text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как регламентировать проведение ревизий в компании

В регламент ревизий, определяющий порядок планирования и проведения финансово-хозяйственной деятельности, можно включить следующие разделы:

Что предусмотреть в общей части регламента ревизий в компании

В общей части документа, регламентирующего проверки финансово-хозяйственной деятельности компании, предстоит:

Дополнительно здесь можно привести основные термины, используемые в регламенте. Это поможет правильно трактовать основные понятия, применяемые в ходе ревизий.

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

« Дочернее общество – хозяйственное общество, в отношении которого ОАО «Альфа» осуществляет управленческий контроль.

Корректирующее мероприятие – мероприятие, направленное на устранение причин и (или) последствий установленных проверкой нарушений, существующего несоответствия, отклонения или недостатка.

Материалы проверки – документы, отражающие результаты проведенной проверки: акт по результатам проверки, протокол (выписка из протокола) по результатам рассмотрения итогов контрольных мероприятий генеральным директором общества.

Программа проверки – документ, устанавливающий цели и задачи проверки, объем запланированных для проверки вопросов, необходимых для выполнения поставленных целей и задач.

Проверка ФХД – комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделения общества, дочернего общества, которая может включать вопросы законности осуществляемых хозяйственных операций, анализа эффективности использования имущества и иных ресурсов, соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, целевого использования средств, выделенных на реализацию специальных проектов.

Уровень существенности – пороговое значение, полученное с использованием показателя риска и используемое для репрезентативной выборки проверяемых элементов».

Как описать порядок подготовки к проверке в регламенте ревизий

В положении о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности стоит выделить раздел под описание порядка подготовки к этим ревизиям. А в него включить описание подготовительных процедур, например, таких как:

Определение параметров проверки. А именно утверждение состава группы проверяющих, периода проведения проверки (даты начала и окончания), цели и ее основных задач, необходимости привлечения сторонних экспертов.

Направление запросов. Здесь нужно раскрыть порядок формирования запросов руководителям проверяемых подразделений (служб или дочерних обществ) на доступ к информации, а также утвердить сроки ответов на эти запросы.

Изучение деятельности проверяемой службы. В этой части регламента перечисляют документы, на основании которых анализируется деятельность проверяемого подразделения. К примеру, это могут быть внутренние регламенты подразделения, отчеты, нормативные документы и т. д.

Формирование программы проверки. В указанном разделе документа отражают порядок подготовки ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделения (службы или дочернего общества) компании. В нем перечисляют основание для ревизии, объект и направление проверки (например, годовой план контрольных мероприятий), а также перечень вопросов проверки.

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«1. Определение параметров проверки

В рамках определения параметров проверки начальник контрольно-ревизионного управления выполняет следующие действия:

Срок – не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала проведения проверки.

Продолжительность операции – не более 3 рабочих дней.

2. Подготовка и направление запросов

Руководитель рабочей группы обеспечивает подготовку:

Направление запросов осуществляется за подписью начальника контрольно-ревизионного управления.

Срок – не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала проведения проверки.

Продолжительность операции – не более 2 рабочих дней.

3. Предоставление информации по запросам

Кураторы, руководители структурных подразделений общества, руководители проверяемых дочерних обществ обеспечивают подготовку и направление ответов на запросы контрольно-ревизионного управления с приложением материалов для проверки.

Срок – не более 5 рабочих дней с момента получения запроса, если в запросе не установлен более короткий срок. При этом срок для предоставления информации не может быть менее 2 рабочих дней.

4. Изучение деятельности проверяемого подразделения (дочернего общества)

Руководитель рабочей группы изучает деятельность проверяемого подразделения (дочернего общества) в соответствии с представленными документами: нормативно-правовые и локально-правовые акты, отчетные и иные документы, статистические данные, акты предыдущих проверок и другие материалы, которые характеризуют и регламентируют финансово-хозяйственную деятельность проверяемого подразделения (дочернего общества).

5. Подготовка программы проверки и приказа о ее проведении

По результатам изучения деятельности проверяемого подразделения (дочернего общества) руководитель рабочей группы (лицо, им уполномоченное) формирует проекты программы проверки и приказа о проведении проверки.

В программе проверки указываются объект проверки, тематика проверки в соответствии с годовым планом контрольных мероприятий (либо в соответствии с поручением генерального директора общества), сроки поведения проверки, перечень вопросов проверки. Программа проверки оформляется приложением к приказу о проведении проверки.

В проекте приказа о проведении проверки указываются основание для проведения проверки, предмет и объекты проверки, сроки проведения проверки, Ф. И. О. и должности руководителя и участников рабочей группы.

Проект приказа о проведении проверки и программа проверки визируются начальником контрольно-ревизионного управления и подписываются генеральным директором общества в установленном порядке».

Как регламентировать проверку деятельности компании и формирование отчета по ее итогам

Чтобы регламентировать процесс проверки и подготовки ее результатов, предстоит определить:

Организационно-техническое обеспечение проверки. В этом подразделе регламента следует утвердить обязанности сотрудников проверяемого подразделения по обеспечению нормальных условий работы для группы проверяющих.

Проведение проверочных мероприятий. Здесь нужно раскрыть порядок проведения проверки рабочей группой, включая алгоритм сбора достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность ее выводов.

Кроме того, чтобы избежать при проведении проверки затягивания сроков получения информации, в документе целесообразно предусмотреть ответственность должностных лиц проверяемых подразделений (дочерних обществ) на случай отказа от предоставления данных.

Формирование проекта заключения. В этой части регламента раскрывается процедура подготовки проекта акта о результатах ревизии. Для повышения объективности его выводов стоит предусмотреть предварительное обсуждение проекта акта с представителями проверяемого подразделения (дочернего общества).

Далее следует определить порядок вручения итогового акта, подготовленного уже с учетом возражений и замечаний проверяемого подразделения (дочернего общества).

Кроме того, необходимо предусмотреть порядок направления итоговых материалов проверки заказчикам аудита – инициаторам контрольного мероприятия.

Рекомендуется также учесть в регламенте то, чтобы проверяющие одновременно с актом проверки также готовили рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«Руководитель проверяемого объекта (лицо, им уполномоченное) обеспечивает:

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«1. Рабочая группа в ходе проведения проверки обеспечивает сбор достаточных аудиторских доказательств с целью формирования мнения и обоснованных выводов по вопросам проверки.

2. В ходе проведения проверки участники рабочей группы осуществляют действия по фактическому изучению вопросов программы проверки, в том числе:

3. Все указанные действия проводятся в присутствии руководителей либо ответственных представителей проверяемой организации.

4. Участники ревизионной группы вправе производить фото- и видеозапись в случае, если осматриваемые объекты проверки не относятся к специально охраняемым объектам с запретом на фото- и видеосъемку».

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«На основании отчетов участников рабочей группы руководитель рабочей группы формирует проект акта о результатах проверки.

Проект акта передается на согласование руководителю проверяемого подразделения (дочернего общества) не позднее чем за пять рабочих дней до срока окончания проверки, определенного в приказе.

После истечения пяти рабочих дней, если иной срок не согласован руководителем рабочей группы и руководителем проверяемого подразделения (дочернего общества), руководитель рабочей группы проводит совещание по обсуждению итогов проверки с руководителем проверяемого объекта.

В ходе выполнения операции руководителем проверяемого объекта, лицами, им уполномоченными, формируется отношение к содержанию и выводам акта о результатах проверки, при необходимости формулируются возражения и собственная трактовка описываемых в акте фактов хозяйственной деятельности и установленных отклонений, представляются дополнительные доказательства в обоснование собственной позиции, уточняются формулировки акта.

Акт о результатах проверки подписывается всеми участниками рабочей группы. Руководитель проверяемого подразделения (дочернего общества) (или лицо, им уполномоченное) визирует акт о результатах проверки в строке «С актом ознакомлен, экземпляр акта получен» с отметкой о наличии или об отсутствии разногласий».

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«Факты непредставления документов либо отказа в проведении процедур фактического изучения являются основанием для привлечения руководителя проверяемого структурного подразделения (дочернего общества) к дисциплинарной ответственности. Наложение дисциплинарных взысканий проводится в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации и в соответствии с действующими локальными нормативными актами общества и его дочерних обществ.

Дополнительно в положение о премировании, регламентирующее порядок получения руководителями годовых бонусов, рекомендуется включить положения, в соответствии с которыми документально зафиксированные факты противодействия законным действиям проверяющих со стороны представителей проверяемых организаций являются основанием для корректировки итоговых вознаграждений в сторону снижения».

Данила Актянов , внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов

«Рассмотрение результатов проверки осуществляется генеральным директором общества.

Материалы, представляемые на рассмотрение генеральному директору общества, должны содержать докладную записку, проект перечня поручений, документы, обосновывающие выводы по проверке.

В проекте перечня поручений генерального директора общества должны быть указаны:

По итогам рассмотрения генеральным директором общества утверждается перечень поручений, который направляется в адрес руководителя проверяемого подразделения (дочернего общества) не позднее 3 (трех) рабочих дней после его утверждения.

Ответственное лицо – начальник контрольно-ревизионного управления.

Срок начала исполнения операции – не позднее трех рабочих дней после даты окончания проверки, установленной в приказе о назначении проверки.

Если по итогам проверки выявлены факты нарушений, требующие принятия незамедлительных мер по устранению и безотлагательному пресечению угроз безопасности деятельности организаций и утраты активов, начальник контрольно-ревизионного управления докладывает генеральному директору общества в срочном порядке».

Как регламентировать порядок работы с выявленными нарушениями в ходе ревизии

В регламенте проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности нужно отразить порядок действий, которые предстоит предпринять в связи с выявленными нарушениями. К примеру, указать, что при обнаружении по итогам проверки ущерба или утраты активов вследствие противоправных действий сотрудников материалы проверки предстоит направить в правоохранительные органы.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.