-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Что такое роялти

7 июля 2020
27923
Средний балл: 0 из 5
эксперт сервиса "Финансовый директор. Проверка контрагента"
Роялти: что это такое
Роялти: что это такое

Роялти – это плата за использование чужой торговой марки или бренда. В статье разберемся, что такое роялти, в каких случаях используется этот вид лицензионного вознаграждения.

Скачайте дополнительный материал к статье:

Что такое роялти

Роялти – это вид денежного вознаграждения за использование авторских прав, патентов, торговых марок и брендов, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности. Узнайте, чем рискованны роялти по лицензионным договорам

Простыми словами, рояли – это регулярная плата за предоставление услуг или товарного знака. Термин «используется во многих отраслях, более всего во франчайзинге, например:

Также роялти в земельном праве используется как термин, означающий рентную плату за право разработки природных ресурсов, которая платится собственнику земли или недр предпринимателем.

Франчайзер (обладатель торговой марки) и франчайзи (тот, кто платит за использование известного бренда) заключают договор франчайзинга, по которому франчайзер обязуется дать право на использование собственной торговой марки, проводить рекламные компании и помогать в обучении персонала, а также оформлении торговых помещений. Франчайзи в свою очередь вносит плату за вступление в торговую сеть (одноразовый паушальный взнос) или определенную сумму инвестиций в развитие бизнеса. Это дает предпринимателю право заниматься собственным бизнесом без особых затрат на рекламу и имея при этом постоянных поставщиков. В процессе работы франчайзи платит роялти – выплаты с продаж, как правило, ежемесячные или ежеквартальные. Размер роялти устанавливается договором.

Выплата роялти: за что платят

Процент с прибыли или оборота. Такая выплата роялти, когда процент платится с прибыли, встречается не так часто. Все дело в том, что размер прибыли во многом зависит от уровня расходов франчайзи. Когда бизнес только начинает работать или франчайзи завышает расходы, размер прибыли минимален или совсем отсутствует. В этом случае франчайзер не получает достойную оплату в виде роялти.

Этот вид роялти выгоден франчайзи и абсолютно не выгоден франчайзеру, т.к. он не может повлиять на размер прибыли (см. также про налог на прибыль в 2018 году). Поэтому чаще распространен случай когда размер роялти равен процента с оборота. Реальные обороты производства скрыть от владельца бренда сложнее. На сегодняшний день это самый распространенный вид роялти.

Процент с маржи. В этом случае франчайзи платит процент с торговой наценки. Этот вариант более выгоден франчайзеру, так как он может регулировать оптовые и розничные цены, а соответственно и определять размер торговой наценки.

Роялти в виде фиксированной суммы. В этом случае размеры роялти фиксируются в договоре франшизы, также определяются договором четкие сроки ее оплаты. Не зависит ни от цен на продукцию, ни от оборотов. Вариант может быть выгоден как франчайзеру (получает четко фиксированную сумму вне зависимости от оборотов или прибыли франчайзи), так и франчайзи (в случае больших оборотов производства). Чем больше объемы производства, тем ниже доля роялти в себестоимости единицы продукции.

Это стимулирует франчайзи к расширению производства, к более эффективному ведению бизнеса. Платежи могут выплачиваться ежемесячно, ежеквартально либо один раз в год – это устанавливается договором. Вариант выгоден компаниям, которым сложно определить точную сумму дохода.

Читайте также: Виды франшизы и их специфика

Рекламные платежи в пользу франчайзера – отчисления денег за раскрутку и рекламу бренда, под которым работает покупатель франшизы. Эти отчисления могут быть заложены в процент роялти, а могут быть вынесены в договоре отдельным пунктом как отдельный платеж.

Когда честная компания может пострадать из‑за товарного знака

Три ситуации, в которых нарушение прав пользования товарными знаками привело компании к потерям и упущенной выгоде. Как случайно не «попасть на деньги».

