Что такое CPM-система и зачем она нужна финансовому директору

521
Амириди Юлия
заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab
CPM-системы – это системы для управления эффективностью бизнеса. В зарубежных компаниях эти системы – востребованный инструмент среди финансистов. Стоит ли перенимать их опыт российским финансовым директорам.

Что такое CPM-система и зачем она нужна

Профессиональная деятельность финансового директора сегодня немыслима без информационных технологий. Последние два-три года одна из популярнейших тем в публикациях по ИТ-проблематике – бизнес-аналитика. Что скрывается за этими двумя словами, почему они так популярны и, самое главное, чем они могут быть полезны финансовому департаменту?

Понятие бизнес-аналитика используется для обозначения отдельного класса ПО. Термин был придуман зарубежными исследовательскими компаниями и в оригинале звучит как business analytics. Существует достаточно много определений, что такое бизнес-аналитика, но, по сути, все они сводятся к следующему: это аналитические ИТ-инструменты, которые позволяют преобразовать исходные, «сырые», данные в значимую для бизнеса информацию, на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение эффективности бизнеса.

Бизнес-аналитика – достаточно широкий сегмент ПО, он представлен ИТ-инструментами, различающимися как по своим возможностям, так и стоимости. На одном его полюсе – применительно к сфере деятельности финансовых менеджеров - находятся электронные таблицы Excel, а на другом – более сложные решения, такие как системы класса CPM (Corporate/Business Performance Management - системы для управления эффективностью корпорации/бизнеса). Если достоинства и ограничения электронных таблиц хорошо известны, то о CPM-продуктах стоит сказать чуть подробнее.

Отличительная их особенность – наличие в их составе централизованного источника данных, говоря профессиональным языком, хранилища данных. Хранилище обеспечивает сбор, выверку и консолидацию первичной финансовой информации, поступающей из различных источников – учетных систем, ERP-систем и даже отдельных Excel-файлов. В этом смысле хранилище служит источником выверенной и непротиворечивой информации. На ее основе с помощью специализированных приложений можно автоматизировать различные задачи, такие как финансовое планирование и бюджетирование, подготовку разнообразной отчетности: финансовой (МСФО), управленческой отчетности, аналитической и пр.

В зарубежных компаниях CPM-системы - востребованный инструмент у финансистов. Например, согласно опросу финансовых директоров, который ежегодно проводит исследовательская компания Gartner, эти приложения занимают верхнюю строчку в списке приоритетных ИТ-направлений для инвестирования. По данным другой аналитической организации – PBM Partners, их применение позволяет компаниям упростить доступ к информации, сократить сроки подготовки планов, уменьшить количество ошибок в данных (см. рис. 1).

Рисунок 1. Рейтинг выгод от внедрения CPM-систем в иностранных компаниях (результаты опроса BPM Pulse 2016 компании BPM Partners, июль 2016 г.)

Что такое CPM-система и зачем она нужна финансовому директору

Если обратиться к российскому рынку, то, как показывает анализ данных открытых источников, CPM-системы пока развертывались преимущественно в крупнейших компаниях, а в отраслевом разрезе – в банках, предприятиях ТЭК и торговых сетях. Преимущества этих ИТ-решений для бизнеса компаний в целом схожи с теми выгодами, о которых говорили представители западных организаций в опросе PBM Partners (см. рис. 2).

Рисунок 2. Рейтинг выгод от внедрения CPM-систем в российских компаниях (результаты анализа данных открытых источников компании Intersoft Lab, июль 2016 г.)

Что такое CPM-система и зачем она нужна финансовому директору

Чем CPM-система поможет финансовому директору

Теперь, когда выгоды для бизнеса очевидны, а причины популярности этих систем понятны, попробуем разобраться, как они могут помочь финансовым директорам справиться со сложностями и вызовами, которые их ожидают в ближайшие годы. Чтобы ответ не показался излишне абстрактным, обратимся к рейтингу вызовов-2016, стоящих перед финансовыми руководителями (см. рис. 3).

Рисунок 3. Наибольшие вызовы для финансового директора в ближайшие 1-2 года (результаты опроса DNA of a Finance Director компании Hays)

Что такое CPM-система и зачем она нужна финансовому директору

Рассмотрим каждый из этих вызовов подробнее.

Увеличение объемов работы по подготовке внутренней отчетности на фоне сокращения штата

Делать большее меньшими силами - лейтмотив сегодняшнего дня. Применение CPM-систем может снять нагрузку с сотрудников финансового департамента по формированию финансовой, управленческой и риск-отчетности, которую в сегодняшних условиях требуется готовить чаще и детальнее.

Как правило, основные трудозатраты при подготовке различных видов внутренней отчетности связаны со сбором, выверкой, консолидацией и обработкой первичных данных. По разным оценкам, при использовании электронных таблиц на эти рутинные операции может уходить до 80% усилий по подготовке отчетности. В зависимости от величины компании отчетный период может составлять от нескольких недель до полутора месяцев. Основная экономия достигается за счет перевода указанных задач в автоматизированный режим: данные автоматически выгружаются из бухгалтерских и учетных систем в хранилище, где выполняются сверочные процедуры для контроля их качества и исправления выявленных несоответствий и ошибок, а также консолидация. Благодаря этому полностью устраняются нестыковки и пробелы в данных, порожденные человеческим фактором, вызванные ошибками в работе учетных систем и прочими факторами, а сроки подготовки данных многократно сокращаются и составляют от нескольких часов до пары дней.

