text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как проверить качество учета себестоимости продаж при оценке финансового состояния компании

Себестоимость продаж компании включает сумму расходов по основным видам деятельности и отражается по строке 2120 отчета о финансовых результатах компании. С помощью этого показателя можно рассчитать уровень множества ключевых индикаторов деятельности. Например, определить размер валовой прибыли в выручке (подробнее о последнем показателе см.  Что проверить в учете выручки при оценке финансового состояния компании), вычислить коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам компании, уровень деловой активности компании, норму чистой прибыли и рентабельность активов.

Поэтому, изучая фактическое имущественное положение компании, будет нелишним перепроверить корректность учета себестоимости продаж в отчете о финансовых результатах. Это может быть особенно важно при значительном ухудшении платежеспособности в нескольких отчетных периодах.

В рамках проверки предстоит сделать следующее:

За какие отчетные даты необходимо проверять правильность формирования себестоимости

Имущественное положение компании, как правило, анализируют поквартально и не менее чем за два года, включая отчетную дату, например, как при экспресс-оценке вероятности банкротства. Проверять корректность учета себестоимости продаж за то же время не обязательно. Достаточно изучить отчетность лишь за периоды существенного ухудшения показателей финансового состояния и предшествующие им даты. При наличии таких периодов рассматривают только значимые показатели баланса и отчета о финансовых результатах, те, что влияют на основные коэффициенты финансового положения. Если сумма себестоимости в отчетности значительна, то она может повлиять на платежеспособность по текущим обязательствам компании и ее деловую активность (подробнее об этом см.  Как провести экспресс-оценку вероятности банкротства). Ее заметные изменения в основном совпадают с периодами существенного ухудшения финансового состояния компании. Поэтому учетные документы по себестоимости стоит рассматривать именно за указанные даты.

Если же периоды значительного ухудшения не обнаружены, можно перепроверить документы только за те даты, в которых сумма себестоимости значительно увеличивалась (сокращалась) или была неизменной на протяжении нескольких кварталов.

Как проверить корректность формирования себестоимости при оценке финансового состояния компании

Чтобы выяснить, правильно ли сформирована себестоимость продаж в отчете о финансовых результатах компании, нужно рассмотреть учетные документы за периоды существенного ухудшения имущественного положения. Нелишним будет изучить учетную политику предприятия, аудиторские отчеты с результатами проверок и законодательные требования за те же даты.

В ходе проверки предстоит выяснить, из каких расходов сформирована себестоимость продаж. Она должна включать расходы по обычным видам деятельности, связанные:

Кроме того, на себестоимость относят:

Рассматривая состав строки 2120 отчета о финансовых результатах, стоит помнить, что в ней должны быть отражены суммы, списанные со счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» и других в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж». Кроме того, если предусмотрено учетной политикой, то управленческие расходы ( счет 26 «Общехозяйственные расходы») включают в себестоимость продукции, работ, услуг (их списывают со счета 26 в дебет счетов 20, 23, 29) и также указывают по строке 2120 отчета о финансовых результатах. Или же их относят к условно-постоянным расходам в том отчетном периоде, в котором возникли (списание со счета 26 в дебет счета 90, субсчет 90-2), а затем указывают по строке 2120 «Управленческие расходы» отчета о финансовых результатах.

Также нужно выяснить, соблюдены ли правила признания расходов:

В случаях когда в ходе проверки корректности формирования себестоимости продаж выявляют серьезные ошибки и искажения, их исправляют и состав расходов приводят в соответствие с учетной политикой компании, требованиями законодательства и рекомендациями аудиторов (если последние имеют место). Далее пересчитывают итоговую сумму себестоимости.

Как проверить итоговый расчет себестоимости в отчете о финансовых результатах

Чтобы перепроверить расчет себестоимости продаж, отраженной в отчете о финансовых результатах компании, нужно прежде всего уточнить, корректно ли были учтены расходы в составе этого показателя. Если удастся обнаружить какие-либо неточности или ошибки, итоговую сумму себестоимости понадобится пересчитать после их исправления в соответствии с нормами законодательства и учетной политикой компании.

Показатель себестоимости по строке 2120 отчета о финансовых результатах включает оборот по дебету субсчета 90-2 за минусом оборота по дебету этого же субсчета в корреспонденции с кредитом счетов 44 «Расходы на продажу» и 26 «Общехозяйственные расходы» (в случае если учетной политикой предусмотрен учет этих расходов в качестве условно-постоянных по строке 2120 отчета о финансовых результатах).

Пересчитав итоговую сумму себестоимости, можно определить фактическую сумму расходов по основным видам деятельности компании в отчетном периоде, уровень платежеспособности и деловой активности компании. То есть с учетом скорректированной суммы себестоимости в периодах существенного изменения расходов компании возможно определить реальные показатели валовой прибыли, платежеспособности по текущим обязательствам, нормы чистой прибыли, рентабельности активов.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.