Как оценить экономическую эффективность факторинга

1042
Алипова Дарья
Национальная факторинговая компания
Несмотря на то, что о факторинге сегодня знают существенно больше, чем 5 лет назад, этот продукт, природа которого позволяет одновременно относить его, как к финансовому, так и к страховому, до сих пор вызывает массу вопросов у потенциальных клиентов. Один из вопросов – стоимость факторинга. Как понять, будет ли факторинг эффективен и насколько цель оправдывает средства? В этой статье мы расскажем о преимуществах факторинга, о том, как оценить и даже подсчитать в рублях прямую выгоду от использования факторинга.

Как оценить комиссию по факторингу

В первую очередь комиссию по факторингу надо считать не в процентах годовых, а в процентах от суммы поставки. Во-первых, это единственной правильный подход, т.к. стоимость факторинга включает не только стоимость денег (а процентная ставка – это, как известно, и есть цена денежных средства), но также стоимость оценки риска по каждому дебитору, дебиторская задолженность которого передается на обслуживание Фактору, а также стоимость управления этой задолженностью. Дебиторов, к слову, могут быть сотни и даже тысячи. Во-вторых, такой подход расчета комиссии по факторингу позволяет более точно (и что немаловажно) очень просто рассчитать затраты на факторинг в каждой конкретной поставке и переложить полностью или частично эти расходы на покупателя. Кроме того, такой вид комиссии по факторингу гораздо проще сравнить с маржей или торговой наценкой для оценки эффективности факторинга.

Пример №1

Давайте рассмотрим простой пример. Обратите внимание, что цифры абстрактные, не имеющие отношения к реальным значениям комиссии факторов. Торговая наценка у предприятия - 5%, а факторинговая компания говорит, что комиссия составит 20%. Как понять, стоит ли использовать факторинг или нет? Не «съест» ли комиссия всю наценку? Не получится ли ситуация, как в том старинном анекдоте: «и деньги в обороте, и я при деле»? А вот если бы комиссия была обозначена как 2,5% от суммы поставки, то сразу бы стало понятно, что маржа, как минимум, покрывает затраты на факторинг.



Как факторинг влияет на прибыль

Понятно, что каждый бизнес уникален, и вряд ли существует идеальная и всем подходящая формула расчета экономической  эффективности факторинга. Тем не менее, цель большинства рыночных предприятий – увеличение прибыли, в том числе, за счет роста продаж, который по большому счету может быть ограничен только двумя факторами: отсутствием платежеспособного спроса и недостаточным количеством денежных ресурсов, необходимых для финансирования закупок, производства и кредитования покупатели.

Пример №2

Рассмотрим пример, на котором хорошо видно, что при прочих равных использование факторинга помогает увеличить оборот компании, а также размер прибыли.

Итак, у нас есть 100 единиц товара, стоимость каждой штуки в закупках составлять 0,9 копеек. Продавать товар мы планируем за 1 руб./штука. Таким образов, валовая маржа составляет 10%. Предположим, что спрос ограничен 500 единицами товара в месяц, при этом покупатели предъявляют требование: отсрочка платежа не менее 45 дней. Если мы не используем факторинг, то отгрузив 100 единиц товара на 100 рублей, мы вынуждены ждать 45 дней, чтобы получить денежные средства за товар. Таким образом за год наш товар обернется 8 раз (365/45=8), и мы заработаем 100*10%*8=80 рублей.

Теперь рассмотрим вариант использования факторинга, когда в день отгрузки товара факторинговая компания перечисляет нам 90% от суммы поставки. Таким образом, отгрузив товара на 100 рублей, мы в этот же день получаем 90 рублей на свой расчетный счет в банке. На эти деньги мы покупаем 90/0,9=100 единиц товара, который снова продаем по 1 рублю. И снова пользуемся факторингом, получая в день отгрузки 90 рублей в виде финансирования. Так может продолжаться бесконечно, но в нашем случае спрос ограничен 500 единицами в месяц, поэтому мы сможем сделать не более 5 отгрузок в течении месяца. Тем не менее, теперь наши 100 единиц товара обернулись не 8 раз за год, а 40, что принесло нам уже 100*10%*40 = 400 рублей прибыли от продаж. Правда, теперь нужно посчитать, сколько нам стоили услуги факторинговой компании. Возьмем примерные тарифы: 0,75% от суммы поставки за факторинговое обслуживание и 0,04% в день от суммы финансирования за предоставление денежных ресурсов. Таким образом комиссия за одну поставку составит 100*0,75%+100*90%*0,04%*45 = 2,37 рубля. Т.е. за год это 94,8 руб. Получается, что чистая выгода от использования факторинга составит 400-94,8 = 305,2 руб., что в 3,8 раз больше, чем без использования факторинга.



