-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Акция повиновения

12 июля 2020
197
Средний балл: 0 из 5

Опционы. Сотрудники банков группы «Сосьете Женераль» в России скупают акции головной структуры, не страшась второй волны кризиса.

У коллекторов «Столичного кредитного товарищества» есть хороший повод выполнять свои обязанности с особым рвением – часть из них являются акционерами группы Societe Generale, на которую они и работают. За последнее время опционной программой для сотрудников там воспользовались 26 человек. Пока не самая впечатляющая цифра. Зато в банках группы «Сосьете Женераль» в России (БСЖВ, «Русфинанс», «Дельтакредит»), по словам одного из собеседников «Ф.», в этом году настоящий ажиотаж. Если в 2009 году акционерами SG стали 2,4 тыс. сотрудников «Русфинанса» (они купили бумаги на 20,3 млн рублей), то по результатам нынешней «подписной кампании» их число, видимо, уверенно перевалит за 3,5 тыс. человек. Большой интерес к опционам и в других банках группы. «Программа проводится уже несколько лет, и сейчас сотрудники «Сосьете Женераль» владеют 7% акций компании», – отмечает гендиректор БСЖВ Пьерр-Ив Гримо. Доля российских сотрудников постоянно растет – в том же «Русфинансе» в 2009 году число акционеров увеличилось в четыре раза.

Только для своих. «Рядовой сотрудник предпочитает денежный бонус, а не отсроченную на несколько лет компенсацию, – уверен председатель правления Барклайс банка Николай Цехомский.– Хотя такую опционную программу можно использовать как нестандартный инструмент повышения лояльности, но лишь сверх стандартной компенсации, а не вместо нее». Еще в бытность финансовым директором ВТБ Николай Цехомский занимался разработкой опционной программы в госбанке, однако та до сих пор не реализована. Пока в финансовом секторе наличием опционов может похвастать лишь часть топ-менеджеров Газпромбанка. Другие государственные гиганты, Сбербанк и ВТБ, готовят свои предложения: в «Сбере» акционерами должны стать около 300 управленцев, в ВТБ – сотня. В прошлую пятницу первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что к ним необходимо приплюсовать и Россельхозбанк. У трех банков, видимо, будет принят единый порядок реализации этих программ. У частных банков, таких как «Возрождение» и «Санкт-Петербург», акции которых торгуются на рынке, опционных программ нет. Воздерживаются от внедрения опционов для сотрудников и «дочки» западных кредитных организаций: в частности, в Райффайзенбанке и «Барклайс» «Ф.» заявили, что таких планов у них нет.
Рядовые сотрудники не так явно ассоциируют свой труд с финансовыми показателями компании, как топ-менеджеры, считает старший консультант департамента HR-консалтинга компании Pynes & Moerner Надежда Курляндская. У «топов» больше возможностей повлиять на бизнес организации. «Даже менеджменту среднего звена участие в опционных программах может быть не интересно по причине того, что они не имеют возможности влиять на результат, – рассуждает Надежда Курляндская. – Мидл-менеджмент зачастую выполняет функцию «радио», просто транслируя решения руководства». Кроме того, опционные программы рассчитаны на долгосрочное вознаграждение, и применительно к рядовым сотрудникам и даже менеджерам они зачастую не выполняют эту функцию: по подсчетам специалистов, срок «жизни» менеджера среднего звена в банке или компании составляет 9–12 месяцев, а у работника, скажем, кредитного отдела или операциониста зачастую еще меньше.
«Многие компании, которые разрабатывают сложные системы мотивации, мало внимания уделяют их донесению до сотрудников», – считает Надежда Курляндская. По ее словам, сотрудники должны обязательно понимать смысл программы, осознавать, как их ежедневная деятельность влияет на бизнес-результаты компании и стоимость акций, а также как они могут заработать больше денег. Пока получается не у всех. Несколько лет назад опционную программу для некоторых категорий сотрудников пытались реализовать в российском офисе Intel, но многие из них просто не понимали, что делать с теми возможностями, которые им предоставлялись, и продавали свои опционы коллегам по номиналу. Какое-то время назад занимались разработкой подобной программы в российских офисах нескольких западных компаний, однако в конечном итоге выбор был сделан в пользу системы, при которой сотрудники просто получают денежную премию по итогам года, если компания достигает определенного результата.

