Как сократить расходы на подбор персонала на 20 процентов
Если в компании текучка высока и постоянно приходится искать новых сотрудников, ее расходы на наем могут оказаться существенными.
Чтобы их сократить, можно принять одну или несколько из таких мер:
- отказаться от услуг рекрутинговых, кадровых агентств. Их стоимость, как правило, складывается из процента от годового оклада сотрудников, поиском которых они занимались. За счет этого компания может существенно сэкономить, но при этом важно определить, смогут ли сотрудники собственной службы управления персоналом самостоятельно найти, к примеру, узкоспециализированного специалиста или человека на ключевую позицию. Чтобы подбор своими силами сделать более результативным, в мотивацию стоит включить такие показатели, как количество и скорость закрытых вакансий;
- выбрать оптимальные для себя тарифы на рынке онлайн-рекрутмента (например, на сайтах hh.ru, superjob.ru). Если новые сотрудники требуются постоянно, стоит воспользоваться безлимитным тарифом;
- размещать вакансии на бесплатных ресурсах по поиску работы в Интернете, средствах массовой информации;
- искать соискателей через сотрудников компании. Как вариант – на внутреннем информационном портале компании можно поместить объявление о вакансии, попросить присылать по электронной почте в службу управления персоналом резюме тех людей, которых рекомендуют на данную позицию, или их контактную информацию. Чтобы сотрудники активно подключались к подбору, их можно премировать по истечении испытательного срока нового сотрудника;
- набирать соискателей внутри коллектива. Особенно это актуально для крупных компаний с филиальной сетью. К примеру, можно рассмотреть кандидатов в головной офис из дочерних компаний. Чтобы этот процесс сделать проще, стоит создать в компании кадровый резерв, регулярно проводить оценку персонала. Как вариант – анкетирование сотрудников на регулярной основе. В анкеты нужно включить вопрос о желаемой позиции в компании. Для людей, попавших в кадровый резерв, хорошо бы разработать индивидуальные планы их развития, которые будут способствовать карьерному росту в компании.
Повысить эффективность подбора сотрудников финансовой службы можно так:
- составить перечень требований к вакансии;
- разработать профессиональные тесты для каждой позиции;
- задавать во время интервью заранее подготовленные вопросы.
Эти меры в совокупности позволят сократить время одного собеседования, как следствие, появится возможность пригласить на встречу больше соискателей.
Как на 30 процентов оптимизировать расходы на обучение персонала
Прежде чем принять решение об оптимизации расходов на обучение, хорошо бы проанализировать следующее:
- суммарные затраты на обучение за последние два–три года, их динамику;
- затраты на обучение в детализации по отделам, их динамику;
- полученный эффект от обучения для предприятия. Этот момент очень важен – если очевидного результата нет или выяснится в процессе анализа, что сотрудники после обучения за счет компании ее покидают, стоит задуматься о целесообразности траты денег на обучение персонала.
Сэкономить на внешнем обучении можно, используя:
- онлайн-семинары, участие в которых бесплатно. Данный способ удобен тем, что сотрудник может прослушать его на рабочем месте, не тратя время на дорогу. Если какие-то моменты непонятны – пересмотреть в записи. Тематика таких семинаров разнообразна;
- опыт коллег. Это может стать хорошей альтернативой внешнему обучению. Во многих компаниях найдутся сотрудники, которым есть чем поделиться со своими товарищами. Например, можно рассказать про эффективное ведение переговоров, подготовку презентаций, разрешение конфликтных ситуаций. Так компания экономит на стоимости услуг сторонних тренеров. Кроме того, сам тренинг можно представить в виде бизнес-кейса на основе реальных цифр компании;
- внутреннее обучение. Здесь имеется в виду приглашение тренера со стороны на постоянной основе. Это оправдано в том случае, если у компании есть необходимость в круглогодичном обучении определенных категорий сотрудников – торговых представителей, кассиров, операторов, продавцов, текучка которых высока. Здесь все просто: нужно найти преподавателя с оптимальными расценками либо взять в штат такого человека, если его содержание окажется дешевле;
- профессиональные объединения, союзы, ассоциации, форумы. Их преимущество – общение с коллегами из других компаний, обмен информацией о перспективах развития рынка, отрасли;
- бесплатные мастер-классы, обучающие программы в Интернете. Руководство компании может направить сотрудников в нужном направлении, порекомендовать необходимые для работы онлайн-семинары. Кроме того, большинство программ включает в себя контрольные тесты для проверки полученных знаний;
- абонементы. Этот вариант возможен в случае, если есть жесткая необходимость в повышении квалификации сотрудников (к примеру, сертифицированных бухгалтеров, аудиторов). Абонемент дает возможность посещать обучающие семинары со скидкой, срок его действия, как правило, составляет 12 месяцев.
