В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который установил с 1 января 2015 года для российских налоговых резидентов новые требования в связи с использованием ими иностранных компаний и иностранных структур без образования юридического лица. Теперь таким организациям надо уведомлять контролирующие органы о доле участия в иностранных юридических лицах и контролируемых иностранных компаниях (КИК), а прибыль КИК включать в базу по налогу на прибыль.
Используйте пошаговые руководства:
Андрей Шпак, налоговый эксперт
Выделим основные шаги, которые стоит предпринять для соблюдения требований данного закона.
Шаг №1
Определить иностранные компании и структуры, подпадающие под действие закона № 376-ФЗ. К ним относятся (на основании ст. 23(3.1) и 25.13 НК РФ):
а. Организации, признаваемые контролируемыми иностранными компаниями (КИК):
- организации, прямо или косвенно принадлежащие российскому резиденту более чем на 50% исходя из голосующих акций (с 1 января 2016 года — более 25%);
- организации, прямо или косвенно принадлежащие российской компании-резиденту более чем на 10% исходя из голосующих акций, если доля участия всех лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ превышает 50%;
- прочие компании и лица, в отношении которых есть признаки осуществления контроля со стороны российского резидента.
При этом под осуществлением контроля для целей закона понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой компанией в отношении распределения полученной прибыли.
б. Прочие организации и лица, в отношении которых закон требует подачи уведомления:
- организации, прямо или косвенно принадлежащие российскому резиденту более чем на 10%;
- организации и структуры без образования юридического лица (совместная деятельность, товарищества по иностранному праву, трасты и т. п.) в отношении дохода которой российский резидент имеет фактическое право на доход, включая ситуации, когда российский резидент выступает учредителем структуры или получает фактическое право на доход в случае его распределения.
Шаг № 2
Подготовиться к подаче уведомления в ФНС, крайний срок — 1 апреля 2015 года. Для этого потребуется:
- из списка, составленного на Шаге №1, определить те компании и структуры, в отношении которых необходимо подать уведомление в 2015 году, то есть те компании, в отношении которых основания для подачи уведомления возникли до 1 января 2015 года;
- подготовить информацию и подтверждающие документы для заполнения и подачи уведомления о КИК.
Специальной формы уведомления пока не установлено. Вместе с тем, важно заметить, что обязанность уведомления об участии в иностранных организациях для российских организаций и индивидуальных предпринимателей уже существовала ранее (см. Форму С-09-2, утвержденную приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@ в редакции от 28.10.14).
Шаг № 3
Разработать процедуры для сбора информации и получения подтверждающих документов в целях подачи уведомлений об участии / изменении доли / прекращении участия по компаниям и структурам, созданным после 1 января 2015 года.
Шаг № 4
Оценить налоговый эффект нового закона. Для этого необходимо:
- оценить прибыль компаний и структур, подпадающих под действие закона;
- выявить неиспользованные убытки;
- выявить прибыль компаний и структур, находящихся в юрисдикциях, с которыми не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН);
- рассчитать возможные последствия применения положений Главы 25 НК РФ к такой прибыли;
- оценить эффект планируемого распределения дивидендов, в том числе в части зарубежного налогового законодательства, наличие ограничений на распределение дивидендов;
- оценить эффект иного движения средств внутри группы; определение возможностей по перемещению средств внутри группы без влияния на прибыль;
- оценить возможное влияние вариантов выбора учетной политики по компаниям, налоговая база по которым определяется на основании аудированной финансовой отчетности;
- оценить возможности использования консолидированной отчетности по группе иностранных компаний в качестве законного основания для снижения налоговой базы;
- определить компании, прибыль которых исключается из налогооблагаемой базы;
- подготовить документальное обоснование таких освобождений;
- определить возможности получения зачета налога, уплаченного на территории иностранных государств; документально обосновать зачет;
- определить вероятность «разрыва во времени» между уплатой налога и получением зачета.
Шаг № 5
Определить риски признания иностранных компаний налоговыми резидентами РФ. Для этого надо:
- выявить признаки выполнения функций, с которыми статья 246.2 НК РФ, введенная законом № 376-ФЗ, связывает возникновение налогового резидентства для иностранной компании (например, что большинство заседаний совета директоров проводятся на территории РФ, или что главные должностные лица иностранной организации преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления иностранной организацией с территории РФ и т.п);
- обосновать применение освобождения для функций, осуществление которых с территории РФ не приводит к образованию налогового резидентства для иностранной компании (например, осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной компании, подготовка консолидированной отчетности и т. п.)
По результатам анализа скорректировать внутренние процессы таким образом, чтобы минимизировать выявленные риски признания иностранных компаний налоговыми резидентами РФ.
Шаг № 6
Найти возможности по упрощению структуры и сокращению количества юридических лиц, подпадающих под действие закона, в том числе путем:
- Слияний;
- Ликвидаций.
Шаг № 7
Разработать «дорожную карту» по упрощению структуры и законной минимизации налоговой базы по КИК, через
- Сокращение юридических лиц;
- Распределение дивидендов;
- Соответствие условиям освобождения налоговой базы от налогообложения (например, на основании ст. 25.13(7) НК РФ);
- Обеспечение расчета налоговой базы на основании аудированной отчетности иностранной компании (в тех случаях, когда это разрешено законом);
- Корректировку распределения функций между Россией и зарубежными компаниями;
- Оперативный сбор информации.
Шаг № 8
Формализовать политику / регламент по управлению рисками и методологию расчета показателей уведомлений и деклараций / должностных инструкций.
Шаг № 9
Автоматизировать процесс сбора информации и подготовки уведомлений / деклараций.
Что еще потребуется изменить в соответствии с Законом о контролируемых иностранных компаниях КИК, смотрите на видео. Пошаговую инструкцию предложил директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Чтобы досконально разобраться в теме, посмотрите курс "Налоговое планирование в период антиофшорного регулирования и санкций" в Школе финансового директора.