-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Девять шагов по выполнению требований нового закона о контролируемых иностранных компаниях «КИК»

7 июля 2020
5267
Средний балл: 0 из 5
Автор:
Налоговый эксперт

В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который установил с 1 января 2015 года для российских налоговых резидентов новые требования в связи с использованием ими иностранных компаний и иностранных структур без образования юридического лица. Теперь таким организациям надо уведомлять контролирующие органы о доле участия в иностранных юридических лицах и контролируемых иностранных компаниях (КИК), а прибыль КИК включать в базу по налогу на прибыль.

Девять шагов по выполнению требований нового закона о контролируемых иностранных компаниях «КИК»
Андрей Шпак, налоговый эксперт


Выделим основные шаги, которые стоит предпринять для соблюдения требований данного закона.

Шаг №1

Определить иностранные компании и структуры, подпадающие под действие закона № 376-ФЗ. К ним относятся (на основании ст. 23(3.1) и 25.13 НК РФ):

а.       Организации, признаваемые контролируемыми иностранными компаниями (КИК):

  • организации, прямо или косвенно принадлежащие российскому резиденту более чем на 50% исходя из голосующих акций (с 1 января 2016 года — более 25%);
  • организации, прямо или косвенно принадлежащие российской компании-резиденту более чем на 10% исходя из голосующих акций, если доля участия всех лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ превышает 50%;
  • прочие компании и лица, в отношении которых есть признаки осуществления контроля со стороны российского резидента.

При этом под осуществлением контроля для целей закона понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой компанией  в отношении распределения полученной прибыли.

б.       Прочие организации и лица, в отношении которых закон требует подачи уведомления:

  • организации, прямо или косвенно принадлежащие российскому резиденту более чем на 10%;
  • организации и структуры без образования юридического лица (совместная деятельность, товарищества по иностранному праву, трасты и т. п.) в отношении дохода которой российский резидент имеет фактическое право на доход, включая ситуации, когда российский резидент выступает учредителем структуры или получает фактическое право на доход в случае его распределения.

Шаг № 2

Подготовиться к подаче уведомления в ФНС, крайний срок — 1 апреля 2015 года.  Для этого потребуется:

  • из списка, составленного на Шаге №1, определить те компании и структуры, в отношении которых необходимо подать уведомление в 2015 году, то есть те компании, в отношении которых основания для подачи уведомления возникли до 1 января 2015 года;
  • подготовить информацию и подтверждающие документы для заполнения и подачи уведомления о КИК.

Специальной формы уведомления пока не установлено.  Вместе с тем, важно заметить, что обязанность уведомления об участии в иностранных организациях для российских организаций и индивидуальных предпринимателей уже существовала ранее (см. Форму С-09-2, утвержденную приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@ в редакции от 28.10.14).

Шаг № 3

Разработать процедуры для сбора информации и получения подтверждающих документов в целях подачи уведомлений об участии / изменении доли / прекращении участия по компаниям и структурам, созданным после 1 января 2015 года.

Шаг № 4

Оценить налоговый эффект нового закона. Для этого необходимо:

  • оценить прибыль компаний и структур, подпадающих под действие закона;
  • выявить неиспользованные убытки;
  • выявить прибыль компаний и структур, находящихся в юрисдикциях, с которыми не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН);
  • рассчитать возможные последствия применения положений Главы 25 НК РФ к такой прибыли;
  • оценить эффект планируемого распределения дивидендов, в том числе в части зарубежного налогового законодательства, наличие ограничений на распределение дивидендов;
  • оценить эффект иного движения средств внутри группы; определение возможностей по перемещению средств внутри группы без влияния на прибыль;
  • оценить возможное влияние вариантов выбора учетной политики по компаниям, налоговая база по которым определяется на основании аудированной финансовой отчетности;
  • оценить возможности использования консолидированной отчетности по группе иностранных компаний в качестве законного основания для снижения налоговой базы;
  • определить компании, прибыль которых исключается из налогооблагаемой базы;
  • подготовить документальное обоснование таких освобождений;
  • определить возможности получения зачета налога, уплаченного на территории иностранных государств; документально обосновать зачет;
  • определить вероятность «разрыва во времени» между уплатой налога и получением зачета.

Шаг № 5

Определить риски признания иностранных компаний налоговыми резидентами РФ. Для этого надо:

  • выявить признаки выполнения функций, с которыми статья 246.2 НК РФ, введенная законом № 376-ФЗ, связывает возникновение налогового резидентства для иностранной компании (например, что большинство заседаний совета директоров проводятся на территории РФ, или что главные должностные лица иностранной организации преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления иностранной организацией с территории РФ и т.п);
  • обосновать применение освобождения для функций, осуществление которых с территории РФ не приводит к образованию налогового резидентства для иностранной компании (например, осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной компании, подготовка консолидированной отчетности и т. п.)

По результатам анализа скорректировать внутренние процессы таким образом, чтобы минимизировать выявленные риски признания иностранных компаний налоговыми резидентами РФ.

Шаг № 6

Найти возможности по упрощению структуры и сокращению количества юридических лиц, подпадающих под действие закона, в том числе путем:

  • Слияний;
  • Ликвидаций.

Шаг № 7

Разработать «дорожную карту» по упрощению структуры и законной минимизации налоговой базы по КИК, через

  • Сокращение юридических лиц;
  • Распределение дивидендов;
  • Соответствие условиям освобождения налоговой базы от налогообложения (например, на основании ст. 25.13(7) НК РФ);
  • Обеспечение расчета налоговой базы на основании аудированной отчетности иностранной компании (в тех случаях, когда это разрешено законом);
  • Корректировку распределения функций между Россией и зарубежными компаниями;
  • Оперативный сбор информации.

Шаг № 8

Формализовать политику / регламент по управлению рисками и методологию расчета показателей уведомлений и деклараций / должностных инструкций.

Шаг № 9

Автоматизировать процесс сбора информации и подготовки уведомлений / деклараций.

Что еще потребуется изменить в соответствии с Законом о контролируемых иностранных компаниях КИК, смотрите на видео. Пошаговую инструкцию предложил директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Чтобы досконально разобраться в теме, посмотрите курс "Налоговое планирование в период антиофшорного регулирования и санкций" в Школе финансового директора.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.