Рейтинг национальных бюджетов

1069
Госфинансы. В десятке стран с самыми большими бюджетными расходами на душу населения – семь монархий и всего одна крупная экономика. Россия – на 73-м месте: ниже Казахстана, но выше Украины.
На верхних строчках предсказуемо оказались богатые страны, которые поддерживают высокий уровень жизни своих граждан, перераспределяя через бюджетную систему значительную долю ВВП. Первые три десятка стран, лидирующих в рейтинге, по классификации Всемирного банка (ВБ) относятся к группе государств с высокими доходами (валовой национальный доход на душу населения в 2006 году выше $11 116). Кроме того, они имеют отношение бюджетных расходов к ВВП на уровне 40–50%. Нижнюю же часть рейтинга занимают бедные страны, по тем или иным причинам входящие в группу с низкими подушевыми доходами (менее $905). У них бюджетные расходы в среднем на уровне 20% ВВП (за исключением 56% у Зимбабве).

Лидеры. Возглавляет рейтинг Люксембург с показателем бюджетных расходов на одного жителя $35,3 тыс. Великое герцогство с полумиллионным населением по праву считается самым зажиточным государством в мире – именно у него самый высокий показатель подушевого ВВП по ППС, $70 тыс. в 2005 году(здесь и далее страновые показатели душевого ВВП по ППС приводятся по данным декабрьского доклада ВБ, опубликованного по завершении последнего раунда Программы международных сопоставлений. Подробнее – в методике составления рейтинга.). На пятом месте – еще одно крохотное европейское государство, Сан-Марино. Мальта, по которой доступна оценочная статистика из справочника ЦРУ World Factbook за 2005 год, занимает в рейтинге 28-е место.

В первую десятку попали Катар, Бруней и Кувейт – маленькие страны с большими запасами углеводородов. Эмират Катар, занявший второе место в рейтинге, лишь ненамного уступает Люксембургу по показателю подушевого ВВП. К тому же это самая динамичная экономика Ближнего Востока: в течение по­следних четырех лет темпы роста были в среднем на уровне 25%. Нефть и газ обеспечивают 85% экспортных поступлений и 70% государственных доходов Катара. Его соседу по Персидскому заливу, Кувейту, нефть дает 95% экспортных поступ­лений и 80% государственных доходов. Заметим, что в обоих эмиратах высокое отношение бюджетных расходов к ВВП: 55 и 59% соответственно. Однако значительная часть этих средств идет на оборону. Так, Катар в 2005 году занимал второе место в мире (после Омана) по величине оборонных расходов – 10% ВВП (оценка ЦРУ). У Кувейта этот показатель был на уровне 5,3% в 2006 году. В среднем затраты на оборону в мире составляют лишь около 2% от ВВП.

Султанат Бруней – юго-восточная монархия, но и она своим благополучием обязана нефтегазовому сектору: на него приходится свыше половины экономики и более 90% экспорта. Отношение бюджетных расходов к ВВП здесь вообще самое высокое в мире, без малого 88%. Столь высокие показатели во многом объясняются «отеческим» отношением султана к своим подданным. В Брунее – конституционная монархия, но султан вправе говорить «государство – это я», ибо он кроме поста верховного правителя и главнокомандующего занимает все ключевые министерские должно­сти. А социальная поддержка брунейцев – это восточная сказка на современный лад: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование вплоть до университетского уровня (причем учиться можно не только на родине, но и в любом вузе за рубежом), льготные, а зачастую беспроцентные кредиты на строительство дома и приобретение личного транспорта (и не только автомобиля, но и самолета или вертолета!). Кроме того, Бруней оплачивает своим гражданам ежегодное паломничество в Мекку. Прибавьте сюда отсутствие подоходного налога, и станет понятно, почему одно из самых суровых наказаний для жителя страны – лишение гражданства.

На четвертой, шестой и восьмой строках – Норвегия, Швеция и Дания. В этих странах, заметим, также конституционная монархия, хотя высокие позиции в рейтинге объясняются уже не королевской щедростью, а широко известной социальной направленностью экономической политики. В «скандинавской модели» рыночного хозяйства именно государству отводится основная роль в финансировании социальных расходов. Отсюда самый высокий в мире уровень налогообложения и очень большая доля ВВП (более 50%), перераспределяемая через бюджетную систему. Кстати, Исландия и Норвегия – страны, имеющие, по расчетам ООН, самые высокие в мире значения индекса развития человеческого капитала (Human Development Index). В этом показателе учитываются три параметра, по которым можно судить о качестве жизни в стране: здоровье, образование и уровень доходов.

Абсолютные рекордсмены. А что же крупнейшие экономики мира? США находятся на 36-м месте с показателем душевых бюджетных расходов на уровне $8,9 тыс. А вот Китай – лишь на 105-м месте с $900. Понятно, что его низкие подушевые показатели во многом определяются огромной численностью населения, ведь в Поднебесной проживает пятая часть всех жителей планеты. При этом там слабая система социального страхования, сельское население практически не имеет доступа к нормальному медицинскому обслуживанию. Несмотря на все экономические успехи, Китай продолжает по классификации ВБ числиться в ряду стран с подушевыми доходами ниже среднего. Если по размерам экономик между США и Китаем существует двукратный разрыв, то по душевым показателям ВВП он десятикратный. А вот отношение бюджетных расходов к ВВП у обеих стран примерно одинаковое – около 20%.

По абсолютной величине бюджетных расходов лидируют США ($2,66 трлн по ППС), Япония ($1,35 трлн) и Китай ($1,23 трлн). Самое же высокое отношение бюджетных расходов к ВВП – у Брунея (87,8%), Кубы (85,7%) и Ирака (83,5%).

Среди стран СНГ самое высокое место в рейтинге (53-е) – у Белоруссии, где государство тратит $3,9 тыс. на душу населения. За ней идет Казахстан (69?е место) с показателем $2,7 тыс. Россия в рейтинге бюджетной обеспеченно­сти занимает 73-е место c $2,46 тыс. Отношение бюджетных расходов к ВВП составляло в 2006 году около 16%. Это существенно ниже средних показателей по миру. Так, средний уровень бюджетной обеспеченности по всем странам – $4,87 тыс., а среднее отношение расходов к ВВП – чуть менее трети. Правда, особенности электорального цикла вносят в статистику свои коррективы. В 2007 году в связи с увеличением государственных расходов их отношение к ВВП должно подрасти почти до 21%, по данным Минфина. В 2008 году расходы федерального бюджета могут составить 6,57 трлн рублей, а ВВП прогнозируется в размере 35 трлн рублей, в результате чего соотношение снова несколько снизится – до 18,8%.

Аутсайдеры. Замыкают рейтинг беднейшие страны Африки и Афганистан. Его последнее место выглядит логично, если учесть, что экономика страны только начинает восстанавливаться после десятилетий вооруженных конфликтов. После падения режима талибов наметился экономический рост, в прошлом году его темпы превысили 8%. По данным Азиатского банка развития, подушевой ВВП в долларах по валютному курсу вырос с $246 в 2006 году до $355 в 2007-м. Однако, несмотря на определенные улучшения, Афганистан остается беднейшей аграрной страной, сильно зависящей от масштабной международной помощи. Большая часть населения страдает от отсутствия нормальных условий для жизни: не хватает жилья, пить­евой воды, квалифицированной медицинской помощи, а безработица превышает 40%.

Что касается африканских стран, то их расположение в рейтинге имеет четкую связь с уровнем благосостояния. Самые богатые страны, которым повезло с природными ресурсами, заняли более высокие позиции. Так, на 48-м месте с $5,4 тыс. бюджетных расходов на человека оказалась Экваториальная Гвинея. Обнаружение и разработка значительных запасов нефти позволили этой стране покинуть ряды беднейших африканских государств и превратиться в самую динамичную экономику континента (по данным ВБ, в период с 1996-го по 2005 год ВВП в среднем рос на 30% с лишним). На 52?м месте с $4 тыс. – Ботсвана, где на алмазную отрасль приходится более трети ВВП и до 80% экспортных доходов. Однако, как и во многих других странах континента, сравнительно высокие подушевые показатели – еще не залог высокого уровня жизни населения. Безработица в Ботсване по официальным оценкам составляет 25%, а по неофициальным – приближается к 40%. В стране один из самых высоких в мире процент населения, зараженного СПИДом. На 65-м месте в рейтинге – богатый нефтью и марганцевыми рудами Габон, где также сильно расслоение по уровню доходов и треть граждан живет в нищете.

