text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как выбрать оптимальный способ мотивации для сотрудников финансовой службы

Чтобы определить ключевые мотиваторы для каждого из специалистов финансовой службы, проведите специальное интервью-опрос. Предложите сотруднику назвать или записать три–пять существительных или словосочетаний, ассоциирующихся у него с заданными вопросами или утверждениями. Времени на обдумывание не давайте, отвечать нужно быстро. Вопросы формулируйте так, чтобы у респондента не сложилось впечатления, что его оценивают.

Как точно оценить влияние денежных и нематериальных стимулов на сотрудников финансовой службы

Чтобы точно оценить, насколько зависит эффективность работы подчиненных от денежных и материальных стимулов, проводите опрос по пяти правилам:

Наиболее надежными получаются результаты, полученные в ходе индивидуальных интервью с хорошо подготовленным интервьюером, который в ходе опроса может отметить невербальные признаки лжи и уточнить возникшие сомнения сразу в процессе разговора.

Как определить самые действенные денежные и материальные стимулы для сотрудников

Если нужно пообщаться с большим количеством сотрудников финансовой службы и определить для каждого самые действенные мотиваторы, лучше не проводить индивидуальное интервью, а опросить всех письменно (см. Пример анкеты для диагностики ключевых мотиваторов сотрудников). Но стоит помнить: результаты анкетирования менее надежны, чем итоги работы профессионального интервьюера.

Чтобы повысить качество письменных ответов, давайте максимум 45 секунд на каждый. Это сократит вероятность получить социально желательные ответы. Смысл в том, чтобы опрашиваемый мог оперативно ответить на вопросы разного характера, часть из которых с первого взгляда кажутся странными.

Подводя итоги опроса, часть ответов можно не рассматривать вообще. Например: «Что такое вкусный ужин?» или «Что такое хороший компьютер?». Внимание на вопросы типа «Что побуждает людей эффективно работать?» или же «Что именно люди ценят в работе?». Выберите из них наиболее часто встречающиеся формулировки и сравните с содержанием других вопросов. Их и рассматривайте в качестве ключевых мотиваторов.

В последнюю очередь анализируйте ответы на вопрос об увольнении. Например: «Что может вынудить человека уволиться?». Так проверите, те ли мотиваторы определили.

Полученные мотивационные формулировки выстройте в порядке убывания частоты упоминания и сравните с обычными мотиваторами для разных видов сотрудников (см. таблицу 3. Мотиваторы для разных типов внутренней мотивации). А на их основании определите тип внутренней мотивации специалиста (см. Пример интерпретации результатов анкетирования).

Дмитрий Егоров , независимый консультант

Чтобы выбрать наиболее подходящий способ мотивации для подчиненных, финансовый директор подготовил таблицу для опроса и раздал сотрудникам, попросил ответить на каждый вопрос за 30 секунд.

№ п/п Вопрос Ответы
1 Основные конкурентные преимущества компании на рынке

Мобильность

Стабильность

Креативность

2 Основные правила поведения в офисе Работа, работа и еще раз работа
3 Что такое вкусный ужин? Жареная картошка
4 Чего никогда не хватает? Денег
5 Что побуждает людей эффективно работать?

Эффективный руководитель

Самореализация

Возможность отдавать опыт и знания

6 Основы успеха в бизнесе

Трудолюбие

Большая цель

Генерация идей

7 Что такое настоящая команда? Взаимовыручка
8 Что такое хороший компьютер?

Быстрый

Мобильный

9 При каких условиях бывает настоящая дружба? Равенство достатка, образования и культуры
10 Что такое хороший руководитель?

Четкий и последовательный

Организатор

Психолог

Учитель

Эксперт в постановке задач

Умеющий слушать

11 Зачем стремиться к успеху? Занять достойное место под солнцем
12 Что такое вкусный хлеб?

Ржаной

Свежий

Горячий

13 Что может вынудить человека уволиться?

Застой в действиях и мыслях

Отсутствие перспектив

14 Что делает работу коллектива наиболее продуктивной?

Взаимопонимание

Общая цель

15 В каком коллективе сотрудники чувствуют себя наиболее комфортно? В стабильном
16 Что такое хороший ресторан?

Хорошая кухня

Итальянский

Скатерти и хорошая сервировка

Профессиональные официанты

17 Что именно люди ценят в работе? Оценку своего труда и вклада в общее дело
18 Каким должен быть по-настоящему вкусный кофе? Ароматным
19 Что стимулирует людей к эффективной работе?