Частая смена рыночного курса компании

В условиях турбулентной экономики компаниям приходится оперативно реагировать на меняющиеся бизнес-условия. Со своей стороны, финансовая служба должна быстро формировать и корректировать финансовые планы, в которых будет отражено изменение рыночного курса компании. Для этого потребуется собрать реалистичные планы продаж, хозяйственную смету и другие бюджеты, свести их в единый финансовый план, оценить показатели эффективности (KPI) и ожидаемую прибыльность продуктов, клиентских сегментов, каналов продаж и пр. В идеале - просчитать несколько вариантов планов с учетом различных сценариев развития экономической ситуации, в том числе для разных курсов валют, закупочных цен и других рыночных индикаторов. Как и в случае с подготовкой управленческой отчетности, такое перепланирование, если оно требует вовлечения разных служб и подразделений организации и при этом выполняется «вручную», например, с помощью электронных таблиц, достаточно трудоемкий процесс, который может занимать далеко не одну неделю.

Задействовав CPM-систему с поддержкой функций коллективного и многосценарного планирования, с возможностью прогнозирования плановых показателей прибыльности и рентабельности, с учетом рисков, можно сократить процесс создания версии плана до 5-7 дней.

Необходимость оптимизации штата

Оценить вклад каждого подразделения и отдельного сотрудника в общий финансовый результат организации, чтобы определить, насколько он «ценен» – достаточно нетривиальная задача. Во-первых, необходимо, чтобы первичные учетные данные имели требуемые аналитические признаки: ЦФО, клиентский/продуктовый менеджер и пр. Во-вторых, придется решить ряд непростых организационно-методических вопросов, таких как, например как устранение конфликтов и разногласий при учете в прибыльности подразделений их косвенных расходов: на рекламу, на аренду, ИТ-поддержку и пр.

CPM-системы предоставляют возможность рассчитывать финансовый результат с требуемой степенью детализации: в разрезе бизнес-направлений, центров прибыли, точек продаж, вплоть до отдельных сотрудников. Это достигается за счет возможности автоматической «раскраски» первичных данных аналитическими признаками, которые могут отсутствовать в исходной системе, например, ЦФО, менеджер и др.

Применительно к вопросу оценки результативности подразделений с учетом всех понесенных затрат CPM- инструменты, во-первых, позволяют настраивать произвольные многоступенчатые алгоритмы разнесения косвенных расходов, а во-вторых, могут выполнить обратную трассировку расчета и показать, как перераспределялись расходы на каждом шаге разнесения. Другими словами, обеспечивается прозрачность расчетов и переносов сумм между центрами ответственности, и подразделения легко могут увидеть, из чего сложилась та или иная цифра, каковы «их» прямые и отнесенные расходы.

В результате, финансовые руководители получают детальную и объективную картину формирования прибыли компании, что позволяет им взвешенно подходить к оптимизационным мероприятиям как в отношении бизнес-отделов, так и в части сети продаж и конкретных персоналий.

Операционная поддержка развития бизнеса

Быстрый рост либо модернизация бизнеса, как правило, сопровождается резким ростом расходов, что может потребовать усиления функций планирования и централизованного контроля за расходами. Применение специализированных программных продуктов для автоматизации хозяйственного бюджетирования, которые также относятся к CPM-системам, позволяет, с одной стороны, не увеличивая штат, справится с многократным увеличением количества платежей, а с другой – исключить возможность нецелевого расходования средств. Это обеспечивает за счет наличия функционала для реализации централизованного контроля платежей по смете, а также поддержки необходимой детализации смет, что помогает оптимально планировать расходы подразделений.

Продвижение по карьерной лестнице

Согласно данным исследования, проведенного в 2013 году по заказу американского института сертифицированных бухгалтеров, одним из нефинансовых ключевых показателей эффективности, влияющих на размер оплаты финансового директора, является уровень его компетентности в области ИТ. Это неудивительно, если вспомнить, что развертывание CPM-систем сегодня занимает первое место в списке наиболее важных направлений корпоративной автоматизации у западных финансовых директоров. С учетом той пользы, которые эти системы приносят бизнесу, можно утверждать, что опыт работы с ними может повысить рыночную капитализацию финансового руководителя.

CPM-системы не являются серебряной пулей, способной раз и навсегда разрешить все проблемы финансового директора. Их внедрению должен предшествовать тщательный анализ возможностей ПО, достигаемых результатов и получаемой экономии, с учетом не только всех прямых и сопутствующих расходов, но и потенциальных выгод. Оценка эффективности использования CPM обязательно должна быть количественной, особенно если учесть, что основным заказчиком является финансовый менеджмент.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль