text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как избежать незапланированных расходов во время ликвидации компании

В процессе ликвидации компании можно допустить две дорогостоящие ошибки:

Главные причины перерасхода средств – некачественная подготовка к началу ликвидации и неточный прогнозный бюджет расходов.

Например, подготовили бюджет расходов на ликвидацию и объявили о ее начале. Спустя время после инвентаризации активов и обязательств выяснили, что текущее состояние активов намного хуже, чем ожидалось. Следовательно, нужны деньги на их ремонт и еще дополнительное время. Компания понесет не только дополнительные издержки на предпродажную подготовку имущества, но и не сможет погасить своевременно обязательства по намеченному графику. Как следствие, рост задолженности (например, за счет пеней и штрафов).

Еще одна причина перерасхода средств – отсутствие контроля за исполнением утвержденного бюджета ликвидации. Такое вполне возможно, если не назначили ответственных за каждое мероприятие плана ликвидации, за сроки и качество исполнения.

Что касается нарушения очередности погашения обязательств, оно может быть связано с незнанием закрепленного законом порядка погашения долгов в рамках ликвидации, отсутствием заранее подготовленного графика платежей, неточностями в промежуточном ликвидационном балансе.

Чтобы избежать перечисленных ошибок, финансовому директору стоит:

Как избежать лишних расходов на ликвидацию за счет качественной подготовки к этой процедуре

Чтобы финансовому директору избежать перерасхода средств на ликвидацию, важно своевременно подготовиться к этой процедуре.

Задолго до публичного объявления о ликвидации компании необходимо провести сплошную инвентаризацию имущества и всех долгов.

Далее на основании ее результатов предстоит выяснить, хватит ли денежных средств компании для погашения всех обязательств или же придется реализовывать имущество, стоящее на балансе. Если наиболее ликвидных активов недостаточно, важно сразу оценить степень готовности других видов имущества к продаже – проверить наличие и состояние правоподтверждающих и технических документов. Если они не оформлены, нужно выделить дополнительные средства на их подготовку. Лучше не объявлять о ликвидации, пока оформление не закончится, иначе есть риск, что период предпродажной подготовки и реализации активов превысит регламентированные сроки ликвидации.

При этом нужно понимать, что к завершению срока предъявления требований кредиторами (после публикации сведений о ликвидации) компании предстоит подготовить промежуточный ликвидационный баланс, где должны быть отражены все активы и пассивы компании. На основании его данных выбирают способ реализации имущества (если денежных средств не хватит на погашение долгов). Так, если в соответствии с этим балансом стоимость актива превышает 100 000 руб., обойтись прямыми продажами не получится, нужно будет организовывать торги. Поэтому на подготовительном этапе нужно сразу уточнить порядок организации торгов и стоимость их проведения. Это позволит в дальнейшем сэкономить время, а также избежать лишних расходов, связанных с ускоренной подготовкой продаж.

Также важно спрогнозировать порядок и стоимость остановки основной деятельности компании. Нередко консервация оборудования, предназначенного для дальнейшей реализации разным покупателям, может обойтись компании дороже, чем продажа производства в комплексе одному покупателю (подробнее об этом см. Что выгоднее: ликвидировать или продать компанию). Одного покупателя найти, как правило, сложнее. Тем не менее может быть выгоднее заключить одну, но крупную сделку, чем много мелких без гарантии, что удастся продать абсолютно все производственные активы. Поэтому, готовясь к ликвидации компании, стоит детально сопоставить все предстоящие расходы и поступления, а также рассмотреть потенциальных покупателей.

Если же реализованного имущества не хватит на покрытие всех обязательств из промежуточного ликвидационного баланса, собственники компании будут вынуждены погасить долги за свой счет или обратиться в суд с заявлением о признании компании банкротом.

Чтобы выдержать очередность погашения обязательств при ликвидации компании, финансовому директору сразу же после решения вопроса об остановке основной деятельности нужно сформировать график погашения всех обязательств и текущих расходов компании на реализацию мероприятий по ликвидации предприятия (подробнее о том, как рассчитать их стоимость, см. Во сколько обойдется ликвидация компании).

Зачастую руководство и собственники компаний на свое усмотрение формируют порядок выплат по обязательствам, не учитывая тот факт, что очередность погашения обязательств в рамках простой ликвидации определяется законом. Указанный порядок схож с тем, что применяют в рамках дела о банкротстве (подробнее об очередности выплаты долгов компании см. Как финансовому директору составить график погашения задолженности при финансовом оздоровлении). Особенно важно учитывать это, если у компании накопилась существенная доля заемного капитала (кредиты под залог, обязательства перед гражданами в виде компенсаций за причинение вреда, по зарплате, перед бюджетом и внебюджетными фондами и кредиторами), при этом денежных средств хватает только на погашение части долгов, а оставшиеся обязательства придется использовать за счет реализации имущества. Тогда есть риск, что компании не удастся закрыть абсолютно все долги и избежать судебных споров с кредиторами по этому поводу.