Общая цель

Эффективный руководитель

20 Что нужно, чтобы на Земле все были счастливы? Хлеб и зрелища

Дмитрий Егоров , независимый консультант

Собрав заполненные анкеты для определения ключевых мотиваторов сотрудников (см. Пример анкеты для диагностики ключевых мотиваторов сотрудников), финансовый директор приступил к интерпретации результатов. Он исключил ответы на вопросы № 3, 8, 9, 12, 16, 18 и 20 из-за их незначительности (см. таблицу 1. Анкета для определения ключевых мотиваторов сотрудников). Главное – ответы на 5-й, 6-й, 14-й и 17-й вопросы, их финансовый директор выбрал в качестве ключевых мотиваторов – по отдельности для каждого сотрудника, чью анкету анализировал. Последним он рассмотрел ответ на вопрос № 13, чтобы убедиться, что мотиваторы не противоречат условиям, при которых отвечающие уволились бы. Формулировки ответов в порядке убывания приведены в таблице 2.

№ п/п Вопрос Ответы
1 Основные конкурентные преимущества компании на рынке

Стабильность

Креативность

Мобильность

2 Основные правила поведения в офисе Работа, работа и еще раз работа
3 Что такое вкусный ужин?
4 Чего никогда не хватает? Денег
5 Что побуждает людей эффективно работать?

Самореализация

Возможность отдавать опыт и знания

Эффективный руководитель

6 Основы успеха в бизнесе

Большая цель

Генерация идей

Трудолюбие

7 Что такое настоящая команда? Взаимовыручка
8 Что такое хороший компьютер?
9 При каких условиях бывает настоящая дружба?
10 Что такое хороший руководитель?

Организатор

Эксперт в постановке задач

Умеющий слушать

Учитель

Психолог

Четкий и последовательный

11 Зачем стремиться к успеху? Занять достойное место под солнцем
12 Что такое вкусный хлеб?
13 Что может вынудить человека уволиться?

Отсутствие перспектив

Застой в действиях и мыслях

14 Что делает работу коллектива наиболее продуктивной?

Общая цель

Взаимопонимание

15 В каком коллективе сотрудники чувствуют себя наиболее комфортно? В стабильном
16 Что такое хороший ресторан?
17 Что именно люди ценят в работе? Оценку своего труда и вклада в общее дело
18 Каким должен быть по-настоящему вкусный кофе?
19 Что стимулирует людей к эффективной работе?

Эффективный руководитель

Общая цель

20 Что нужно, чтобы на Земле все были счастливы?

Далее финансовый директор выбрал из таблицы 2 ключевые мотиваторы респондента: общую цель; самореализацию, понимаемую как возможность отдавать опыт и знания; оценку вклада в общее дело. Ключевые мотиваторы сопоставил с обычными для разных типов сотрудников (см. таблицу 3. Типичные мотиваторы для разных типов внутренней мотивации). Как оказалось, тип мотивации опрошенного сотрудника – хозяйско-профессиональный (см. подробнее о том, как стимулировать таких людей работать лучше).

Дмитрий Егоров , независимый консультант

Если зарплата сотрудника устанавливается в индивидуальном порядке, не по штатному расписанию, то, прежде чем делать ему предложение, стоит поинтересоваться:

Изучите ответы и оцените, какой безопасный и какой целевой уровень дохода для сотрудника, как человек подсознательно хочет, чтобы его мотивировали (подробнее см. Как лучше мотивировать сотрудников финансовой службы – деньгами или похвалой). Безопасный доход – сумма, при которой человек в состоянии оплатить минимальные потребности. Целевой доход – рамки, в которых сотрудник ожидает предложения по зарплате. На основании этой информации можно проанализировать возможность компании уставить сотруднику зарплату в этих пределах, а также обосновать объективные критерии деятельности, при которых он сможет рассчитывать на максимальный доход. Если возможность существует, то можно переходить к обсуждению структуры переменной части денежного вознаграждения и условий ее выплаты.

Дмитрий Егоров , независимый консультант

Общие правила мотивации на индивидуальные и коллективные результаты следующие:

С точки зрения результата всех сотрудников компании можно разделить на три крупные категории специалистов:

  1. сотрудники (бухгалтеры и т. п.) и рабочие, создающие коллективный результат;
  2. ключевые специалисты (например: сотрудники отделов продаж, уникальные профессионалы), способные единолично существенно повлиять на итоги работы как подразделения, так и компании в целом;
  3. руководители различного уровня.

Следовательно, для каждой категории работников можно применить различные стимулы по итогам коллективных и индивидуальных работ. Например, в процентном соотношении наказания и поощрения для каждой категории сотрудников могут выглядеть как в таблице 4.

Как видно из таблицы 4 для первой категории, правило баланса между индивидуальной и коллективной оценками таково: сотрудник может быть депремирован примерно в равной части за индивидуальные и за коллективные нарушения, а также получать бонусы (поощрения) исключительно за общие достижения за счет переменной части.

Для второй категории большая часть показателей переменной части – это оценка индивидуальных результатов (как премия, так и бонусы) и незначительная часть – поощрение за коллективный результат (не более 20% переменной части). И, соответственно, в том же соотношении проценты депремирования в связи с недостижением поставленных целей.

Для третьей категории переменная часть на 80 процентов определяется результатами деятельности управляемого подразделения, а наказания связаны в первую очередь с индивидуальными показателями деятельности.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.