К сожалению, этот пример хоть и прост для понимания, но имеет слишком много допущений и предположений. В реальном бизнесе все немного сложнее. Поэтому мы хотим поподробнее рассмотреть, какие еще можно получить выгоды от факторинга.

Другие преимущества факторинга

Одно их преимуществ факторинга – это возможность увеличивать объем продаж и, соответственно, прибыль без несения дополнительных затрат, если ваш покупатель готов платить за отсрочку (да, бывает и такое). Например, счета на оплату комиссионного вознаграждения может напрямую выставлять фактор вашему покупателю. Если же ваш фактор не может предложить такую услугу, то вы всегда можете «перевыставить» комиссию самостоятельно. Также в ряде отраслей довольно часто встречаются примеры дифференцированного прайс-листа, где цена на товар зависит от срока коммерческого кредита, которые дает поставщику массу преимуществ:  увеличение количества покупателей (и доли рынка) за счет предложения выгодных условий с точки зрения условий оплаты товара, рост продаж как за счет новых клиентов, так и за счет работающих, т.к. теперь их закупки ограничены только конечным спросом, а не наличием у них свободных оборотных (денежных) средств.



Пример №3

Предположим, что поставщик предложил своим клиентам следующий прайс-лист:

  • 1 руб. – при предоплате или оплате по факту отгрузки;
  • 1, 02 руб. – при оплате с отсрочкой 30 дней;
  • 1,03 руб. – при оплате с отсрочкой 45 дней;
  • 1,05 руб. – при оплате с отсрочкой 60 дней;

Тогда при использовании дифференцированного подхода к ценообразованию выручка за год составит уже 100*1,05*8*5*10%=420 руб. Вычтя из этой суммы комиссию, которую необходимо заплатить факторинговой компании (94,8 руб.), получаем чистую выгоду в размере 325,2 рубля, что уже в 4 раза больше, чем выручка без использования факторинга.

Часто поставщики готовы предоставлять скидку за раннюю оплату товара (предоплату или оплату по факту отгрузки товара). Если есть возможность снизить закупочные цены, то факторинг в таком случае может быть хорошим инструментом, чтобы разморозить свою дебиторскую задолженность. Тогда дополнительное преимущество факторинга будет заключаться в увеличении валовой маржи.

Пример №4

Предположим, что раннее оплата позволила снизить стоимость закупаемой продукции до 0,88 руб. за 1 единицу. Тогда, доход за год за вычетом факторинговой комиссии составит 100*8*5*12% - 94,8 = 385,2 руб., что больше дохода без факторинга уже в 4,8 раз.

Есть еще очень важный момент в использовании факторинга, который, правда, достаточно проблематично перевести в рубли. Речь идет о так называемом «балансовом эффекте». Этот момент особенно важен, если компания планирует привлекать внешние инвестиции (IPO, SPO, закрытые размещения акций, размещение облигаций). При предварительной оценке компании или прогнозировании процентных ставок по облигациям проводится анализ финансового состояния, рассчитываются различные коэффициенты, характеризующие устойчивость бизнеса, способность своевременно выполнять обязательства и т.д. На итоговую оценку, в том числе, влияет и сравнение компании с другими игроками рынка. Поэтому более «качественные» коэффициенты положительно скажутся на прогнозных ценах акций/ставке купона по облигациям и ставке инвестиционных кредитов в коммерческих банках. Естественно объем и оборачиваемость дебиторской задолженности напрямую влияют на ряд показателей, в том числе и ликвидность, поэтому, чем меньше дебиторской задолженности числится на балансе предприятия, тем «красивей» будет отчетность и приятнее условия сделки. Использование факторинга без регресса позволяет списывать до 100% дебиторской задолженности с баланса компании в день отгрузки и таким образом улучшать качество финансовой отчетности.


Вам также будут полезны:


Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль