В нашей стране достаточно давно идет процесс сближения учета по МСФО и РСБУ. О процедуре трансформации отчетности в формат МСФО и инструментах формирования и проверки отчетности читайте в этой статье.
Используйте пошаговые руководства:
Есть все предпосылки, что формирование отчетности по МСФО сначала для крупного, а затем и для среднего бизнеса станет обязательной. Но уже сейчас составить отчетность по МСФО просто, достаточно правильно использовать технические возможности современных систем и методические наработки.
Причины формирования отчетности по МСФО
По данным организации IFRS PROFESSIONAL за 2013 год абсолютное большинство компаний (около 69%) применяют МСФО по требованию акционеров. Остальные – по требованию собственника или головного офиса и для IPO.
При этом основным инструментом автоматизации МСФО все еще остается система электронных таблиц MS Excel – 80% рынка.
Проведение трансформации отчетности в формат МСФО
Проведение трансформации отчетности в формат МСФО – задача не самая простая. Традиционно существует два пути – привлечь аудиторско-консалтинговыю компанию или переводить самим.
Ежегодные консалтинговые услуги стоят довольно дорого, поэтому оплачивать этот труд готовы далеко не все компании. При самостоятельном переводе требуются единоразовые временные затраты: предстоит изучить методологию и настроить учет в системе. В дальнейшем систему нужно лишь поддерживать.
Итак, разберемся, какие методы и инструменты ведения МСФО применяются на практике и можно ли их использовать при самостоятельном ведении учета. Их три:
- Трансформация РСБУ в МСФО (наиболее популярный метод – его используют более 75% респондентов);
- Мэппинг (другими словами, трансляция);
- Параллельный учет.
Все эти три метода могут применяться как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Проведение трансформации отчетности в формат МСФО - это наименее затратный способ формирования отчетности по МСФО, смысл которого сводится к корректировкам бухгалтерских отчетных форм. Часто отчеты по РСБУ дополняются отдельными столбцами «Корректировки по МСФО» и «Данные с учетом корректировок». Корректировок может быть довольно много:
- основные средства, учитываемые по переоценке стоимости;
- основные средства, учитываемые в бухучете как материалы;
- различия в сроках и методах амортизации ОС и НМА;
- финансовые инструменты;
- accruals – различия в периодах начисления доходов и расходов между БУ и МСФО;
- резервы;
- кредиты и займы под не рыночный процент и т.д.
Трансформация, несомненно, самый удобный способ, если компания небольшая и различий в учете между РСБУ и МСФО немного. В противном случае подготовка различных расшифровок к отчетам (Notes) может здорово осложнить подготовку отчетов и их выверку.
Еще один недостаток данного метода – отсутствие возможности «провалиться» до проводки, так как мы работаем с итоговыми показателями отчетности по РСБУ. Это существенно усложняет проверку правильности данных.
Поэтому при проведении трансформации отчетности в формат МСФО часто приходится использовать элементы параллельного учета. К примеру, вести отдельные регистры амортизации ОС, чтобы понимать суммы корректировок.
Приведу пример из реальной практики. Компания – крупный железнодорожный оператор по транспортировке грузов с парком вагонов более 30 000 штук. При поступлении новых вагонов, принятых к учёту по РСБУ, бухгалтерская стоимость делится на две составляющие: «основная часть» и «выделяемые ремонты» (капитальный и деповской). Каждая из этих частей амортизируется по МСФО и учитывается в отдельном регистре.
При трансформации чаще всего используется MS Excel со всеми его традиционными недостатками – плохая масштабируемость, отсутствие разграничения прав доступа, отсутствие возможности коллективной работы с файлом и т.д.
Мэппинг (трансляция)
По сути, мэппинг МСФО - это составление таблицы соответствий бухгалтерских счетов и счетов учета МСФО. Применять этот метод имеет смысл при ведении учета по МСФО в той же системе, где ведется учет по РСБУ.
Достоинства мэппинга в том, что в качестве источника можно использовать счет РСБУ, счет РСБУ с аналитикой или схему «группа счетов РСБУ – один счет МСФО». То есть фактически можно реализовать любую комбинацию (см. ниже).
Это, во-первых, позволяет сократить количество ошибок при подготовке отчетности, а во-вторых, появляется возможность провалиться вглубь, вплоть до операции (Drill&Down).
