статьи, их классификацию и аналитики);
- бюджетных форм;
- алгоритмов заполнения бюджетных показателей для плана, факта и актуализации;
- последовательности расчета бюджетных показателей.
Бюджетная модель прорабатывается в рамках методологии, и задача ее построения состоит в том, чтобы в существенных — материальных — аспектах максимально точно повторить поведение элементов финансовой отчетности — активов и обязательств, доходов и расходов. Нематериальные аспекты исключаем из рассмотрения или включаем в модель, но в значительно упрощенном варианте расчета.
Солидная бюджетная модель может состоять из 80–160 отдельных бюджетных форм.
Как правило, завершают бюджетную модель мастер-бюджеты – БДР, БДДС и балансовый лист (последний бюджет опционален и не всегда встречается).
Центральное место в бюджетной модели занимают функциональные бюджеты, нарезать их можно по видам элементов финансовой отчетности и / или функциям компании.
Что находится в начале бюджетной модели? Два подхода к бюджетированию
В академической литературе по бюджетированию встречается описание двух подходов – планирование от плана продаж или от плана производства.
Планирование от плана продаж применяют компаниями, которые ограничены объемом продаж. Они не намерены производить объемы, которые не смогут продать, это, например, дистрибьюторские автомобильные центры.
От плана производства отталкиваются компании, которые потенциально не ограничены (или слабо ограничены) объемом продаж и могут относительно легко реализовать произведенную продукцию, но имеют ограничения и сложности с выполнением производственной программы. Это, например, компании, которые занимаются добычей редких цветных металлов в тяжелых климатических условиях.
- Безошибочная техника переноса фактических данных в бюджетную модель
- Excel-модель, которая подскажет, как выполнить бюджет
- Как составить идеальный бюджет
- Какую модель бюджетирования выбрать
- Что представляет собой «балансовая бюджетная модель»
- Как работает бюджетная модель «от отчета о прибылях и убытках»
Когда нужен комбинированный подход
До недавнего времени для меня эти два возможных варианта были исчерпывающими. Но в прошлом году к нам обратилось французское сельскохозяйственное предприятие – производители вина и оливкового масла. Топ-менеджеры компании инициировали комплексный проект совершенствования системы управленческого учета производственно-хозяйственной деятельности. Мы разработали методологию и автоматизировали процессы учета затрат, расчета себестоимости. В этом проекте я столкнулся с подходом, который ранее нигде не был описан: ЦФО компании по отдельности формируют план продаж и план производства и далее производят балансировку между этими бюджетами.
Такой подход применяют сельскохозяйственные компании, которые располагают многолетними насаждениями. Выращивание винограда до момента сбора первого урожая в зависимости от сорта может занимать от 4 до 6–7 лет. Если продажи в первый-второй год падают, решение сократить площади виноградников, вырубить насаждения не может быть принято: через три – четыре года спрос на рынке может восстановиться и даже превысить ранее достигнутые показатели, а «отмотать назад» уже не получится.
Балансировка производственной программы (производство виноградного сока) и возможностей продажи вина в бутылках производится на этапе старта расчета функциональных бюджетов. Вариант, когда винограда много, а сбытовые возможности невелики, приводит к принятию решения: продать часть винограда или виноградного сока по бросовым ценам, минимизируя тем самым будущие убытки.
Противоположный вариант – мало винограда (виноградного сока) и большие запросы по продажам – может привести к решению купить виноград на стороне, если при таком подходе сохранится экономическая выгода и технологически будет выдержано соответствующее качество.
Реализация такого комбинированного подхода в бюджетной модели вызывает практический интерес консультантов-методологов. Менеджменту компании такая модель позволяет производить сценарный анализ «что…если» и просчитывать различные сценарии бизнес-планов.