В пятерке африканских стран, замыкающих рейтинг, – самые низкие подушевые показатели ВВП в мире: у Гвинеи и Того – менее $1 тыс., а у Демо­кратической республики Конго – и вовсе меньше $300. Эти страны находятся на обочине мировой экономики и даже в благоприятные годы не имеют возможности почувствовать «жар» от ее роста. Они являются наиболее яркой иллюстрацией причин, тормозящих экономическое развитие всей Африки: нехватка инвестиций, низкая производительность труда, отсутствие нормальной инфраструктуры, неработающие государственные институты. Многие проблемы упираются в низкое качество человеческого капитала. В Африке южнее Сахары менее половины взрослых жителей грамотны. Широкое распространение СПИДа, высокая смерт­ность от малярии и туберкулеза, отсутствие элементарного медицинского обслуживания, многочисленные вооруженные конфликты приводят к тому, что продолжительность жизни не дотягивает до 50 лет.

В ряду аутсайдеров рейтинга выделяется Зимбабве: уникальная в своем роде страна, имеющая отношение бюджетных расходов к ВВП на уровне 55,7%. Но попытки государства активно участвовать в социально-экономических процессах, происходящих в стране, настолько неадекватны, что она все глубже погружается в пучину кризиса. Результат наращивания расходов на фоне экономического спада – самая высокая в мире инфляция: по итогам 2007 года ее темпы оценивались в 8000%. В региональном отчете ООН, посвященном Африке, Зимбабве названа самой слабой страной континента. Ее экономика поражена хронической нехваткой топлива и продуктов питания. Из пяти жителей страны четверо не имеют работы и живут за чертой бедности.

10 СТРАН В РЕЙТИНГЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

Норвегия4-е место$21,4 тыс.Почти $400 млрд, накопленных в государственном «фонде будущих поколений», – не помеха высокой бюджетной обеспеченности.
Люксембург1-е место$35,3 тыс.Мировой лидер по ВВП на душу населения и крупный финансовый центр Европы.
Швеция6-е место$19,1 тыс.Цена высокой бюджетной обеспеченности – налоговая нагрузка в 50% ВВП.
США36-е место$8,9 тыс.Самый крупный госбюджет в мире с громадным дефицитом: $285 млрд в 2008 финансовом году.
Россия73-е место$2,5 тыс.Стараниями Алексея Кудрина Россия, будучи 8-й экономикой в мире с большим профицитом бюджета, находится лишь в середине рейтинга.
Китай105-е место$940Третий по величине бюджет в мире – $1,2 трлн по ППС. Но на 1,3 млрд человек - маловато.
Куба56-е место$3,5 тыс.Через бюджет перераспределяется почти 86% ВВП. Но доходы на душу населения – ниже среднемировых.
Бруней3-е место$24,4 тыс.Страна с самым высоким соотношением бюджетных расходов и ВВП: почти 88%. Подоходного налога нет, зато можно съездить в Мекку на бюджетные деньги.
Зимбабве156-е место$140Госрасходы превышают половину ВВП, и все впустую: экономика – одна из худших в мире.
Катар2-е место$27,1Средний рост ВВП – 25%, 70% доходов в бюджет дает неф­тегазовый сектор.

