-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Экономика олимпийских игр

25 июня 2020
1082
Средний балл: 0 из 5
Автор:

Спорт. Многомиллионные денежные потоки дают жизнь олимпийскому движению. Но они же неуклонно отдаляют его от идеалов, которым были привержены спортсмены Древней Эллады.

Главным толчком к началу коммерциализации олимпийского движения стали Игры 1976 года в Монреале, обернувшиеся для организаторов настоящей финансовой катастрофой. Издержки на проведение олимпиады составили около $1,5 млрд вместо изначально запланированных $310 млн. Но и этого не хватило. Строительство стадиона, сооруженного специально для игр, было окончательно завершено лишь через 11 лет после самой олимпиады. А бремя "олимпийских" долгов канадские налогоплательщики несут до сих пор.

Наученные этим горьким опытом, руководители МОК решили коренным образом пересмотреть подход к финансированию. Олимпийское движение должно было превратиться в прибыльный бизнес, в противном случае ему грозили скорые похороны. В 1980 году "олимпийцев" выручила Москва: для коммунистического правительства престиж был куда важнее денег. А вот дальше... После финансового провала Монреаля желающих стать хозяевами олимпиады в 1984 году попросту не было. Смельчаки нашлись лишь в одном из крупнейших городов мира - Лос-Анджелесе.

Есть такой бизнес. Организационный комитет Олимпиады-84 возглавил Питер Уэберрот - в то время успешный бизнесмен, работавший в сфере туризма. Его можно назвать автором концепции финансирования олимпийского движения, применяющейся в несколько модифицированном виде по сей день. Но правильнее будет обозначить его заслуги иначе: Питер Уэберрот по сути создал новый вид бизнеса - индустрию спортивного маркетинга. Конечно, деньги у частных компаний "олимпийцы" брали и раньше: даже олимпиада в Монреале сумела собрать более 600 спонсоров. Однако Питер Уэберрот сумел убедить глав крупных корпораций в том, что спонсорскую поддержку олимпиады нужно рассматривать не как пожертвования, выделяемые "от щедрот" по остаточному принципу, а как серьезные вложения, способные приносить ощутимую отдачу.

Питер Уэберрот лично встречался с руководителями компаний, устраивая самым строптивым многомесячные "осады". Первым в его таланте переговорщика убедился глава Coca-Cola. В 1980 году компания внесла в бюджет олимпиады $12 млн - неслыханную по тем временам сумму. Затем ее примеру последовало еще несколько десятков компаний, и их суммарный вклад наличными и продукцией достиг $132 млн. Спонсоров поделили на три категории: официальные спонсоры (34 компании, большинство - многонациональные), поставщики олимпийских игр (64 компании) и держатели лицензий (65 компаний). В зависимости от категории корпорации впервые получили эксклюзивные спонсорские права: например, право именоваться "официальным напитком олимпиады" досталось кока-коле. Логотипы спонсоров наряду с олимпийской символикой появились на формах спортсменов и сувенирах. Отдельной статьей доходов стала продажа прав на телевизионную трансляцию соревнований: телекомпания ABC заплатила $225 млн за показ игр в Соединенных Штатах (четырьмя годами раньше ее конкурент NBC выложил за то же самое всего $87 млн). Всего же права на трансляцию получили 154 страны.

Несмотря на все эти успехи, организаторы не упустили из виду и расходы, введя режим строжайшей экономии. Было решено не тратить больших сумм на строительство новых объектов и по возможности обойтись тем, что уже есть. В результате на строительство ушло всего-навсего $26 млн - сущий пустяк по сравнению с аналогичными расходами в Монреале.

Игры в Лос-Анджелесе принесли организаторам прибыль, превысившую $200 млн. Неудивительно, что деловые приемы Питера Уэберрота с тем или иным успехом взяли на вооружение организаторы всех последующих олимпиад.

О спорт, ты - деньги! Сейчас олимпийское движение финансируется из пяти основных источников. Международный олимпийский комитет (МОК) управляет программой партнерства с вещательными компаниями и программой глобального спонсорства. Оргкомитеты олимпиад в странах их проведения получают деньги от программ местного спонсорства, продажи билетов и лицензий. Нетрудно заметить, что МОК контролирует львиную долю олимпийских финансов, поскольку продажа прав на трансляцию игр дает больше половины всех доходов (см. диаграмму). Однако 92% своих доходов МОК отдает организаторам олимпиад, международным спортивным федерациям и национальным олимпийским комитетам. Себе МОК оставляет 8% доходов - "на операционные и административные расходы".

Каждая олимпиада оставляет в истории не только спортивные, но и финансовые рекорды. Доходы олимпийского движения от маркетинговых программ неуклонно растут. Так, поступления от программы глобального спонсорства (The Olympic Partners - TOP) за 20 лет ее существования выросли в шесть с лишним раз.

Настоящим Клондайком для олимпийского движения стали партнерские соглашения с телекомпаниями. Каждый раз они платят все больше за право транслировать соревнования (исключением стала лишь зимняя Олимпиада в Альбервилле 1992 года, собравшая меньше "теледенег", чем Олимпиада в Калгари в 1988 году). Компания NBC, выкупившая права на трансляцию игр в США с 2000 до 2008 года, заплатила за это удовольствие $3,5 млрд. Трансляция зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити стоила NBC $545 млн и принесла ей прибыль в размере $75 млн. Еще бы, по некоторым оценкам стоимость показа 30-секундного рекламного ролика во время трансляции церемонии открытия игр доходила до $600 тыс. Предстоящие игры в Афинах обойдутся NBC в $793 млн. Что касается раздела самой жирной части олимпийского пирога, то до недавнего времени львиная доля доходов от трансляций (60%) доставалась организаторам олимпиад, остальное шло на поддержку олимпийского движения. Начиная с 2004 года организаторам придется довольствоваться 49%.

