С 7 августа 2014 года на один год вводится полный запрет на поставки в Россию ряда товаров из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии, сообщил сегодня премьер-министр России Дмитрий Медведев. При этом правительство готово пересмотреть сроки действия мер, если партнеры РФ будут готовы обсудить вопросы сотрудничества.
Постановление «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», вводящее эмбарго на импорт ряда товаров из стран, которые ввели экономические санкции в отношении РФ, уже подписано (указ Президента РФ от 06.08.14 № 560).
Речь идет о запрете на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы. Также эмбарго вводится и на молоко и молочную продукцию, фрукты, овощи, орехи, колбасы, готовые продукты, включая сыры и творог. Ограничения не коснулись детского питания и товаров, которые россияне сами покупают за границей.
Как российский рынок отреагирует на запретные меры
Кузьма Куракин, руководитель казначейства ООО «Управляющая компания ТАВРОС»
Ответные санкции со стороны России, вводящие запрет на импорт отдельных видов сельхозпродукции, в том числе говядины, свинины, мясо птицы, существенно повлияют на производственный и ценовой баланс на внутрироссийском рынке. Безусловно, российские мясные производители с оптимизмом встречают данное решение Правительства, так как с учетом временных ограничений ввоза по свинине из ЕС и США в течение 2013 - 2014 годов, средние рыночные цены на живых свиней на внутреннем рынке возросли более чем в 2 раза (с 60 руб/кг в начале 2013 до 125 руб/кг в июле 2014 года), что положительно отразилось на финансовых результатах. С учетом данного решения рыночная цена будет расти и произойдет замещение на продукцию отечественного производителя. Единственный минус – запрет также коснется завоза маточного поголовья, который необходим для комплектования новых производственных мощностей и обновления генетики на действующих предприятиях. Одновременно, стоит заметить, что уже сейчас в РФ растет число селекционно-гибридных центров, поставляющих современную высокопродуктивную генетику - то есть, альтернатива есть.


Так, зависимость России от импорта мясосырья за последнее десятилетие снизилась примерно с 50% до 15-25% в различных сегментах. Доля США в поставках существенная – около 40 - 50%. Но ограничения, тем не менее, не могут повлиять на индустрию критическим образом – снижение может быть нивелировано за счет отечественной продукции и расширения импорта, например, из Бразилии – также одного из крупнейших поставщиков мяса в Россию. В секторе свежих фруктов и овощей, даже по узкой номенклатуре (допустим, речь о яблоках), нет выраженной зависимости от тех или иных региональных поставщиков. Учитывая климатические особенности, обеспечить себя круглый год собственной плодоовощной продукцией страна не может, но зато каналы поставок здесь диверсифицируются без серьезных издержек. Можно относительно быстро, без критических последствий для розничных цен и инфляции переориентироваться на поставки, например, из стран партнеров по СНГ, из стран Ближнего Востока – традиционно крупнейших поставщиков овощей и фруктов в Россию - и целого ряда других регионов мира. Одновременно европейский и американский агропромышленный бизнес, для которого Россия, с ее 30% импорта в структуре потребления продуктов питания, традиционно является одним из ключевых партнеров, несомненно, будет нести заметные убытки в связи с возможными эмбарго.
Читайте также: