text
Журнал

Какие антикризисные меры помогут сократить издержки

Чтобы уменьшить издержки компании в условиях финансовой неустойчивости, помимо общего сокращения внереализационных затрат, используйте антикризисные мероприятия:

Как оптимизировать расходы на основную деятельность в условиях кризиса

Чтобы в условиях финансового кризиса сократить расходы на основную деятельность, рассмотрите каждый вид затрат. Например: производственные расходы, затраты на оплату труда и прочие издержки. См. также Как составить план оптимизации затрат.

Производственные расходы. Один из основных видов этих издержек – расходы на покупку сырья и материалов для основной деятельности, а также на предпродажную подготовку произведенных товаров. Например, затраты на их упаковку. Чтобы сэкономить, ужесточите контроль закупок и выбор поставщиков (см. также Как застраховаться от дополнительных расходов по договорам с поставщиками и подрядчиками). Как вариант, договоритесь повысить скидку на приобретаемое сырье и материалы или найдите более дешевые аналоги нужных товаров. Подробнее см.  Как снизить стоимость закупки товаров и услуг и Как разработать программу снижения себестоимости продукции. Так удастся сократить этот вид затрат на 1–10 процентов от общей суммы расходов.

Среди производственных издержек могут быть затраты на покупку специализированного оборудования, инвентаря, спецодежды и прочего неамортизируемого имущества. В условиях кризиса приостановите закупки этих товаров, а при необходимости приобретайте по самым низким ценам на рынке. См. также Покупка или аренда производственного оборудования: как сравнить и выбрать.

В производственные расходы также входят затраты на ГСМ, воду, энергию, потребляемую для технологических целей, отопление зданий. Чтобы снизить расходы на ГСМ, утвердите нормативы и контролируйте расход топлива, установите GPS-приемники и видеорегистраторы на автомобили, проверяйте фактический пробег. Подробнее об этом см.  Как контролировать расходы на горюче-смазочные материалы и Как сэкономить на содержании собственного автопарка. Чтобы сократить расходы на содержание помещений, частично сдайте недвижимость в аренду, если возможно, или продайте незадействованные здания и сооружения (подробнее об этом см.  Как разработать план антикризисных мероприятий), при условии что эта мера не остановит основное производство.

Кроме того, к производственным расходам относят затраты на содержание и использование основных средств и прочих активов природоохранного назначения. В частности, расходы на эксплуатацию очистных сооружений, фильтров, а также затраты на оплату сторонних компаний за услуги приема, хранения и уничтожения опасных отходов в соответствии с законодательством России. Сократить эти издержки затруднительно, поскольку предприятий с лицензией, которые занимаются подобным видом деятельности, в России не так много. Однако постарайтесь выбрать компанию, которая работает по приемлемым ценам и с гибкой системой скидок. Это позволит уменьшить основные производственные расходы. См. также Как обнаружить устранимые производственные расходы.

Материальные издержки удается сократить не существенно, однако даже незначительная экономия пойдет на пользу компании в период кризиса.

Шаблон документа. Скачайте шаблон требований к программе сокращения затрат

Расходы на оплату труда. В рамках антикризисной программы затраты на оплату труда снижают одними из первых, поэтому пересмотрите структуру персонала.

Работников основного производства не трогайте или сократите единицы, а их обязанности передайте оставшимся специалистам, организуйте работу по совместительству. Фонд оплаты труда уменьшайте в основном за счет сокращения административного персонала. Подробнее об этом см.  Как разработать план антикризисных мероприятий и Как оперативно найти резервы для снижения фонда оплаты труда.

Прочие расходы. В зависимости от специфики деятельности компании в состав прочих расходов входят:

Дмитрий Антонов , руководитель финансового отдела компании «МИЭЛЬ Новостройки»

Сократить расходы на рекламу можно, если контролировать фактические затраты на эту статью. Регулярно сверяйте плановые сметы с реально израсходованными деньгами.

Проводите мониторинг рыночных цен не реже одного раза в квартал. Выясните, насколько расценки из текущих договоров соответствуют средним по рынку. Если первые выше, обсудите с поставщиками рекламных услуг возможность снизить тарифы и получить дополнительные скидки. Если договориться не получится, изучите предложения других рекламных агентств и объявите тендер среди них.

Если рекламное агентство предлагает свои услуги по цене ниже рыночной, насторожитесь. См. также Как контролировать маркетинг.

Когда вы рекламируете продукцию, учитывайте покупательную способность и спрос – не размещайте рекламу дорогого товара в тех регионах, где его будет сложно продать.

Шаблон отчета. Скачайте шаблон отчета об итогах программы сокращения затрат

Как оптимизировать управление финансами компании в условиях кризиса

Ужесточить контроль над деньгами – главное антикризисное мероприятие по сокращению издержек. Подробнее о необходимых контрольных процедурах см.  Как контролировать управление финансами компании. Предстоит:

В кризисных условиях, чтобы сократить издержки, контролируйте привлечение внешнего финансирования, пересматривайте условия привлечения кредитов и займов.

Чтобы увеличить прозрачность движения денежных средств и сократить издержки, финансовому директору необходимо усилить внутренний контроль в части продаж и снабжения, регламентировать эти процессы. Подробнее об этом см.  Как регламентировать продажи, Как регламентировать закупки.

Как мотивировать сотрудников на сокращение издержек в условиях кризиса

В ходе реализации антикризисного плана мотивируйте сотрудников сокращать издержки. Полностью пересмотрите систему оплаты труда, внедрите ключевые показатели эффективности, завязанные на общий результат компании. При этом ужесточите трудовую дисциплину, усильте контроль качества изготовляемой продукции или оказываемых услуг, чтобы снизить брак. К примеру, премируйте сотрудников за экономию затрат, а в качестве бонуса начисляйте часть суммы, которую они сэкономили. См. также За что премировать сотрудников финансовой службы в 2018 году: готовый набор KPI.

Анастасия Козикова , ведущий экономист по финансовой работе ООО «Центр фасадных систем «Энергоэффект»

Чтобы сохранить сотрудников и одновременно снизить затраты на фонд оплаты труда, пересмотрите переменную часть зарплаты. Не сокращайте оклад – работники должны быть уверены, что получат конкретную сумму вовремя и в полном объеме. Увеличьте размер премии, но выплачивайте, только если компания достигнет целевых показателей. Повысьте планы по личным KPI. Протестируйте новую систему: если планы недостижимы, еще раз пересмотрите KPI.

Например, финансовый менеджер получает оклад 60 000 руб. и квартальную премию 160 000 руб. Сотрудник получает премию, если достигает KPI, независимо от финансовых результатов компании. Финансовый директор пересмотрел систему мотивации. По новой системе оклад останется 60 000 руб., премия составит 200 000 руб. Целевые значения KPI стали выше (см.  таблицу). Премию руководство выплатит в конце года, если компания выполнит планы по EBITDA.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.