К затратам на обучение сотрудников можно отнести:
- поиск и отбор компаний-провайдеров, предоставляющих такие услуги;
- стоимость обучающих материалов, методической литературы;
- оснащение учебных помещений;
- командировки тренеров, принятых в штат предприятия;
- аренду залов для тренингов.
В крупных компаниях расходы на обучение могут быть значительными. Их можно существенно сократить, если уделить пристальное внимание следующим данным:
- количество обучающихся. Стоит проанализировать по категориям работников, кому из них обучение необходимо на регулярной основе (к примеру, повышение квалификации);
- командировочные расходы тренеров – размер суточных, стоимость проезда и проживания;
- стоимость аренды залов для обучения. Поднимите статистику за последние три года, изучите, сколько компания тратила на это денег. Наверняка можно найти помещения дешевле, оснащенные необходимым оборудованием, договориться с арендодателями о скидках. Также пригодится информация о заполняемости залов во время тренингов.
Как снизить расходы на оплату труда сотрудников службы персонала на 15 процентов
Для начала стоит проанализировать текущую нагрузку сотрудников службы управления персоналом, их основные функции, оценить производительность. Снизить расходы на оплату их труда можно следующим образом:
- сократить численность;
- увеличить переменную часть зарплаты;
- сократить продолжительность рабочего дня.
Сокращение численности. Эта мера – радикальный шаг. Первое, что нужно сделать, – изучить организационную структуру компании, перспективы ее развития. Если планируется рост бизнеса, то и штат, скорее всего, будет расти. Кризис для развития предприятия – не лучшее время, поэтому нужно оценить, справится ли служба персонала с текущей нагрузкой в усеченном составе, можно ли перераспределить обязанности между сотрудниками. Как вариант – объединить отделы с похожим функционалом, это позволит сократить административный персонал.
Соотношение переменной и постоянной части вознаграждения. Сэкономить можно за счет сокращения фиксированной части зарплаты и увеличения переменной. Последнюю стоит привязать к достижению ключевых показателей эффективности. Например, таких:
- время закрытия одной вакансии;
- количество закрытых вакансий одним специалистом;
- качество подбора персонала;
- количество проведенных тренингов.
В период кризиса экономить на обучении сотрудников нужно так, чтобы это не сказалось на их квалификации и, как следствие, на качестве выполняемой работы. Можно предложить такие варианты:
-
организация
тренингов силами сотрудников компании. Достаточно
подготовить презентацию по своему участку работы для
других специалистов. Презентационные материалы должны
быть рассчитаны на сотрудников разных специализаций из
смежных подразделений (допустим, «Финансы для
нефинансистов»). Плюсы таких тренингов очевидны:
– экономия денежных средств компании на внешнем обучении сотрудников;
– повышение квалификации сотрудников, их взаимозаменяемости;
– сплочение коллектива;
- использование бесплатных образовательных сайтов в Интернете (например, coursera.org, intuit.ru, lektorium.tv). Обучаться на таких курсах можно дистанционно, к тому же есть возможность получить сертификат, подтверждающий полученные знания.