Как избежать проблем

Фри роялти: лицензия на интеллектуальную собственность

Существует особый вид собственности, который распространяется на такие объекты как литературные и музыкальные произведения, программное обеспечение для техники (компьютеров, телефонов, прочей офисной техники). За свои разработки и произведения собственники получают фри роялти – разовую плату за использование  интеллектуальной собственности на законных основаниях.

Общая формула для расчета фри роялти отсутствует. Такой вариант приобретения интеллектуальной собственности может быть очень выгоден, если использовать объект многократно. Например, это может касаться антивирусных программ или фотографий, или музыкальных произведений. Однако следует помнить, что фри роялти не означает, что объект интеллектуальной собственности можно использовать бесплатно, сначала его нужно купить у правообладателя. Также фри роялти может использоваться в благотворительных целях, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы получить доступ к интеллектуальной собственности. См. также про защиту интеллектуальной собственности.

Чем рискованны роялти по лицензионным договорам

Налоговики в сделках по лицензионным договорам находят признаки взаимозависимости и доначисляют налог на прибыль. Если они докажут, что экономически невыгодно выплачивать роялти – например, платежи неизменны, а рентабельность бизнеса падает, сделку признают нереальной и доначислят налог на прибыль.

Обезопасить выплату роялти

Налогообложение выплат роялти

С точки зрения налогового законодательства РФ денежные средства в форме роялти признаются доходом организации-лицензиара и облагаются налогом на прибыль организаций в соответствии с положениями статьи 250 НК РФ.

В порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 4 статьи 271 НК РФ, такие доходы признаются на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Также выплата роялти в РФ признается расходом для организации-лицензиата в целях формирования базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям пункта 37 статьи 264 НК РФ.

Роялти как способ перераспределить налог на прибыль

Дружественные организации могут оптимизировать уплату налога на прибыль без составления каких-либо отчетов и актов об оказанных услугах с помощью платежей по договору франчайзинга обладателю исключительных прав (роялти).

При этом правообладателем, получающим доходы, должна выступать организация на упрощенке или организация на общем режиме, но с убыточной деятельностью. В первом случае экономия будет достигаться за счет того, что ставки налога на УСН ниже ставки налога на прибыль (ст. 346.20 НК РФ). Во втором случае доходы от передачи прав просто уменьшат общий убыток.

Официальная позиция: Минфин России подтверждает, что для признания расходов на приобретение лицензионных прав наличия акта приемки-передачи не требуется. Однако роялти могут уменьшить налогооблагаемую прибыль только в случае, если приобретаемые права используются в хозяйственной деятельности в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Финансовое ведомство исходит из того, что как в договоре об отчуждении исключительных прав, так и в лицензионном договоре должен быть предусмотрен порядок перехода прав от правообладателя к их приобретателю. Так, пунктом 4 статьи 1234 Гражданского кодекса РФ установлено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Одновременно в статье 1235 Гражданского кодекса РФ определено, что лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Соответственно, для документального подтверждения расходов на приобретение исключительных или неисключительных прав наличия акта приемки-передачи прав не требуется, если договором не предусматривается его формирование. При этом лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, а в ряде случаев ему необходимо пройти государственную регистрацию (п. 2 ст. 1232 ГК РФ) (письмо Минфина России от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/225).

Возникновение дополнительных условий для признания расходов обусловлено нормами гражданского законодательства, согласно которым объекты, переданные в пользование по лицензионным договорам, должны использоваться в строго установленном порядке. В частности, организация должна использовать товарный знак, руководствуясь положениями статьи 1484 Гражданского кодекса РФ (письма Минфина России от 29 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/110, от 18 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/73).

Если данные условия выполняются и объекты, полученные по лицензионным договорам, используются без нарушений норм, установленных частью 4 Гражданского кодекса РФ, расходы по договору экономически обоснованны и документально подтверждены, то их следует учитывать при расчете налога на прибыль на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/28).

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.