text
Журнал

Как сэкономить на доставке товара покупателям

15 расходов на доставку товара покупателям10 расходов на доставку товара покупателям5 расходов на доставку товара покупателям35 прямых расходов на доставку товара10 расходов на доставку товара покупателям

Как сэкономить до 15 процентов за счет повышения загруженности транспорта доставки

Часто компании, стремясь завоевать рынки сбыта, забывают контролировать эффективность работы автотранспорта, доставляющего товар клиентам. Например, автомобиль грузоподъемностью 5000 кг отвозит покупателю срочный заказ весом 500 кг. Или компания отправляет в отдаленный район области наполовину загруженный транспорт с товаром для клиента, а через день – опять недогруженный автомобиль другому клиенту из этого же населенного пункта.

Коммерческая служба, как правило, оправдывает такие неэффективные рейсы необходимостью поддерживать лояльные отношения с покупателями или борьбой с конкурентами, забывая при этом о том, что главная цель ее деятельности – обеспечивать рентабельную реализацию продукции.

Повысить загрузку транспорта можно с помощью простой модели в Excel, позволяющей оценивать эффективность поставки товара покупателю. Пример расчета представлен в таблице 1.


п/п
Показатели Ед. изм. Значения
1 Грузоподъемность автомобиля кг 5000
2 Вес продукции в наборе доставки кг 4000
3 Загруженность автомобиля % 80
4 Расход ГСМ на 100 км л 25
5 Расстояние доставки км 200
6 Время на доставку ч 12
7 Цена 1 л ГСМ руб. 32
8 Сумма поставки (выручка) руб. 400 000
9 Маржинальный доход поставки руб. 180 000
10 Прямые затраты, в т. ч.: руб. 4250
11 – ГСМ; руб. 1600
12 – зарплата водителя-экспедитора; руб. 2250
13 – командировочные руб. 400
14 Накладные расходы, в т. ч.: руб. 56 000
15 – ремонт и содержание транспорта
(6% × стр. 8)*;
руб. 24 000
16 – амортизация транспорта
(5% × стр. 8)*;
руб. 20 000
17 – управленческие расходы логистики
(3% × стр. 8)*
руб. 12 000
18 Всего расходы на поставку руб. 60 250
19 Прибыль по поставке руб. 119 750
20 Рентабельность поставки % 30
21 Норма загруженности % 75
22 Норма рентабельности % 35
23 Соответствие норме рентабельности Нет
24 Соответствие норме загруженности Да
* Рассчитывается исходя из нормативов компании.

Для применения такой модели в компании нужно установить нормы рентабельности и загруженности транспорта. Это позволит определять, какую поставку считать приемлемой.

Чтобы принять решение в конкретной ситуации, сотрудникам службы логистики нужно заполнить следующие ячейки таблицы:

После этого расчетная модель автоматически определит степень загруженности автомобиля, рентабельность поставки и сопоставит их с нормами. Если обнаружится несоответствие предполагаемого рейса какой-либо из норм, нужно поручить службе логистики перераспределить подобранные товары между машинами, чтобы все запланированные на текущий день рейсы соответствовали требованиям предприятия. Если служба логистики не может выполнить этого, требуется согласование коммерческого директора. Последнего необходимо наделить полномочиями решать, разрешить ли доставку товара покупателю с нарушением нормативов загруженности транспорта или рентабельности поставки.

Благодаря такой модели компания сможет не только контролировать загрузку транспорта доставки (и так повысить эффективность работы службы логистики), но и существенно снизить транспортные расходы (до 15% при перевозке равноценного объема товаров).

Как сэкономить более 10 процентов за счет оптимизации маршрутов доставки заказов покупателям

Один из действенных способов сокращения затрат на перевозки – оптимизация маршрутов доставки заказов. Чем больше клиентская база компании и шире география рынков сбыта, тем эффективнее эта мера.

Сотрудникам службы логистики нужно поручить оптимизировать маршруты, используя методы математического моделирования или инструменты Excel (например, надстройку «Поиск решения»). Оптимизация сводится к поиску такого варианта доставки товара покупателям, при котором маршрут будет самым коротким, что и обеспечит экономию.

Рассмотрим упрощенный пример. Допустим, у компании имеется склад, откуда товары доставляются двумя машинами шести покупателям. Маршруты изображены на схеме 1.

Выявив рост расходов на перевозки, финансовая служба проанализировала маршруты доставки и внесла руководству предложение об их оптимизации. В результате их изменили (см. схему 2. Доставка товара покупателям после оптимизации маршрутов).

Так как общая протяженность перевозок товаров покупателям значительно уменьшилась, то сократились и расходы на горюче-смазочные материалы (подробнее о том, как обеспечить их контроль, см. Как контролировать расходы на горюче-смазочные материалы). К тому же у водителей освободилась часть рабочего времени. Компания может использовать его для других работ.

Как сэкономить около 5 процентов за счет сокращения потерь товара при доставке покупателям

Сократив потери доставляемого покупателям товара, удастся сэкономить порядка 5 процентов расходов на перевозки (подробнее о потерях товара при транспортировке см. Как учитывать в управленческом учете потери запасов при транспортировке и хранении). Сопутствующий положительный эффект – компания сможет зарекомендовать себя как надежного поставщика. Ведь клиентам важно, чтобы товар доставлялся в указанный срок и в полном объеме.

Среди доступных способов сокращения потерь товаров при перевозках до складов покупателей:

Разработанные правила стоит закрепить в документах, регламентирующих деятельность службы логистики.

Как сэкономить до 35 процентов за счет создания распределительного центра

Если компания реализует значительную часть продукции в другие регионы, сократить расходы на доставку товара покупателям можно, создав распределительный логистический центр.

Чтобы оценить целесообразность такой меры, нужно сравнить стоимость перевозок покупателям из отдаленных городов и регионов со склада компании и через распределительный центр (подробнее о том, как обосновать проект создания распределительного центра, см. Как оценить экономию от создания распределительных складов).

Алексей Гребенников , главный экономист ГК «Резон»

Компания «Волга» из Волгоградской области реализует товары покупателям в своем регионе, а также в Саратовской, Самарской и Пензенской областях.

Затраты на перевозки определяются исходя из следующих условий:

Среднемесячный максимальный объем перевозок покупателям этих трех регионов равен 100 тонн (5 т × 6 раз/мес. + 10 т × 4 раз/мес. + 10 т × 3 раз/мес.).

Финансовой службе компании «Волга» нужно выяснить, во сколько обойдется доставка такого же объема товаров при создании распределительного центра в г. Саратове, и сравнить эту сумму с затратами на существующие перевозки.

Расчет расходов по действующей схеме представлен в таблице 2. Они составляют 61 760 руб. в месяц.


п/п
Показатели Ед. изм. Саратов Самара Пенза Всего
1 Грузоподъемность автомобиля кг 5000 10 000 10 000
2 Расход ГСМ на 100 км л 25 30 30
3 Цена 1 л ГСМ руб. 32 34 34
4 Расстояние доставки км 900 1600 1200
5 Время доставки дн. 1,5 3 2
6 Количество рейсов за месяц разы 6 4 3
7 Расходы на ГСМ
(стр. 4 : 100 км × стр. 2 × стр. 3)
руб. 7200 16 320 12 240 35 760
8 Зарплата водителей
(зарплата* : 20 дн. × стр. 5)
руб. 2250 5250 3500 11 000
9 Командировочные** руб. 6000 6000 3000 15 000
10 Итого прямые затраты на перевозки
(стр. 7 + стр. 8 + стр. 9)
руб. 15 450 27 570 18 740 61 760

* Зарплата водителя зависит от грузоподъемности автомобиля, требований к квалификации и региона – 30 000 руб. (г. Саратов) и 35 000 руб. (г. Самара и г. Пенза) в месяц.

** Рассчитываются исходя из внутреннего норматива компании 500 руб. в день.

Второй блок расчетов касается затрат на доставку товаров тем же покупателям и в том же объеме, но уже через распределительный центр в г. Саратове (см. таблицу 3). При такой схеме доставки компания будет сначала перевозить товары в распределительный центр автомобилями грузоподъемностью 20 тонн пять раз в месяц. А затем доставлять товар из г. Саратова покупателям Самарской и Пензенской областей.


п/п
Показатели Ед. изм. Саратов Самара Пенза Всего
1 Грузоподъемность автомобиля кг 20 000 10 000 10 000
2 Расход ГСМ на 100 км л 35 30 30
3 Цена 1 л ГСМ руб. 34 34 34
4 Расстояние доставки км 900 700 450
5 Время доставки дн. 1,5 1,5 1
6 Количество рейсов за месяц разы 5 4 3
7 Расходы на ГСМ
(стр. 4 : 100 км × стр. 2 × стр. 3)
руб. 10 710 7140 4590 22 440
8 Зарплата водителей
(зарплата* : 20 дн. × стр. 5)
руб. 3000 2625 1750 7375
9 Командировочные** руб. 5000 4000 1500 10 500
10 Итого прямые затраты на перевозки
(стр. 7 + стр. 8 + стр. 9)
руб. 18 710 13 765 7840 40 315

* Зарплата водителя – 40 000 руб. (г. Саратов) и 35 000 руб. (г. Самара и г. Пенза) в месяц.

** Рассчитываются исходя из внутреннего норматива компании 500 руб. в день.

Чтобы достоверно оценить, целесообразно ли создание распределительного центра, стоит также учитывать дополнительную экономию за счет:

Экономию необходимо сопоставить с расходами на создание и содержание распределительного центра.

Как сэкономить до 10 процентов за счет выбора транспортно-экспедиционной компании

Снизить расходы на доставку товара покупателям можно не только за счет внутренних резервов, но и выбрав транспортно-экспедиционную организацию с наиболее выгодными тарифами.

Если компания доставляет товары клиентам своими силами, желательно изучить рынок транспортных услуг и сравнить ценовые предложения специализированных организаций с расходами на перевозки собственным транспортом. Если свой автопарк обходится дороже, стоит воспользоваться услугами сторонних организаций.

Если предприятие уже пользуется услугами транспортно-экспедиционной организации, при увеличении объемов перевозок стоит попросить дополнительную скидку как постоянному и надежному партнеру. Предварительно нужно провести мониторинг ценовых и скидочных предложений на рынке транспортно-экспедиционных услуг и использовать собранную информацию в переговорах. Предположим, на рынке есть более выгодные цены, а партнер не идет на уступки. Тогда лучше проанализировать целесообразность замены транспортной компании.

Допустим, товары, которые компания доставляет покупателям, разнообразны и ей требуются различные (в т. ч. и специальные) виды транспорта. Есть смысл заключить договоры с несколькими транспортно-экспедиционными предприятиями. Критерии выбора в этом случае – наиболее выгодное ценовое предложение по каждому из видов транспорта. В итоге компания может сэкономить на перевозках, заключив с одной организацией договор на доставку товара с использованием автомобилей малой грузоподъемности, с другой – автомобилей большой грузоподъемности, а с третьей – на использование транспорта с холодильным оборудованием (подробнее о том, как выбрать транспортную компанию с самыми выгодными тарифами, см. Как сэкономить на транспортных расходах).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.