Есть и недостатки. Основная загвоздка заключается в необходимости разработки методической модели. В свою очередь, для этого надо:
- Разработать план счетов МСФО;
- Подготовить карту соответствий (карты мэппинга) между счетами РСБУ и МСФО.
Еще один недостаток мэппинга – это отсутствие возможности транслировать из бухучета то, что там в принципе не учитывается или учитывается по-другому.
Но эту проблему можно легко решить с помощью параллельного учета.
Параллельный учет
Это набор документов, которые формируют движения только по МСФО и в соответствии с правилами МСФО. К примеру, это могут быть отдельные операции для реклассификации дебиторской задолженности из долгосрочной в краткосрочную, для обесценения дебиторской задолженности, для начисления амортизации и т.д.
К недостаткам метода можно отнести высокую трудоемкость ведения параллельного учета. Два последних метода – мэппинг и параллельный учет удобнее всего использовать в связке, как показано на рисунке ниже.
При этом мэппинг и параллельный учет намного проще вести в специализированных системах, где уже существуют встроенные инструменты.
Инструменты для формирования отчетности по МСФО
Использование автоматизированной системы может значительно упростить процесс формирования и проверки отчетности по МСФО.
Для этого в современных системах предусмотрены различные методы. Рассмотрим некоторые из них.
Инструменты мэппинга (трансляции). На рисунке представлен один из примеров, в котором каждому счету источнику из РСБУ проставлен в соответствие счет приемник из МСФО. Из рисунка видно, что движения по счету 60.01 «расчеты с поставщиками» будут транслироваться на счет 426.60.01 по МСФО.
Источники информации для МСФО – данный инструмент показывает, из каких счетов РСБУ собрался оборот по МСФО. Видно, что оборот по счету 107.19.01 сформировался из счетов 19.01 и 19.08, а часть оборота сформирована параллельным учетом.
Отчет по типам движений – инструмент, показывающий каким способом сформирован оборот по счету МСФО. Видно, что таких способа три – трансляция, параллельный учет и начисления accruals, выведенные отдельной колонкой.
Инструментов может быть довольно много, и они могут различаться от системы к системе.
Пример формирования отчетности по МСФО
В заключение привожу кейс, который позволит наглядно продемонстрировать, как использование автоматизированной системы может сократить трудозатраты при подготовке МСФО.
Перед нами стояла задача сокращения срока формирования отчетности в представительстве иностранной компании. Компания учреждена международным холдингом, поэтому отчетность необходимо формировать по международным стандартам. Альбом отчетных форм по МСФО формируется по отдельному плану счетов, утвержденному на уровне холдинга.
Фактически работа строилась в два этапа:
- Подготовка и настройка карты мэппинга;
- Настройка отчетов.
При подготовке карты мэппинга требовалось проанализировать операции по РСБУ и сопоставить их со счетами холдинга, то есть фактически подготовить карту мэппинга. Поскольку компания торговая, было много начислений accruals, которые вводились отдельными документами.
Источником для формирования отчетов служил план счетов холдинга, на который транслировались обороты из бухгалтерского учета в соответствии с картой мэппинга. В рамках проекта был создан пакет управленческой отчетности, как стандартной, так и специализированной:
- прибыль и убытки (P&L);
- отчет об изменениях в собственном капитале (Statement of Changes in Equity);
- отчет о движении денежных средств (Cash flow);
- отчет об инвестициях (Net Investment Statement);
- баланс, включая финансовые показатели (коэффициент анализ) (Balance Scorecard including Ratio Analysis) и целый ряд расшифровок (Notes).
После внедрения системы, срок формирования отчетности по МСФО сократился с 10 дней до 4 часов - фактически в 20 раз.
Автор - Иван Черныш, эксперт в области бюджетного управления и анализа финансовой отчетности.

Скачайте книгу «Excel для финансового директора»
Скачать книгу в PDF
Прочитав пособие, вы сможете с легкостью решать в Excel такие важные для финансового руководителя задачи, как:
- построение системы управленческого учета и отчетности;
- организация бюджетирования;
- создание финансовых моделей;
- инвестиционный анализ в Excel;
- решение типовых задач (организация веб-опросов, рассылка расчетных листков, контроль дебиторской задолженности)