Финансовая зависимость МОКа от телевидения стала поводом для критики еще десять лет назад. В 1994 году в Лиллехаммере доходы от продажи прав телекомпаниям составляли 68% суммарного бюджета комитета. Сейчас эта доля несколько меньше, но вложенные телекомпанией сотни миллионов долларов - это всегда искушение сделать из олимпиады нечто более "аппетитное" для зрителя, чем просто масштабное спортивное событие. Чего стоили одни лишь судейские и допинговые скандалы последней зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Их старательное освещение (и даже раздувание) безусловно способствовало повышению рейтингов того же NBC до невиданных высот.

Неспортивные игрища. В некрасивые истории в последние годы неоднократно попадали и сам МОК, и национальные олимпийские комитеты. Самый серьезный урон репутации МОКа был нанесен еще до начала игр в Солт-Лейк-Сити, когда выяснилось, что город этот боролся за статус олимпийской столицы довольно сомнительными методами. Двоих его представителей уличили в создании специального фонда, из которого оплачивались дорогие подарки для чиновников МОКа. Скандал стоил тогда кресел многим высокопоставленным деятелям всемирного олимпийского движения. Однако кульминацией разбирательств в МОКе стало обвинение в коррупции вице-президента этой организации Ким Ун Юна. Дело не ограничилось внутренним расследованием и дошло до суда, в результате которого Ким Ун Юн сел в тюрьму на 2,5 года. По иронии судьбы именно этот человек в 2001 году чуть было не возглавил МОК: на выборах президента комитета он немного уступил Жаку Рогге.

Даже бывший президент МОКа Хуан Антонио Самаранч (в правление которого шлифовалась бизнес-модель проведения олимпиад) признает: появление скандалов подобного рода напрямую связано с тем, что игры за последние 20 лет стали носить более коммерческий характер. Олимпийское движение утратило баланс между материальными интересами и принципами, провозглашенными когда-то бароном Пьером де Кубертеном. В то же время приходится признать, что коммерциализация спорта - это данность, бороться с которой уже вряд ли возможно. Хотя бы потому, что никто еще не нашел и в ближайшее время вряд ли найдет альтернативные источники финансирования.

Второй Монреаль? Пожалуй, никогда прежде подготовка к олимпиаде не вызывала у наблюдателей такого беспокойства, как сейчас, когда остаются считанные дни до игр в Афинах. Бесконечные сообщения об отставании от графика работ и подозрения, что греческая столица может оказаться не готовой к приему гостей, стали уже обычным делом. Правда, сами организаторы гневно отвергают эти спекуляции, регулярно делая заявления в духе "в Греции все есть. А чего пока нет, то будет". Их поддержал вице-президент МОКа Денис Освальд: он проинспектировал олимпийские объекты за месяц до старта игр и остался доволен "достигнутым в последнее время прогрессом". Однако всего через три дня после этого утешительного заключения в городе случился конфуз: неожиданное отключение электричества парализовало жизнь столицы Греции и еще нескольких ее областей.

Вполне возможно, впрочем, что по милости богов все эти трудности будут преодолены и организация олимпиады в итоге не вызовет серьезных нареканий. Однако уже сейчас ясно, что праздник может закончиться для Греции тяжким похмельем. Официальный бюджет олимпиады составляет 2 млрд евро, 12% от этой суммы выделяется из казны принимающей страны. Кроме того, греческое правительство припасло еще 4,6 млрд евро на строительство различных объектов и благоустройство столицы. Первоначально, впрочем, сумма греческого "спецбюджета" была значительно меньше, но в результате бесконечных перерасходов в ходе подготовки к олимпиаде ее многократно пересматривали. А сейчас высокопоставленные политики и эксперты заявляют, что организаторы не уложатся и в нынешнюю смету. Даже в правительстве страны уже не все рады, что ввязались в эту затею. Министр национальной экономики Георгос Алогоскофис признал, что олимпиада будет стоить налогоплательщикам 6 млрд евро. И это еще скромные оценки. Ведь только на обеспечение безопасности уйдет 1 млрд евро вместо предполагавшихся 650 млн евро. Аналитики из PricewaterhouseCoopers считают, что проблемы с бюджетом могут способствовать замедлению экономического роста Греции после олимпиады.

Афины: русский счет

Сколько стоила подготовка российских спортсменов к Афинам-2004? Курирующие спорт чиновники утверждают, что дать точный ответ на этот вопрос нельзя, поскольку считать можно по-разному. Известно, что из федерального бюджета России в течение олимпийского цикла (за 2001-2004 годы) было выделено 1,51 млрд рублей и $15,525 млн. Кроме того, олимпийцы получают деньги из бюджетов регионального и муниципального уровней. Вносит свой вклад и Олимпийский комитет России (ОКР). А национальные комитеты, как известно, финансирует и богатый МОК. Немалые деньги дают и компании-спонсоры. В ОКР "Ф." сообщили, что спонсорская помощь в подготовке российской сборной к играм в Афинах оценивается в $6-7 млрд. Достаточно ли всех этих денег для того, чтобы обеспечить достойное выступление россиян на олимпиаде? Президент ОКР Леонид Тягачев в свое время уверял, что для полноценной подготовки сборной нужно эдак $100 млн, и жаловался на невозможность финансово тягаться с американцами, тратящими на своих олимпийцев около $1 млрд.

Ну а сами российские спортсмены также получают шанс неплохо заработать. Олимпийским чемпионам Афин выплатят по $50 тыс. Серебряные и бронзовые призеры получат $20 тыс. и $10 тыс. соответственно. Ну и рекламные контракты - кому повезет.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.