-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Рейтинг получателей федеральных денег

1 августа 2015
111
Средний балл: 0 из 5

Госфинансы. Бюджеты Чечни и Ингушетии на 90% состоят из средств, поступающих из федерального центра. Лучше всех обеспечены собственными доходами Москва и главные нефтегазовые провинции.

Финансовая зависимость регионов от трансфертов из федерального бюджета (а в последние годы – еще и из госкорпораций) очень четко отражает уровень их экономического развития. Чем оно слабее, тем, как правило, выше доля распределяемых из центра денег в консолидированном бюджете субъекта федерации. Этот показатель взят за основу составленного рейтинга.

Последние стали первыми. Не удивительно, что на верхних строках преобладают регионы из южной части России. Особо следует выделить Чечню. Она хотя и уступила соседней Ингушетии первое место в списке «Ф.», но при этом по абсолютным размерам безвозмездных поступлений в бюджет, запланированных на текущий год, не имеет себе равных в России – более 57 млрд рублей. Кроме того, Чечня вошла в десятку регионов, которые получат самое значительное федеральное финансирование в расчете на одного жителя. Здесь она опередила даже такие малонаселенные республики, как Алтай и Тува.
Кроме того, в десятку регионов, сильнее всего полагающихся на распределяемые из центра деньги, вошли три представителя Сибири, а также Камчатка. Раскрытие имеющегося у них экономического потенциала требует больших инвестиций, в том числе в инфраструктуру. Пока они не сделаны, бюджеты точно не смогут обходиться без существенной подпитки извне.
Не стало сюрпризом и то, что Москва остается наиболее самостоятельным в финансовом отношении регионом, невзирая на пошатнувшееся под ударом кризиса благосостояние налогоплательщиков. По итогам первых девяти месяцев 2009 года столица получила почти на 47% меньше налога на прибыль, чем в аналогичном периоде 2008-го. Тем не менее в доходах ее консолидированного бюджета федеральные деньги не занимают и 4%. Кризис, разумеется, подточил финансовые основы самостоятельности многих регионов. Причем особенно пострадали как раз те, кто в предыдущие годы благодаря хорошей конъюнктуре динамично развивался и на недостаток собственных доходов не жаловался. Типичный пример – металлургические провинции. Если по итогам прошлого года менее 16% доходов Липецкой области пришлись на безвозмездные поступления, то в этом году их доля может достигнуть 27%. В Вологодской области показатель, как ожидается, увеличится с 10 до 22%, в Белгородской – с 22 до 32%, в Челябинской – с 15 до 21%.
Выросла значимость планируемого федерального финансирования и у нефтегазовых провинций. Например, у Тюменской области его доля в бюджете прошлого года была около 4%, в 2009-м ожидается более 7%.

Дай миллиард. В ряде случаев положение дел в регионах требует вмешательства центра в «ручном режиме». Так, он помогает Московской области платить по долгам, общая сумма которых на начало октября подобралась к 153 млрд рублей. Объем бюджетных кредитов, предоставляемых Подмосковью, в текущем году превысит 30 млрд рублей. Калининградской области правительство летом выделило 4 млрд рублей на выплату долгов по зарплате работникам обанкротившейся компании «КД Авиа».
Если в нынешнем году от кризиса пострадали в первую очередь сильные регионы с ориентированной на экспорт экономикой, то в 2010-м прибавится головной боли и у руководителей дотационных провинций. В федеральные расходы текущего года заложены 150 млрд рублей в качестве антикризисной поддержки регионов. Это солидное дополнение к 43,2 млрд, предназначенным для обеспечения сбалансированности их бюджетов. С 2010 года помощь по дополнительному каналу предполагается свернуть. Зато больше федерального финансирования будет предоставляться в виде бюджетных кредитов, на которые выделят 140 млрд рублей. Но, во-первых, из этой суммы только 90 млрд рублей предназначено для балансировки бюджетов, остальное – на строительство дорог и поддержку моногородов. Во-вторых, чтобы получить эти деньги, губернаторам придется пойти на меры по ограничению расходов, предписанные ведомством Алексея Кудрина. Расходы на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов планируется нарастить с 374 до 397 млрд рублей. В целом же объем финансовой помощи регионам в 2010 году превысит, по словам премьер-министра Владимира Путина, 1,1 трлн рублей.

 

Рейтинг получателей федеральных денег

 

 

 

10 регионов с самыми большими доходами*

 

Регион 

Место в основном рейтинге

Доходы консолидированного бюджета в 2009 г.*, млрд руб.

Расходы консолидированного бюджета в 2009 г.*, млрд руб.

Профицит (+)/дефи-цит (-), млрд руб.

Доля федерального финанси-рования в доходах бюджета, %

             

1

Москва

83

983,6

1166,5

-182,9

3,6

2

Московская
область

78

352,3

381,0

-28,8

13,8

3

Санкт-Петербург

77

282,1

332,9

-50,8

14,0

4

Свердловская

область

79

154,5

167,4

-12,9

13,0

5

Краснодарский край

67

150,0

165,7

-15,7

23,0

6

Красноярский край

51

144,2

178,3

-34,1

28,2

7

Ханты-Мансийский АО

81

116,0

149,0

-33,0

6,4

8

Республика
Башкортостан

72

115,1

125,0

-9,9

19,1

9

Ростовская область

37

113,1

124,9

-11,8

34,3

10

Республика
Татарстан

40

111,7

134,8

-23,2

32,7

Запланированные доходы, по состоянию на 01.09.09
Источник: Федеральное казначейство, «Ф.»

 

10 регионов – лидеров по абсолютному размеру федерального финансирования 

 

Регион

Место в основном рейтинге

Федеральное финансирование, млрд руб.

Доля федерального финансирования в доходах бюджета, %

         

1

Чеченская Республика

2

57,1

90,1

2

Московская область

78

48,5

13,8

3

Республика Дагестан

4

47,8

76,6

4

Республика Саха (Якутия)

14

46,1

53,4

5

Красноярский край

51

40,7

28,2

6

Санкт-Петербург

77

39,4

14,0

7

Ростовская область

37

38,8

34,3

8

Республика Татарстан

40

36,5

32,7

9

Алтайский край

12

36,0

53,9

10

Москва

83

35,0

3,6

Источник: «Ф.»

 

 

10 регионов – лидеров по объему федерального финансирования на душу населения

 

Регион 

Место в основном рейтинге

Федеральное финансирование на душу населения, тыс. руб.

Доля федерального финансирования в доходах бюджета, %

         

1

Чукотский АО

23

149,2

44,5

2

Ненецкий АО

39

79,6

32,8

3

Магаданская область

11

64,4

56,5

4

Камчатский край

10

62,5

57,7

5

Республика Саха (Якутия)

14

48,5

53,4

6

Чеченская Республика

2

46,1

90,1

7

Республика Алтай

5

41,1

76,3

8

Республика Тува

3

39,7

79,1

9

Республика Ингушетия

1

24,4

90,7

10

Республика Калмыкия

7

24,2

67,1

Источник: «Ф.»

 

 

Рейтинг получателей федеральных денег

 

Рейтинг получателей федеральных денег

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.