При необходимости внедрения бюджетирования стоит определиться с важным вопросом - поручить постановку бюджетирования сторонним исполнителям или провести внедрение бюджетирования самостоятельно. Вполне возможно, что удастся справиться своими силами и не придется тратиться на услуги консультантов.
Актуальную статью по теме Бюджетирование и Бюджет денежных средств, читайте по ссылке>>>
Используйте пошаговые руководства:
Чтобы понять, справится ли компания с внедрением бюджетирования на предприятии своими силами, руководству потребуется оценить сложность предстоящих работ, удостовериться, что в штате компании есть специалисты должной квалификации, выбрать программное обеспечение для автоматизации и спрогнозировать расходы на выполнение проекта.
Трудоемкость внедрения системы бюджетирования
Насколько сложным и трудоемким окажется в итоге процесс внедрения бюджетирования на предприятии, во многом зависит от задач, которые ставятся перед новой системой. Как правило, это основные управленческие задачи, тесно связанные с главными стратегическими и тактическими целями компании. К ним можно отнести:
- планирование и контроль показателей деятельности компании;
- выявление потребностей в финансовых ресурсах;
- оптимизацию денежных потоков;
- управление доходами и расходами компании;
- формирование многовариантных планов развития компании;
- оптимизацию использования ресурсов организации, снижение уровня затрат и т. п.
На стадии внедрения бюджетирования важно помнить, что чрезмерная детализация только усложнит процесс внедрения. Чтобы этого избежать, следует заранее определиться с тем, какой набор бюджетных форм будет для компании оптимальным, как часто потребуется составлять и пересматривать планы, кто за это будет отвечать и т. д. Необходимо также учесть планы дальнейшего роста компании, расширение видов ее деятельности и специфику производства, качество действующего управленческого и бухгалтерского учета.
Специалисты по внедрению бюджетирования
Чтобы внедрить систему бюджетирования на предприятии своими силами, необходимо провести диагностику текущего состояния компании, разработать соответствующие правила и методики, с помощью которых будут формироваться планы и отчеты, разработать регламенты для всех служб и подразделений, участвующих в процессе бюджетирования. Для этого компании в первую очередь потребуются специалисты по управленческому, бухгалтерскому и налоговому учету. Если проект предполагает и автоматизацию бюджетирования, то понадобятся программисты. Желательно, чтобы все перечисленные специалисты были квалифицированными не только в своей области, но и имели некоторый опыт в постановке бюджетирования.
В случае, когда провести внедрение бюджетирования на предприятии своими силами полностью или частично невозможно, остается рассмотреть вариант обращения к консультантам.
Внедрение автоматизированной системы бюджетирования
При внедрении автоматизированной системы бюджетирования необходимо определиться с программой. Она должна обеспечивать решение поставленных перед системой бюджетирования задач и соответствовать разрабатываемым методикам планирования. При этом она должна быть понятной и доступной для всех специалистов, включенных в процесс. Условно программные средства можно разделить на группы:
- стандартное программное обеспечение MS Office, в частности, Excel;
- коробочные программные продукты;
- программные продукты на базе «1С»;
- специализированные программные продукты.
Внедрение автоматизированной системы бюджетирования на базе первых двух групп может проводиться собственными силами. При выборе программы из 3-й или 4-й группы потребность в сторонних специалистах существенно возрастет.
Если внедрение бюджетирования на предприятии проводится консультантами, чаще всего приобретается тот программный продукт, с которым они имеют опыт работы (подробнее о том, как выбрать систему автоматизации, см. Как выбрать комплексную информационную систему).
Расходы на внедрение системы бюджетирования
Чтобы оценить стоимость внедрения бюджетирования своими силами, нужно определиться с расходами, которые появятся при реализации проекта (как на этом сэкономить, см. Как снизить расходы на постановку бюджетирования).
Это в первую очередь:
- оплата труда штатных сотрудников или привлеченных временных специалистов;
- покупка специализированного программного обеспечения;
- оборудование рабочих мест;
- обучение персонала правилам работы с системой.
Могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с проведением диагностики бизнес-процессов и общего состояния компании, а также с разработкой методик, положений и регламентов бюджетирования (обо всех работах, см. Как составить график работ по внедрению бюджетирования).
Каждая компания-консультант предлагает свой набор документов для регламентации планирования и внедрения бюджетирования, а также свое программное обеспечение. Поэтому, выбирая консультанта, целесообразно провести анализ предложений сразу нескольких организаций. А оценивая стоимость их услуг, учесть, что на цену будут влиять популярность компании на рынке, опыт ее работы, квалификация специалистов, программные продукты и т. д. (подробнее о том, как выбрать консультантов для внедрения, см. Как выбрать консультантов для внедрения комплексной информационной системы).
Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»