РЕЙТИНГ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАН

МестоСтрана/территорияНаселение, млн человекБюджетные расходы,$ млрд по валютному курсуБюджетные расходы на душу населения, $ тыс. по ППСОтношение бюджетных расходов к ВВП, %Тип страны по классификации Всемирного банка**Индекс уровня­ жизни ПРООН***
1 Люксембург0,4618,735,2845,1ВД97,5
2 Катар0,8316,927,1054,9ВД90,4
3 Бруней(1)0,374,824,3687,8ВД92,4
4 Норвегия4,64136,121,3543,8ВД100,0
5 Сан-Марино(1*)0,030,719,4764,2ВД-
6 Швеция9,05213,519,0655,5ВД98,8
7 Кувейт2,6035,918,8959,1ВД92,0
8 Дания5,43140,618,2251,1ВД98,0
9 Австрия8,24158,317,6849,1ВД97,9
10 Франция61,041211,017,3054,3ВД98,3
11 Нидерланды16,37313,117,1247,6ВД98,5
12 Бельгия10,49193,216,4949,3ВД97,7
13 Финляндия5,26101,815,8448,6ВД98,3
14 Канада32,56501,015,3640,0ВД99,3
15 Великобритания60,361071,015,0445,7ВД97,7
16 Италия58,57928,214,5650,3ВД97,2
17 Германия82,411331,014,5545,8ВД96,6
18 Исландия0,306,714,5242,5ВД100
19 Ирландия4,2174,513,9233,5ВД99,1
20 Швейцария7,44142,113,6637,4ВД98,7
21 Австралия20,52257,311,8333,5ВД99,4
22 Кипр20,768,011,6348,9ВД93,3
23 Испания43,55473,611,3938,7ВД98,0
24 Греция11,11106,710,9943,6ВД95,7
25 Словения2,0016,610,8844,5ВД94,7
26 Япония127,561586,010,5836,5ВД98,5
27 Макао (КНР)0,463,210,3522,1ВД-
28 Мальта2 0,403,010,3354,8ВД90,7
29 Чехия10,2262,610,1944,1ВД92,0
30 Португалия10,5989,59,6046,5ВД92,7
31 Венгрия10,0660,79,3753,8ВСД90,3
32 Бахрейн0,744,59,2037,4ВД89,5
33 Новая Зеландия4,1341,09,1939,5ВД97,4
34 Словакия5,3827,09,0649,1ВСД89,2
35 ОАЭ*4,6434,98,9231,9ВД89,7
36 США298,992655,08,8820,1ВД98,2
37 Израиль7,0449,68,5135,4ВД96,3
38 Оман2,6211,67,3542,6ВСД84,1
39 Саудовская Аравия23,68104,16,8536,9ВД83,9
40 Сингапур4,3918,86,6014,2ВД95,2
41 Хорватия4,4419,26,5545,1ВСД87,8
42 Эстония1,345,46,5433,2ВД88,8
43 Гонконг (КНР)7,0132,26,2817,0ВД96,8
44 Латвия2,297,35,9536,1ВСД88,3
45 Республика Корея48,42215,75,7824,3ВД95,1
46 Ливия*5,9716,35,7832,3ВСД84,5
47 Литва3,4010,15,5834,0ВСД89,0
48 Экваториальная Гвинея0,511,55,4417,7ВСД66,3
49 Тайвань22,8072,45,2819,9ВД-
50 Иран69,1593,64,5442,0НСД78,4
51 Болгария7,7011,74,0437,3ВСД85,1
52 Ботсвана1,763,44,0332,5ВСД67,6
53 Белоруссия9,7213,83,9337,2НСД83,1
54 Румыния21,5440,13,8633,0ВСД84,0
55 Венесуэла27,0254,63,6730,0ВСД81,8
56 Куба*11,2934,33,5185,7НСД86,6
57 Ливан4,067,93,4534,7ВСД79,8
58 Мальдивские о-ва0,340,73,4173,3НСД76,5
59 Сербия и Черногория8,0511,13,3432,6ВСД-
60 Малайзия25,7738,93,3026,1ВСД83,8
61 Ирак27,5033,93,2683,5НСД-
62 Босния и Герцеговина3,915,83,2251,7НСД83,0
63 Польша38,1171,83,2121,2ВСД89,9
64 Уругвай3,315,73,1729,4ВСД88,0
65 Габон1,412,13,1222,5НСД69,9
66 Мексика104,22206,93,0424,7ВСД85,6
67 Аргентина39,1248,12,8222,5ВСД89,8
68 Македония2,042,22,7534,9НСД82,7
69 Казахстан15,3118,02,7223,3ВСД82,0
70 Чили16,4526,52,7118,2ВСД89,6
71 Турция72,94122,72,6130,5ВСД80,1
72 Маврикий1,251,62,4924,2ВСД83,1
73 Россия142,37157,42,4616,0ВСД82,9
74 ЮАР47,3967,82,3526,6ВСД69,6
75 Колумбия45,5649,82,3536,6НСД81,7
76 Украина46,5734,72,2832,7НСД81,4
77 Алжир*33,3533,52,1529,2НСД75,7
78 Бразилия188,69219,92,0920,6ВСД82,6
79 Панама*3,284,22,0524,5ВСД83,9
80 Албания3,143,12,0533,9НСД82,7
81 Белиз0,300,32,0026,7ВСД80,4
82 Перу28,3725,11,9626,9НСД79,9
83 Азербайджан 8,475,71,9528,5НСД77,1
84 Иордания5,595,51,8338,7НСД79,9
85 Тунис10,138,21,8026,9НСД79,1
86 Доминиканская Республика*9,616,11,7620,0НСД80,5
87 Эквадор13,419,91,7524,3НСД79,8
88 Свазиленд1,131,01,7339,1НСД56,5
89 Египет75,4035,51,6833,0НСД73,1
90 Коста-Рика*4,393,31,6514,8ВСД87,4
91 Намибия2,052,31,6535,5НСД67,1
92 Ямайка*2,663,81,6235,8НСД76,0
93 Бутан20,640,41,5837,8НСД59,8
94 Боливия9,344,01,5435,4НСД71,8
95 Таиланд64,7236,61,4317,8НСД80,7
96 Грузия4,442,51,3933,2НСД77,9
97 Сирия19,509,41,2726,9НСД74,8
98 Ангола16,3910,81,1924,5НСД46,1
99 Марокко30,5019,01,1333,1НСД66,7
100 Молдавия3,841,41,0141,9НСД73,1
101 Фиджи20,850,71,0025,8НСД78,7
102 Армения3,011,20,9918,0НСД80,1
103 Шри-Ланка19,776,80,9925,3НСД76,8
104 Кабо-Верде0,520,40,9834,8НСД76,0
105 Китай1311,80515,80,9419,3НСД80,3
106 Республика Конго4,111,90,9326,2НСД56,6
107 Никарагуа*5,251,20,9222,6НСД73,3
108 Йемен21,637,20,9237,8НД52,5
109 Папуа – Новая Гвинея*6,001,90,9134,0НД54,8
110 Сальвадор*6,992,90,8916,1НСД75,9
111 Индонезия223,0477,40,8621,2НСД75,2
112 Парагвай6,021,70,8518,2НСД78,0
113 Сан-Томе и Принсипи0,160,060,8448,5НД67,6
114 Гондурас*7,352,10,8322,7НСД72,3
115 Туркмения*4,901,40,809,1НСД73,7
116 Лесото1,790,80,7951,7НСД56,7
117 Монголия22,550,60,7223,6НД72,3
118 Узбекистан*26,545,20,6830,3НД72,5
119 Вьетнам84,1116,70,6727,5НД75,7
120 Филиппины84,5920,30,6117,4НСД79,6
121 Гватемала*12,904,40,6012,6НСД71,2
122 Западный берег и сектор Газа2*3,631,6 0,5940,4НСД75,5
123 Судан37,008,90,5423,6НД54,3
124 Пакистан159,0025,30,5019,6НД56,9
125 Гана22,534,30,4733,5НД57,1
126 Бирма*47,372,40,4424,6НСД-
127 Сенегал11,932,50,4327,8НД51,5
128 Киргизия5,200,60,4323,4НД71,9
129 Эритрея*4,540,40,4339,1НД49,9
130 Таджикистан6,650,60,3921,8НД69,5
131 Замбия11,862,50,3922,8НД44,8
132 Кения35,145,10,3724,3НД53,8
133 Кот-д’Ивуар 18,473,70,3721,2НД44,6
134 Индия1109,81128,70,3514,2НД63,9
135 Лаос5,770,50,3315,9НД62,1
136 Камерун16,682,60,3314,2НСД55,0
137 Гамбия1,550,10,3327,2НД51,9
138 Бенин8,691,00,2821,5НД45,1
139 Нигерия144,7518,70,2816,3НД48,6
140 Бурунди*7,830,30,2838,0НД42,7
141 Буркина-Фасо13,591,40,2721,9НД38,2
142 Чад9,991,00,2615,9НД40,1
143 Гаити*8,650,70,2514,7НД54,6
144 Малави 13,161,10,2549,2НД45,1
145 Руанда9,240,70,2328,7НД46,7
146 Танзания39,483,10,2224,2НД48,2
147 Непал27,661,90,2223,9НД55,2
148 Камбоджа14,351,00,2213,6НД61,8
149 Мозамбик20,142,00,2126,0НД39,7
150 Уганда29,872,00,1921,3НД52,2
151 Бангладеш144,359,30,1815,1НД56,5
152 Мадагаскар19,091,10,1820,6НД55,1
153 Эфиопия72,713,20,1724,0НД41,9
154 Гвинея9,200,50,1715,2НД47,1
155 Того6,300,50,1620,5НД52,9
156 Зимбабве13,092,80,1455,7НД53,0
157 Демократическая Республика Конго59,342,00,0823,4НД42,5
158 Афганистан1*29,350,60,079,4НД-

Источники: ЦРУ (CIA World Factbook), Всемирный банк, ООН

1 Оценка на 2004 г.

2 Оценка на 2005 г.

* Страна не фигурирует в исследовании международных сопоставлений, опубликованном ВБ в декабре 2007 г. При расчете использовались более ранние данные ВБ или оценки ЦРУ из CIA World Factbook.

** Всемирный банк предлагает деление стран на 4 группы, исходя из показателя валового национального дохода на душу населения. В категорию стран с низким уровнем дохода (НД) попадают государства, в которых душевой национальный доход составляет $905 и менее. Вторая группа – страны с подушевым доходом ниже среднего (НСД), $906–$3595. Третья группа – страны с подушевым доходом выше среднего (ВСД), $3596–$11 115. И, наконец, четвертая группа – страны с высоким (от $11 116) подушевым доходом (ВД).

*** Программа развития ООН ежегодно публикует Human Development Report – доклад об условиях проживания и положении населения в разных странах мира. С помощью специального индекса, при расчете которого учитываются продолжительность жизни, уровень грамотности и душевые доходы, предпринимается попытка ранжировать страны по уровню благополучия и качеству жизни их граждан. Последний доклад, опубликованный в прошлом году, опирается на данные 2005 г. В нем наивысшее значение Human Development Index – 100 – у Исландии и Норвегии.

МЕТОДИКА

Страны ранжированы по показателю бюджетных расходов на душу населения, выраженному в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). Под ППС понимается соотношение национальной валюты с американской, учитывающее их покупательную способность применительно к определенному набору товаров и услуг. Когда необходимо сравнить показатели в разных странах, наиболее надежен именно формат ППС – он учитывает разницу в уровнях цен.

Исходной статистикой для рейтинга послужили оценочные данные по бюджетным расходам из справочника ЦРУ CIA World Factbook. В нем эта информация для большинства стран дана по состоянию на 2006 год и представлена в долларах по официальному обменному курсу. Для конвертации бюджетных расходов в доллары по ППС и расчета подушевых показателей была использована статистика Всемирного банка, а именно данные по ВВП в текущем долларовом выражении и в долларах по ППС по результатам по­следнего раунда Программы международных сопоставлений (ПМС), а также данные о численности населения на конец 2006 года. Коэффициент конвертации в формат ППС рассчитывался как отношение показателя ВВП в долларах по ППС к показателю ВВП в долларах по официальному курсу.

Для десятка стран, по которым имелась информация о бюджетных расходах, но которые не фигурировали в последнем докладе ПМС, для определения коэффициента конвертации в формат ППС использовались более ранние данные по ВВП за 2006 год ВБ или из CIA World Factbook. Для ряда стран оценка бюджетных расходов на душу населения приведена по состоянию на 2004 или 2005 год.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль