text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как регламентировать проведение инвентаризации в компании

В регламент проведения инвентаризации можно включить следующие разделы:

Что указать в общей части регламента проведения инвентаризации

В общей части регламента проведения инвентаризации достаточно раскрыть основное назначение этого документа, а также остановиться на следующем:

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «Замок-сервис плюс»

«Инвентаризация имущества или обязательств компании «Альбатрос» может быть проведена только при участии материально ответственных лиц. Проверяемые ценности и объекты, а также их количество и балансовую стоимость указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи прописью должно быть указано количество порядковых номеров инвентаризируемых объектов и общее их число в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) эти ценности показаны.

В описях исключены незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются. Также на последней странице описи обязательна отметка о проверке цен, количества и подсчета итогов за подписями лиц, участвующих в проверке.

В конце описи материально ответственные лица должны дать расписку, подтверждающую данные, установленные комиссией в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в описи имущества или обязательств на ответственное хранение».

Как отразить в регламенте основные объекты инвентаризации

Основные объекты, подлежащие проверке, можно перечислить в отдельном разделе регламента проведения инвентаризации или в общих положениях этого документа. В их число могут входить:

Как регламентировать периодичность проведения инвентаризации

Утверждая периодичность инвентаризаций, в одноименном регламенте стоит привести не только даты плановых проверок, но и условия инициации внеплановых инвентаризаций.

Плановая инвентаризация. Периодичность проверок нужно раскрыть по объектам в зависимости от вида актива или обязательств. Например, можно отметить плановые проверки:

Внеплановые проверки. В этой части регламента важно перечислить условия, при которых инвентаризация должна быть проведена в обязательном порядке вне установленного графика. Среди них могут быть:

Как регламентировать правила проверки отдельных видов имущества и обязательств

Утверждая правила проверки отдельных видов имущества и обязательств, в регламенте проведения инвентаризации предстоит сначала указать общие требования к проверкам.

Первое – какие документы должны быть запрошены инвентаризационной комиссией, в частности, ее председателем, перед проверкой. В их числе можно отметить:

Второе – когда комиссия начинает проверку. К примеру, после получения всех необходимых документов инвентаризационная комиссия вправе приступить к осмотру (пересчету) проверяемых объектов, результаты которого (данные о фактических остатках имущества и финансовых обязательств) нужно будет внести в опись.

Также в этой части регламента будет нелишним отметить то, что инвентаризационная комиссия отвечает за корректность и своевременность оформления, правдивость и полноту инвентаризационных описей и приложенных к ней материалов (например, актов осмотра, обмеров, на списание, технических расчетов, справок на выбраковку и др.).

В дополнение к этому важно отметить, что по окончании инвентаризации возможны контрольные проверки корректности проведенных осмотров. При которых присутствие членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно.

Особенности инвентаризации отдельных объектов, дополняющие общие правила, лучше раскрывать дополнительно. Среди них можно указать нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, запасы, незавершенное производство и готовую продукцию, а также денежные средства и их эквиваленты, остатки на расчетных счетах.

Нематериальные активы. В регламенте можно отметить, что при их инвентаризации важно удостовериться в наличии документов, подтверждающих права компании на их использование, а также корректность их отражения в балансе (подробнее об этом см.  Как проверить качество учета нематериальных активов при оценке финансового состояния компании).

Основные средства. Раскрывая порядок проверки этих активов, придется учесть их разновидности, по отдельности рассмотреть нюансы инвентаризации недвижимости (здания, сооружения, земельные участки и др.) и движимого имущества (станки, транспортные средства, оборудование).

В инвентаризационной инструкции можно указать, что перед проверкой этих объектов предстоит убедиться в наличии и актуальности:

Тут же будет нелишним отметить, что инвентаризационная комиссия обязана сразу сообщить руководству компании об отсутствии (особенно если это свидетельства на право собственности недвижимости). Так получится быстрее их найти или ускорить оформление.

Кроме того, в регламенте стоит уточнить, что в случае выявления непригодных к использованию основных средств, которые восстановить невозможно или нецелесообразно, в описи должны быть раскрыты причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и др.).

Также в документе стоит пояснить, что результаты осмотра объектов, находящихся в аренде или на ответственном хранении у компании, должны быть отражены в отдельных инвентарных описях вместе со ссылками на документы, подтверждающие их аренду или ответственное хранение.

Финансовые вложения. В регламенте нужно отметить, что инвентаризация финансовых вложений включает проверку фактических затрат на приобретение ценных бумаг, долей в уставных капиталах других компаний, а также предоставленных займов (подробнее об этом см. Как проверить качество учета финансовых вложений при оценке платежеспособности компании). Здесь предстоит удостовериться:

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «Замок-сервис плюс»

«3.3. Проверку ценных бумаг необходимо проводить по отдельным элементам. В инвентарной описи (или акте осмотра) по результатам проверки нужно обязательно указывать названия, серии, номера, номинальную и фактическую стоимость, сроки погашения и общие суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги нужно сравнить с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии.

3.4. Проверка ценных бумаг, находящихся на хранении в специальных организациях (банк-депозитарий и др.), должна включать сравнение остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухучета, с информацией из выписок этих организаций.

3.5. Финансовые вложения в уставные капиталы прочих компаний, а также займы, предоставленные другим предприятиям, в рамах проверки должны быть подтверждены документами (купли-продажи, договорами займа и др.)».

Товарно-материальные ценности. Компаниям, у которых в структуре активов существенная доля приходится на производственные запасы, готовую продукцию, товары, стоит особенно тщательно отнестись к формированию регламента проведения их инвентаризации. В нем нужно подробно раскрыть, как отражать результаты проверки этого имущества.

Например, отметить, что в инвентарной описи должно быть обязательно указано каждое наименование рассматриваемых объектов, их вид (сорт), группа, количество, балансовая стоимость и прочие необходимые данные. Также уточнить, что осмотр следует проводить по порядку расположения ценностей. Если они в разных помещениях и закреплены за одним материально ответственным лицом, проверять активы нужно последовательно по местам хранения.

Тут же можно отметить, что после инвентаризации в отдельном помещении комиссия имеет право перейти к проверке последующего только после того, как опечатает вход в уже осмотренный объект.

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «Замок-сервис плюс»

При формировании регламента проведения инвентаризации в нем стоит отметить, что по материальным ценностям, находящимся в пути или на складах других компаний, необходимо формировать отдельную опись.

По тем, что находятся в пути, в описи должны быть отражена не только дата отгрузки, наименование, количество и стоимость активов, но и реквизиты документов, на основании которых эти ценности учтены бухгалтерией.

Материальные ценности, хранящиеся на складах других компаний, также должны быть отражены в отдельных описях с реквизитами документов, подтверждающих их передачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

Незавершенное производство. В этой части регламента нужно раскрыть, что осмотр таких активов подразумевает проверку фактической комплектности актива этого вида (заделов) и выявление остатка незавершенного производства по аннулированным и приостановленным заказам. При этом на забракованные детали должны быть сформированы отдельные описи.

Денежные средства и их эквиваленты. Регламент проверки этих активов должен быть сформирован на основании нормативных документов о порядке ведения кассовых операций. В нем можно указать, что инвентаризацию нужно проводить в соответствии с действующими законодательными актами (например, в соответствии с указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Расчетные счета. В этой части регламента нужно отметить, что инвентаризация расчетов с банками по ссудам, с бюджетом, контрагентами, подотчетными лицами, сотрудниками, депонентами – это проверка обоснованности сумм, отраженных в бухгалтерской отчетности.

Как регламентировать порядок оформления сличительных ведомостей в ходе инвентаризации

Чтобы упорядочить составление сличительных ведомостей при проверке имущества, предстоит отразить условия и схему их оформления в регламенте проведения инвентаризации.

В нем стоит указать то, что такие ведомости должны быть составлены по тем ценностям, при осмотре которых были выявлены отклонения от учетных данных.

Также там предстоит отметить, что обнаруженные излишки нужно оприходовать. А недостачу или порчу имущества отнести на виновных лиц. Если же последние не установлены, нужно указать, что убытки в этих случаях должны быть отнесены на увеличение расходов. Кроме того, там же можно отметить, что взаимный зачет излишков и недостач возможен только в одном проверяемом периоде у одного и того же материально ответственного лица. При условии что это произошло в отношении материальных ценностей одного наименования и в равных количествах.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.