Не страшно покупать. Практика внедрения опционных программ для рядовых сотрудников не слишком распространена даже на Западе, хотя такие «опции» есть в Auchan, Southwest Airlines, Starbucks, Pepsico и некоторых других компаниях. Доходят эти веяния и до России. К примеру, о том, что 15% акций компании смогут купить сотрудники и агенты компании «Росгосстрах» еще в 2007 году заявлял ее совладелец Данил Хачатуров. В апреле нынешнего года, спустя три года, в компании еще раз подтвердили, что не оставляют надежд запустить этот процесс. Масштабная программа лояльности (объемом до 1,5–1,6 млрд рублей) готовится и в российском «Ашане», где работают более 20 тыс. человек. Каждый сотрудник сети получит возможность потратить на приобретение акций до 25% годового дохода. «Мы попытались избежать проблемы недостаточного информирования сотрудников и провели большую обучающую кампанию», – говорит директор по персоналу «Ашан Россия» Валери Маршадур. Для сотрудников были разработаны презентации и обучающие плакаты, проводились специальные тренинги, а на самые часто задаваемые вопросы руководители компании ответили в специальном телеинтервью. Те же инструменты используют в «Сосьете Женераль»: чтобы донести смысл программы и ее преимущества, для сотрудников банков проводят семинары, а также раздают красочные презентации. В них показана динамика дивидендов по акциям за последние годы (пик пришелся на 2006 год – 5,2 евро на бумагу), а также проиллюстрированы курсовые колебания акций с января 2005 года по март 2010-го.
Согласно программе максимальная сумма инвестиций сотрудника не может превышать 25% его годового дохода, а максимальная сумма подписки не больше 20 тыс. евро. Продать бумаги можно лишь спустя пять лет (за исключением увольнения, свадьбы, рождения ребенка, покупки квартиры). Акции, цена которых зафиксирована на уровне середины марта, продаются с дисконтом в 20%, а из оставшейся суммы половина субсидируется банком (но не больше 1 тыс. евро), которая, по словам Пьерра-Ива Гримо, значительно увеличивает инвестиционные возможности сотрудника. По словам собеседника «Ф.», в одном из банков группы большая часть сотрудников не дожидается конца действия опционной программы – кто-то женится, у кого-то рождаются дети. «Но в итоге почти все остаются в плюсе», – говорит он. За счет того, что акции достаются сотрудникам действительно дешево. В этом году они «уходили» примерно по 20 евро.
Но появились отягчающие факторы в виде сложной ситуации в еврозоне. Помимо снижения курса евро, еще в середине мая аналитики Bank of America Merrill Lynch отмечали: нельзя признать адекватным падение акций SG на 29% в нынешнем году. BoA понизил целевую стоимость бумаг Societe Generale с 63,5 до 59 евро, а прогноз прибыли на акцию в 2011 году понижен на 6%. Несмотря на то что акции Societe Generale в ближайшие месяцы будут дорожать, в долгосрочной перспективе проблемы банковского сектора очевидны. Месяц назад Роберт Патрик, старший советник Credit Suisse Asset Management, под управлением которого $1,1 трлн, в беседе с «Ф.» не рекомендовал покупать банковские акции, поскольку у кредитных организаций снижается способность генерировать прибыль. Кроме того, может настораживать будущее сокращение доходности в целом при необходимости наращивать капитализацию в силу новых регулятивных требований в Европе. Наконец, велики риски, что кредитные организации продолжат списывать плохие долги. В банках группы SG в России это мало кого пугает. «Мы рассматриваем программу как хорошую возможность для мотивации сотрудников, а также поддержания рыночной стоимости акций на достаточном уровне», – не скрывает Пьерр-Ив Гримо.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.