Цель товарного баланса - согласовать объем закупки товаров, возможности сбыта и наличие остатков продукции на складах компании. О составе показателей такого баланса читайте в этой статье.
Используйте пошаговые руководства:
Товарный баланс отражает движение товаров по схеме «остатки на складе – производство (закупки) – продажа». Его также называют материально-стоимостным балансом, он используется в целях оценки обеспеченности плана продаж необходимыми товарными ресурсами и для анализа величины товарных запасов.
Товарный баланс. Состав показателей
В Системе Финансовый директор Наталья Костюченко, генеральный директор компании «Риск-Консалт», поделилась пошаговой инструкцией, чтобы привлечь кредит под залог товаров в обороте: собрать документы, подготовить предложение, застраховать предмет залога. Оформите доступ подписчика и воспользуйтесь опытом практикующих финансистов. Обратите внимание на таблицу с перечнем документов для оформления залога, а также на специальные отчеты для контроля залога.

Кредит под залог товаров в обороте: как получить
Товарный баланс формируется в разрезе видов продукции, товарных групп или номенклатуры товаров. В случае торговой компании в нем будут отражены в натуральном и стоимостном выражении такие бюджетные показатели (см. таблицу):
- остатки товаров на складах на начало периода;
- продажи товаров (возможна детализация по направлениям продаж, каналам сбыта);
- закупки товаров (возможна детализация по источникам закупок. Например, закупки на внутреннем рынке и импорт товаров);
- остатки на складах на конец периода.
Товарный баланс дилерского центра на первый квартал
№ п/п | Модели автомобилей | Остатки на начало | Розничные продажи | Корпоративные продажи | Продажи, всего | Закупки | Остатки на конец | ||||||
шт. | тыс. руб. | шт. | тыс. руб. | шт. | тыс. руб. | шт. | тыс. руб. | шт. | тыс. руб. | шт. | тыс. руб. | ||
1 | MITSUBISHI | 55 | 28 800 | 371 | 192 505 | 132 | 69 722 | 503 | 262 227 | 469 | 243 710 | 21 | 10 283 |
1.1 | Lancer 1.6/2.0 | 15 | 6150 | 250 | 124 123 | 122 | 60 572 | 372 | 184 696 | 370 | 185 000 | 13 | 6454 |
1.2 | Outlander 2.0/2.4 | 10 | 9150 | 24 | 21 960 | 10 | 9150 | 34 | 31 110 | 24 | 21 960 | 0 | 0 |
1.3 | Colt 1.3/1.5 | 30 | 13 500 | 97 | 46 421 | 0 | 0 | 97 | 46 421 | 75 | 36 750 | 8 | 43829 |
2 | MAZDA | 30 | 15 720 | 270 | 164 223 | 68 | 37 100 | 338 | 201 323 | 345 | 206 629 | 37 | 21 026 |
2.1 | Mazda 3 | 25 | 12 625 | 160 | 87 294 | 68 | 37 100 | 228 | 124 394 | 230 | 126 500 | 27 | 14 731 |
2.2 | Mazda 6 | 5 | 3 095 | 95 | 59 800 | 0 | 0 | 95 | 59 800 | 100 | 63 000 | 10 | 6295 |
2.3 | CX-7 | 0 | 0 | 15 | 17 129 | 0 | 0 | 15 | 17 129 | 15 | 17 129 | 0 | 0 |
Итого | 85 | 44 520 | 641 | 356 728 | 200 | 106 822 | 841 | 463 550 | 814 | 450 339 | 58 | 31 309 |
Составление товарного баланса
Как правило, товарный баланс составляется сначала в натуральном выражении, а потом - в стоимостном (по себестоимости товаров). Ответственность за его подготовку несут отделы продаж и закупок.
Порядок планирования показателей товарного баланса следующий:
- объемы продаж в натуральном выражении (источник данных – бюджет продаж);
- остатки товаров на начало периода в натуральном и стоимостном выражении. Определяются на основании фактических данных на последнюю отчетную дату и данных актуальной версии бюджета. К примеру, на 30 сентября фактические товарные запасы оцениваются в 2 млн руб. (по данным управленческого учета). В соответствии с последней версией бюджета на 2009 год в четвертом квартале продажи товаров составят 7,4 млн руб., а закупки – 7 млн руб. Таким образом, ожидаемый факт по товарным запасам на 31 декабря равен 1,6 млн руб. (2 млн руб. – 7,4 млн руб. + 7 млн руб.);
- закупки и остатки на складах на конец периода в натуральном выражении. Один из способов их планирования – по нормативу складского запаса. Например, остатки на складах должны составлять не более 10 процентов от товарооборота, следовательно, их значение на конец периода можно рассчитать как 10% объем продаж в периоде, следующем за планируемым. Исходя из этих данных, рассчитывается и величина закупок (объем продаж в планируемом периоде + остатки на конец периода – остатки на начало периода). Другое решение – планирование от закупок. Оно используется, когда нет особых требований к величине складских остатков, а также в условиях ограниченного предложения товаров их поставщиком или производителем. В этом случае сначала рассчитывается объем закупки, а на его основе – остатки (объем закупок – объем продаж + остатки на начало периода);
- закупки в стоимостном выражении. Рассчитываются по закупочной стоимости товаров в планируемом периоде на основании актуального прайс-листа поставщика;
- объемы продаж и остатки на конец периода в стоимостном выражении. Для определения плановой себестоимости единицы товара можно воспользоваться методом средней себестоимости:
Себестоимость единицы товара | = | Остатки на начало в стоимостном выражении + Закупки в стоимостном выражении |
Остатки на начало периода в натуральном выражении + Закупки в натуральном выражении |
Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается как произведение объема продаж в натуральном выражении и себестоимости единицы товара. Стоимость остатков на конец периода определяется аналогично как произведение остатков на конец периода в натуральном выражении и себестоимости единицы товара.
Пример
По плану продаж дилерского центра розничные продажи модели Lancer (включающей модификации с двигателем 1,6 и 2,0 л) в первом квартале планируемого периода составят 250 шт., а корпоративные продажи – 122 шт. Итого предполагается реализовать 372 автомобиля этой модели. Ожидаемый факт на складе на 1 января составит 15 автомобилей, себестоимость остатков – 6150 тыс. руб.
Для того чтобы выполнить план по продажам и поддержать остатки на складах на уровне, аналогичном началу периода, нужно закупить 370 автомобилей. В соответствии с прайс-листом дистрибьютора на планируемый период себестоимость закупок составит 185 000 тыс. руб. (см. таблицу).
Исходя из запланированных показателей продаж и закупок, а также данных об ожидаемых остатках на начало периода остатки на конец периода в натуральном выражении равны 13 шт. (15 шт. + 370 шт. – 372 шт.). Средняя себестоимость одного автомобиля Lancer на планируемый период составит 496,49 тыс. руб. ((6150 тыс. руб. + 185 000 тыс. руб.) : (15 шт. + 370 шт.)).
Рассчитаем отсюда себестоимость розничных продаж – 124 123 тыс. руб. (250 шт. 496,49 тыс. руб.), себестоимость корпоративных продаж – 60 573 тыс. руб. (122 шт. 496,49 тыс. руб.) и остатки на конец периода 6454 тыс. руб. (13 шт. 496,49 тыс. руб.).