Чтобы исключить негативные последствия, стоит сразу составить план погашения в соответствии с установленным порядком и корректно отразить все обязательства в промежуточном балансе. В таком случае, даже если у компании не хватит средств на уплату всех долгов и придется проводить ликвидацию через суд (банкротство), к руководству компании не будет претензий по поводу неправомерности действий.

Если же очевидно, что у компании достаточно средств на выплату всех обязательств, можно в обычном порядке ранжировать долги по срочности погашения (подробнее о том, как это сделать, см. Как сократить краткосрочную кредиторскую задолженность, Как сократить краткосрочные заемные средства в условиях кризиса).

Во избежание негативных последствий, например, пеней за просрочку по кредитам или жалоб сотрудников в прокуратуру в связи с невыплатой зарплаты более чем за три месяца и судебных споров, стоит в первую очередь в график выплат включить «горячие долги» (по зарплате, краткосрочным кредитам и займам). Важно не допускать существенной просрочки по обязательствам перед контрагентами. Не исключено, что в процессе подготовки к ликвидации компании кто-то из недовольных подаст заявление о признании ее банкротом. И тогда, если оперативно не погасить долг этого кредитора до введения процедур банкротства, ликвидировать компанию обычным путем не получится. Только через суд (подробнее о том, что ожидает компанию после открытия в суде дела о банкротстве, см. Как провести банкротство компании), при этом за счет средств компании или ее собственников придется оплатить не только те же мероприятия, что и при обычной ликвидации, но и судебные расходы, вознаграждение арбитражного управляющего (подробнее о том, как прогнозировать общие расходы при ликвидации компании через суд, см. Сколько будет стоить банкротство компании).

Если в ходе инвентаризации выясняется, что у компании после выплаты всех долгов останется какая-то часть активов, лучше сразу решить, как оставшееся имущество будет распределено между собственниками. Нередки случаи, когда между учредителями возникают споры, кому какой объект (актив) должен быть передан. В таких случаях указанный актив должен быть продан на торгах.

Как избежать лишних расходов на ликвидацию за счет корректного распределения ответственности

Чтобы не потратить лишнего на ликвидацию компании и не нарушить очередности погашения всех ее обязательств, важно не только тщательно подготовиться к предстоящей процедуре, но и правильно выбрать ответственных за выполнение ее обязательных мероприятий.

Выбор ответственных – формирование состава ликвидационной комиссии – ложится на плечи собственников. По усмотрению последних в этот состав может быть включен руководитель компании, финансовый директор, кто-то из учредителей, ведущих специалистов компании и т. д.

Стоит заметить, что полномочия этой комиссии утверждены законодательно. Среди них управление компанией, обязанность присутствовать в суде от ее имени, соблюдать сроки и порядок ликвидации предприятия, установленные его собственниками в соответствии с законодательством.

Среди ключевых функций ликвидационной комиссии уведомление в средствах массовой информации о предстоящей ликвидации, взыскание дебиторки, оповещение кредиторов, подготовка промежуточного ликвидационного баланса. Поскольку выполнение этих задач подразумевает работу специалистов из разных областей (например, финансистов, юристов и в отдельных случаях инженеров), значит, и различным сотрудникам стоит поручить их решение под ответственность членов ликвидационной комиссии.

К примеру, подготовку ликвидационного баланса можно поручить ведущим специалистам финансовой службы (бухгалтерии), а ответственным за это мероприятие назначить члена ликвидационной комиссии, который лучше всех в этом разбирается и сможет все перепроверить, – финансового директора.

При ликвидации компании нужно своевременно выполнить все обязательные мероприятия, установленные законодательно. Важно: все качественно и в срок. Чтобы обеспечить намеченный план ликвидации (особенно крупного предприятия), стоит побеспокоиться о регулярных собраниях ликвидационной комиссии. Главная цель таких собраний – обсудить отчеты ответственных исполнителей и подвести итоги (оценить, что сделано в рамках процедуры). Так, финансовому директору (как члену ликвидационной комиссии) может быть поручено отчитываться перед этой комиссией за полную инвентаризацию имущества и обязательств компании, формирование промежуточного ликвидационного баланса, а также за построение графика платежей. А он, в свою очередь, может назначить ответственных исполнителей (своих сотрудников) за каждое из этих мероприятий в рамках их же должностных обязанностей и контролировать ход работ. И в случае несвоевременного или некачественного выполнения поставленных задач пересмотреть порядок премирования. Например, при обнаружении значительной неточности в инвентаризационной описи и промежуточном бухгалтерском балансе, необоснованном увеличении срока инвентаризации.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.