-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети
-

Зачем нужен товарный баланс

2 октября 2024
15909
Средний балл: 0 из 5
эксперт сервиса "Финансовый директор. Проверка контрагента"

Цель товарного баланса - согласовать объем закупки товаров, возможности сбыта и наличие остатков продукции на складах компании. О составе показателей такого баланса читайте в этой статье.

Товарный баланс отражает движение товаров по схеме «остатки на складе – производство (закупки) – продажа». Его также называют материально-стоимостным балансом, он используется в целях оценки обеспеченности плана про­даж необходимыми товарными ресурсами и для анализа величины товарных запасов.

Товарный баланс. Состав показателей

В Системе Финансовый директор Наталья Костюченко, генеральный директор компании «Риск-Консалт», поделилась пошаговой инструкцией, чтобы привлечь кредит под залог товаров в обороте: собрать документы, подготовить предложение, застраховать предмет залога. Оформите доступ подписчика и воспользуйтесь опытом практикующих финансистов. Обратите внимание на таблицу с перечнем документов для оформления залога, а также на специальные отчеты для контроля залога.

Зачем нужен товарный баланс

Кредит под залог товаров в обороте: как получить

Товарный баланс формируется в разрезе видов продукции, товарных групп или номенклатуры товаров. В случае торговой компании в нем будут отражены в натуральном и стоимостном выражении такие бюджетные показатели (см. таблицу):

  • остатки товаров на складах на начало периода;
  • продажи товаров (возможна детализация по направлениям продаж, каналам сбыта);
  • закупки товаров (возможна детализация по источникам закупок. Например, закупки на внутреннем рынке и импорт товаров);
  • остатки на складах на конец периода.

Товарный баланс дилерского центра на первый квартал

№ п/п Модели автомобилей Остатки на начало Розничные продажи Корпоративные продажи Продажи, всего Закупки Остатки на конец
шт. тыс. руб. шт. тыс. руб. шт. тыс. руб. шт. тыс. руб. шт. тыс. руб. шт. тыс. руб.
1 MITSUBISHI 55 28 800 371 192 505 132 69 722 503 262 227 469 243 710 21 10 283
1.1 Lancer 1.6/2.0 15 6150 250 124 123 122 60 572 372 184 696 370 185 000 13 6454
1.2 Outlander 2.0/2.4 10 9150 24 21 960 10 9150 34 31 110 24 21 960 0 0
1.3 Colt 1.3/1.5 30 13 500 97 46 421 0 0 97 46 421 75 36 750 8 43829
2 MAZDA 30 15 720 270 164 223 68 37 100 338 201 323 345 206 629 37 21 026
2.1 Mazda 3 25 12 625 160 87 294 68 37 100 228 124 394 230 126 500 27 14 731
2.2 Mazda 6 5 3 095 95 59 800 0 0 95 59 800 100 63 000 10 6295
2.3 CX-7 0 0 15 17 129 0 0 15 17 129 15 17 129 0 0
Итого 85 44 520 641 356 728 200 106 822 841 463 550 814 450 339 58 31 309

Составление товарного баланса

Как правило, товарный баланс составляется сначала в натуральном выражении, а потом - в стоимостном (по себестоимости товаров). Ответственность за его подготовку несут отделы продаж и закупок.

Порядок планирования показателей товарного баланса следующий:

  • объемы продаж в натуральном выражении (источник данных – бюджет продаж);
  • остатки товаров на начало периода в натуральном и стоимостном выражении. Определяются на основании фактических данных на последнюю отчетную дату и данных актуальной версии бюджета. К примеру, на 30 сентября фактические товарные запасы оцениваются в 2 млн руб. (по данным управленческого учета). В соответствии с последней версией бюджета на 2009 год в четвертом квартале продажи товаров составят 7,4 млн руб., а закупки – 7 млн руб. Таким образом, ожидаемый факт по товарным запасам на 31 декабря равен 1,6 млн руб. (2 млн руб. – 7,4 млн руб. + 7 млн руб.);
  • закупки и остатки на складах на конец периода в натуральном выражении. Один из способов их планирования – по нормативу складского запаса. Например, остатки на складах должны составлять не более 10 процентов от товарооборота, следовательно, их значение на конец периода можно рассчитать как 10% объем продаж в периоде, следующем за планируемым. Исходя из этих данных, рассчитывается и величина закупок (объем продаж в планируемом периоде + остатки на конец периода – остатки на начало периода). Другое решение – планирование от закупок. Оно используется, когда нет особых требований к величине складских остатков, а также в условиях ограниченного предложения товаров их поставщиком или производителем. В этом случае сначала рассчитывается объем закупки, а на его основе – остатки (объем закупок – объем продаж + остатки на начало периода);
  • закупки в стоимостном выражении. Рассчитываются по закупочной стоимости товаров в планируемом периоде на основании актуального прайс-листа поставщика;
  • объемы продаж и остатки на конец периода в стоимостном выражении. Для определения плановой себестоимости единицы товара можно воспользоваться методом средней себестоимости:
Себестоимость единицы товара = Остатки на начало в стоимостном выражении + Закупки в стоимостном выражении
Остатки на начало периода в натуральном выражении + Закупки в натуральном выражении

Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается как произведение объема продаж в натуральном выражении и себестоимости единицы товара. Стоимость остатков на конец периода определяется аналогично как произведение остатков на конец периода в натуральном выражении и себестоимости единицы товара.

Пример

По плану продаж дилерского центра розничные продажи модели Lancer (включающей модификации с двигателем 1,6 и 2,0 л) в первом квартале планируемого периода составят 250 шт., а корпоративные продажи – 122 шт. Итого предполагается реализовать 372 автомобиля этой модели. Ожидаемый факт на складе на 1 января составит 15 автомобилей, себестоимость остатков – 6150 тыс. руб.

Для того чтобы выполнить план по продажам и поддержать остатки на складах на уровне, аналогичном началу периода, нужно закупить 370 автомобилей. В соответствии с прайс-листом дистрибьютора на планируемый период себестоимость закупок составит 185 000 тыс. руб. (см. таблицу).

Исходя из запланированных показателей продаж и закупок, а также данных об ожидаемых остатках на начало периода остатки на конец периода в натуральном выражении равны 13 шт. (15 шт. + 370 шт. – 372 шт.). Средняя себестоимость одного автомобиля Lancer на планируемый период составит 496,49 тыс. руб. ((6150 тыс. руб. + 185 000 тыс. руб.) : (15 шт. + 370 шт.)).

Рассчитаем отсюда себестоимость розничных продаж – 124 123 тыс. руб. (250 шт. 496,49 тыс. руб.), себестоимость корпоративных продаж – 60 573 тыс. руб. (122 шт. 496,49 тыс. руб.) и остатки на конец периода 6454 тыс. руб. (13 шт. 496,49 тыс. руб.).

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.