-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети
-

Как рассчитать рентабельность себестоимости

23 января 2025
239
Средний балл: 0 из 5
специалист Департамента внутреннего контроля ООО "Листик и Партнеры"
Имеет два высших образования, степень бакалавра бухгалтерского учета, анализа и аудита. Опыт работы в финансовой сфере 15 лет, постоянный автор сайта fd.ru.

Рентабельность себестоимости позволяет оценить, сколько прибыли приходится на каждый рубль, вложенный в себестоимость произведенных товаров, работ или услуг. В статье Валентина Клавдеева, специалист Департамента внутреннего контроля ООО «Листик и Партнеры», подробно рассказывает о том, как правильно рассчитать этот показатель и использовать его для принятия управленческих решений.

Как рассчитать рентабельность себестоимости

В статье расскажем:

Что такое рентабельность себестоимости и зачем она нужна

Рентабельность себестоимости используется для анализа рентабельности производства в комплексе с другими показателями рентабельности (рентабельность затрат, рентабельность производственных фондов и т.д.)

Рентабельность себестоимости это показатель, отражающий величину прибыли, приходящуюся на себестоимость единицы продукции. Иными словами, сколько прибыли в рублях приходится на 1 рубль понесенных затрат на производство продукции (себестоимости).

Пример

Компания  за 4 квартал 2024 получило чистую прибыль в размере 80 млн руб., при этом себестоимость реализованной продукции 720 млн руб.

Рентабельность себестоимости по чистой прибыли и производственной себестоимости за 4 квартал составит 11,11% (80 млн руб. / 720 млн руб.)

Этот коэффициент часто называют рентабельностью реализованной продукции.

Но нельзя полностью приравнивать рентабельность себестоимости к рентабельности производства, ведь между этими показателями есть и различие.

Так, рентабельность продукции применяется только к анализу уже реализованной продукции, то есть к той части, для которой уже известна выручка, полученная от покупателей.

Рентабельность себестоимости применяется ко всей продукции, даже к той ее части, которая была произведена, но не продана. В этом случае для анализа используется не выручка от продажи (т.к. она еще не существует), а ожидаемая выручка, которая планируется исходя из планируемых продажных цен на произведенную продукцию (работы, услуги). 

Формула расчета рентабельности себестоимости

Рассчитать рентабельность себестоимости можно по формуле:

R (себестоимость) = Прибыль / Себестоимость товаров (работ, услуг) * 100%

Это общая формула рентабельности себестоимости, но при расчете следует учитывать некоторые нюансы.

Особенности расчета рентабельности себестоимости

Рассчитать рентабельность себестоимости можно как в отношении реализованной продукции, так и произведенной, но не проданной продукции. В любом случае необходимо учитывать временной фактор - показатели для расчета возьмите за одинаковый период времени: месяц. квартал, полугодие или год.

Что ставить в числитель

Если рассчитывается рентабельность себестоимости реализованной продукции, то в числитель можно поставить любой вид прибыли, которая определяется компанией. Чаще всего для анализа берется показатель чистой прибыли (строка 2400).

О том, какие виды прибыли можно брать в расчет показателя рентабельности, читайте в статье "Что такое рентабельность".

Для расчета рентабельности себестоимости произведенной, но нереализованной продукции в числителе берется ожидаемая прибыль, которая зависит от установленных продажных цен. 

Формула расчета ожидаемой прибыли представлена ниже:

Ожидаемая прибыль = Продажная цена* Объем произведенной продукции - Себестоимость

Что ставить в знаменатель

Расчет рентабельности себестоимости и затрат будет зависеть от того, какой вид себестоимости и какие затраты компания анализирует.  Представим данные в таблице:

Таблица 1. Данные для расчета рентабельности себестоимости реализованной продукции

Показатель

Данные для числителя

Данные для знаменателя

Рентабельность себестоимости по чистой прибыли и производственной себестоимости

Строка 2400 ОФР*

Строка 2120 ОФР

Рентабельность себестоимости по чистой прибыли и полной себестоимости

Строка 2400 ОФР

Строки 2120, 2210, 2220 ОФР

Рентабельность себестоимости произведенной, но нереализованной продукции

Ожидаемая прибыль

Строка 2120 ОФР

или

Строки 2120, 2210, 2220 ОФР

*ОФР - отчет о финансовых результатах.

Себестоимость произведенной продукции необходимо контролировать. Как это сделать с помощью excel, читайте в рекомендациях Системы Финансовый директор

Нормативное значение

Рентабельность себестоимости может определяться для всего бизнеса, по видам деятельности, для конкретного вида продукции (товара, работы, услуги). Чаще всего рассчитывают по видам продукции, это позволит оценить эффективность затрат на их выпуск, определить рентабельные виды и убыточные.

Что такое порог рентабельности и в каких целях он используется, читайте в статье “Порог рентабельности и точка безубыточности”/

Рентабельность себестоимости может принимать отрицательное значение, но только если речь идет о реализованной продукции. Это говорит о том, что себестоимость выше выручки и по итогам года компания получила убыток вместо прибыли. Отрицательного значения для рентабельности себестоимости произведенной, но нереализованной продукции быть не может.

Нормативного значения для показателей рентабельности себестоимости и затрат нет. Одно и то же значение может быть высоким для одного вида товара и считаться низким для другого.

Рентабельность затрат отражает прибыль на каждый рубль, который предприятие потратило на выпуск и реализацию продукции. Как рассчитать и проанализировать показатель, читайте в рекомендациях Системы Финансовый директор.

Анализ рентабельности себестоимости и затрат

Поскольку нормативного значения рентабельности себестоимости не существует, показатель правильнее оценивать в рамках своего бизнеса в динамике, по сравнению с прошлыми периодами.

Рентабельность себестоимости может снижаться, если уменьшается прибыль или растут затраты на производство. 

О методах анализа рентабельности и примерах их применения читайте в статье “Анализ рентабельности предприятия”

Чтобы увеличить прибыль, необходимо пересмотреть ценовую и маркетинговую политику, проанализировать цены на аналогичные товары конкурентов. 

Для управления рентабельностью себестоимости нереализованной продукции компании прибегают к управлению ожидаемой прибылью и продажными ценами. Это ключевая функция ценовой политики предприятия.

Чтобы снизить затраты на производство, можно сменить поставщиков, найти более дешевое сырье, оптимизировать расходы на производство и хранение продукции, оптимизировать накладные расходы.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.