Подводные камни факторинга

2178
Факторинг – это удобный способ обеспечить компанию постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону. Но, как и у любого другого финансового инструмента , у него есть свои минусы (все знают, что с банками шутки плохи). В этой статье мы рассмотрим различные виды факторинга, его условия, а также риски факторинга.

Откуда взялся факторинг

Факторинг – это относительно новое явление в российской экономике, у нас он появился лишь в 1988 году на закате СССР и в разгар перестройки. Значительная задержка по сравнению с другими странами была вызвана революцией 1917 года и построением коммунистами плановой экономики на территории Советского Союза.

Теоретически факторинг появился еще около двух тысяч лет назад в Древнем Риме, когда торговцы использовали в своей работе приемы, которые отдаленно напоминали современный факторинг. Сам термин «факторинг» является калькой с английского factoring, которое является в свою очередь производным от английского factor — посредник, торговый агент. Это связано с тем, что свое серьезное становление факторинг получил именно в Англии в XVII веке вместе с расширением британских колоний и появлением на новых территориях Империи так называемых «Домов факторов» (в переводе с английского «House of Factors»). В те времена большинство крупных европейских торговых домов имели своих представителей в новых колониях-факториях, которые были посредниками по сбыту и назывались факторами. В задачи факторов входила оценка платежеспособности покупателей, хранение и сбыт товаров, поиск новых покупателей и инкассация торговой выручки.

В наши дни факторинг – это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Ключевой момент в определении – отсрочка платежа, услуги факторинга идеально подходят компаниям, работающим со своими клиентами на условиях отсрочки платежей. Такой вид финансовых услуг помогает поддержать малый и средний бизнес, ведь бизнесмены часто не могут прибегнуть к традиционным кредитным источникам финансирования, предлагаемыми банками. Факторинг также используется компаниями, которые хотят быстро получить деньги для ликвидации появляющихся кассовых разрывов и решения текущих задач бизнеса (увеличение оборота, маркетинговые кампании и т.д.). Чтобы оценить экономическую эффективность факторинга, а также его недостатки, поговорим о нем подробнее

Суть факторинга

Если упростить, то суть факторинга сводится к торговле одними компаниями-факторами (кстати, их круг ограничен законодателем – ими могут быть только кредитные организации, имеющие на эту деятельность лицензию) долговыми обязательствами других компаний. Факторы производят:

  • беззалоговое финансирование под уступку денежного требования оптовых поставок, которые осуществляются на условиях отсрочки платежей;
  • проведение оценки и анализа покупателей, передаваемых на факторинговое обслуживание;
  • страхование рисков неплатежей со стороны покупателей;
  • управление дебиторской задолженностью компании.

В факторинге обычно три главных действующих лица. Первое – сам фактор, о котором речь шла выше (покупатель требования). Второе – поставщик товара (кредитор). Третье - покупатель товара (дебитор). В некоторых случаях, на сцену выходит четвёртый участник – посредник, предоставляющий свою площадку или электронную платформу для проведения факторинговых сделок.

Стоимость факторинга

Обычно стоимость факторинга складывается из следующих пунктов:

  • фиксированный сбор за обработку документов по одной поставке;
  • комиссия за предоставленные денежные ресурсы (в % годовых);
  • комиссия за факторинговое обслуживание (управление дебиторской задолженностью, страхование кредитных рисков, оценка покупателей).

Кстати, важный момент - если комиссия за деньги начисляется на сумму финансирования, то комиссия за факторинг рассчитывается как процент от всей суммы поставки.

Виды факторинга

Так постепенно мы подошли к основным видам факторинга (см. рисунок). Давайте разберем из подробнее.

Рисунок. Виды факторинга

Подводные камни факторинга

При факторинге с финансированием поставщик товара уступает фактору право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а резервируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги выгодно поставщику, так как позволяет ему конвертировать продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и благодаря этому сократить свои кассовые разрывы и значительно ускорить движение капитала, а также минимизировать риски неплатежей от контрагентов.

За свои услуги фактор-посредник получает комиссионные (за инкассацию счетов, обычно это 0,75-3% стоимости сделки) и процент по факторинговому кредиту (взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя). В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.

Факторинг без финансирования – это инкассация фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные с поставщиком и покупателем в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности. В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике такие сделки применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

Различают также факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

Основные риски факторинга

Как мы видим, факторинг – это весьма удобный способ обеспечить себя постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону. Но, безусловно, у него тоже есть свои подводные камни, как и у любого другого финансового инструмента (все знают, что с банками шутки плохи). Итак, какие же основные риски есть у факторинга и о чем лучше заранее узнать, прежде чем поставить свою подпись под документами?

  1. Факторинг как правило дороже, чем обычный кредит в банке. И это логично - фактор не имеет реального залога в качестве обеспечения сделки, поэтому он минимизирует свои риски за счет большего процента. Также фактор может использовать для оплаты сделок клиента заемные средства – это тоже влияет на окончательную стоимость услуг для клиента. В российской практике большое количество компаний предлагают высокие и довольно запутанные тарифы, которые в конечном итоге оказывающиеся невыгодными для бизнесменов. И в итоге если взять кредит в банке, то он может оказаться дешевле, чем услуги факторинговой компании.
  2. Некоторые покупатели «стесняются» работать с продавцом на условиях факторинга, потому что вместо постоянного партнера в качестве кредитора не хотят видеть банк, а не стандартную ООО. Хотя тут уже повод задуматься поставщику – а надо ли работать с теми, кто «боится» работать с банками?
  3. Факторинг обеспечивает лишь «условную» ликвидацию кассового разрыва. Как мы уже упоминали выше, поставщик получает лишь 80-90% от стоимости поставки, а все остальное поступит на его счета лишь после оплаты всей суммы конечным покупателем. Согласитесь, 10-20% от контракта - весьма серьезная сумма. Кроме того, часто могут быть затянуты сроки выплаты по факторингу. Часто сроки осуществления фактором первой выплаты происходят с задержкой. На практике это означает, что продавец получает ее не в течение считанных дней после осуществления поставки в адрес покупателя и предоставления всех подтверждающих этот факт и предусмотренных соглашением документов, а позднее.
  4. Факторинговые услуги не подойдут, если ваша компания работает постоянно с одними и теми же клиентами, которые платят пусть и с задержкой, но зато регулярно (в апреле отгрузили – в мае получили деньги, отгрузили в мае – получили деньги по контракту в июне и так далее).
  5. При факторинге требуется расширенный пакет документов, который часто включает в себя поручительство третьих лиц или залоговое обязательство.
  6. Существует риск неоплаты. В России факторинг практически всегда идет с регрессом, на практике это означает, что фактор, не получив причитающихся ему денег с должников, требует их с поставщиков. Обычно в договорах факторинга это прямо не указывается, поэтому при подписании договора необходимо максимально внимательно изучить разделы, которые посвящены обязанностям поставщиков.
  7. Факторинг не подразумевает проведения разовых сделок – отгрузки по дебиторам должны происходить постоянно.
  8. Услуга факторинга недоступна компаниям, которые:
  • занимаются производством узкоспециализированной и нестандартной продукции;
  • работают с большим количеством дебиторов и с небольшой суммой долга каждого;
  • продают продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
  • заключают долгосрочные договора с клиентами и выставляют им счета до осуществления поставок или по завершению конкретных этапов работ;
  • работаете с субподрядчиками.

  1. С помощью факторинга не удастся «обмануть систему» и профинансировать:
  • долги филиалов и иных аффилированных лиц;
  • задолженности в результате комиссионных сделок;
  • долги, обремененные обязательствами перед третьими лицами.

Как мы видим, по своей задумке факторинг – это весьма интересный инструмент поддержки небольшого бизнеса. Он позволяет наладить постоянный оборот денежных средств в компании, нивелировать риски неполучения денег по контракту и забыть про «сбор дебиторки». Это позволит компании сосредоточить свои усилия на развитии собственного бизнеса, быстрее анализировать текущую ситуацию и принимать решения, а также успешнее бороться с конкурентами за покупателя в современном высококонкурентном мире. К сожалению, из-за российской специфики и общей незрелости нашего рынка, факторинг не работает на сто процентов в России так, как он должен работать по своей задумке и так, как он работает в США и европейских странах. Но будем надеяться, что через некоторое время ситуация поменяется и у нас будут развиваться услуги факторинга, а вместе с ними и будут расти малый и средний бизнес.


Вам также могут быть полезны статьи:


Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль