3 месяца подписки в подарок | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Как выяснить причины изменения себестоимости отдельного вида продукции

Чтобы разобраться, почему в отчетном периоде изменилась себестоимость единицы товара, проведите факторный анализ показателя. Затем детализируйте результаты – сравните плановый и фактический уровни затрат на единицу продукции в целом и по статьям калькуляции. Так выясните, за счет чего увеличились суммарные расходы на выпуск товарной позиции и от какой группы затрат зависит удельная себестоимость больше всего.

Как провести факторный анализ изменения себестоимости по видам продукции

Чтобы выяснить, почему изменилась себестоимость отдельного товара, проанализируйте, как повлияли на показатель три фактора. Во-первых, проследите динамику объемов производства – вырос или сократился фактический выпуск по сравнению с плановым. Во-вторых, проверьте, сохранился ли прежний уровень переменных затрат на единицу продукции. В-третьих, определите, изменились ли постоянные расходы по данному виду номенклатуры.

Взаимосвязь себестоимости единицы продукции и перечисленных факторов отражает формула. Оцените их влияние методом цепных подстановок. Замените в формуле базовые значения отчетными в такой последовательности: объем, переменные затраты на единицу товара, постоянные расходы. В качестве базовых возьмите плановые либо показатели прошлых периодов. Разница между полученным значением себестоимости после каждой такой подстановки и ее плановой величиной показывает влияние определенного фактора. Подробнее о применении этого метода смотрите Пример факторного анализа себестоимости отдельного вида продукции.

Формула. Расчет себестоимости единицы продукции

Анна Крысанова , ведущий консультант департамента экономики и финансов дивизиона бизнес-решений IBS

Предприятие производит два вида продукции – «А» и «Б». По итогам отчетного периода себестоимость продукции «А» существенно превысила планируемую – смотрите таблицу 1. Финансовая служба провела факторный анализ себестоимости этой продукции, чтобы определить причины ее увеличения.

Чтобы оценить влияние объема выпуска, переменных и постоянных затрат на себестоимость единицы продукта «А», финансисты по цепочке заменяли в формуле плановые значения факторов на фактические. После каждой замены рассчитывали отклонение полученной величины от предшествующей – эта сумма показывала, на сколько увеличивалась себестоимость под воздействием анализируемого фактора.

Финансисты сравнили суммы полученных отклонений и пришли к выводу, что на рост себестоимости единицы продукции «А» подействовали все три фактора. Наибольшее влияние оказали удельные переменные затраты. Узнайте дополнительно, Как выяснить, почему изменились переменные производственные затраты.

Объем производства продукции. Если подставить в формулу фактический объем производства продукции «А» из таблицы 1, получится, что ее себестоимость составляет 270,86 руб. за штуку (109 350 руб. : 640 шт. + 100 руб./шт.). Это означает, что, когда выпуск сократился на 170 штук, себестоимость увеличилась по сравнению с плановым значением на 35,86 руб. за штуку (270,86 руб./шт. – 235 руб./шт., где 235 руб./шт. – плановая себестоимость единицы продукции).

Переменные затраты на единицу продукции. Для оценки влияния данного фактора в формулу необходимо подставить фактические переменные затраты. Так, себестоимость единицы продукции «А» составит 320,86 руб. за штуку (109 350 руб. : 640 шт. + 150 руб./шт.). Получается, что, когда увеличились удельные переменные затраты на 50 руб., фактическая себестоимость оказалась выше планируемой на 50 руб. за штуку (320,86 руб./шт. – 270,86 руб./шт., где 270,86 руб./шт. – себестоимость единицы продукции с учетом влияния изменения объема производства).

Влияние изменения уровня постоянных затрат. Чтобы определить, как повлияло изменение уровня постоянных затрат на себестоимость продукции «А», нужно подставить в формулу их фактическое значение – себестоимость составит 360 руб. за штуку (134 400 руб. : 640 шт. + 150 руб./шт.). Отклонение себестоимости от запланированного значения за счет увеличения постоянных затрат на 25 050 руб. равно 39,14 руб./шт. (360 руб./шт. – 320,86 руб./шт., где 320,86 – себестоимость единицы продукции с учетом влияния изменения переменных затрат).

Как проанализировать себестоимость отдельного вида продукции по калькуляционным статьям

После факторного анализа изучите себестоимость продукции по статьям калькуляции. Определите, за счет каких статей увеличился показатель за рассматриваемый период, насколько обоснованными и целесообразными были эти причины, какие меры позволяют сдержать дальнейший рост затрат.

Сгруппируйте схожие расходы по калькуляционным статьям, которые отражают их связь с технологическим процессом. Такую классификацию применяют, чтобы определить затраты по отдельным видам продукции, а также по местам возникновения затрат – цехам, участкам, бригадам, другим структурным подразделениям предприятия. Прочитайте подробнее, Как классифицировать затраты и калькулировать себестоимость и Как использовать места возникновения затрат для более точного определения себестоимости продукции.

Анна Крысанова , ведущий консультант департамента экономики и финансов дивизиона бизнес-решений IBS

Финансисты предприятия анализируют рост себестоимости продукта «А». В таблицу 2 они свели фактическую и плановую себестоимость товара по статьям затрат, рассчитали отклонения и доли затрат в общей сумме себестоимости.

Анализ по статьям калькуляции показывает, что по сравнению с планом существенно увеличились затраты на основные материалы, топливо и зарплату производственных рабочих, смотрите рисунок. Одновременно сократились расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные нужды. В результате этого изменилась структура затрат на единицу продукции, смотрите таблицу 2.

Документ Цель документа
Положение о калькулировании себестоимости выпускаемой продукции Определить порядок расчета плановой и фактической себестоимости. Классифицировать расходы, виды себестоимости. Описать методику распределения накладных затрат и расчета показателей экономической эффективности производства
Методика расчета себестоимости и распределения услуг вспомогательных производств Установить принципы, методы и форматы расчета себестоимости и распределения услуг вспомогательных производств на предприятии
Инструкция по анализу себестоимости продукции производственного предприятия Оценить, насколько корректно распределяют косвенные затраты и формируют себестоимость продукции на предприятии
Отчет о себестоимости произведенной продукции Подготовить информацию о фактической себестоимости продукции в разрезе прямых и накладных расходов
Отчет о структуре себестоимости продукции Рассчитать удельный вес постоянных и переменных статей затрат в составе себестоимости выпущенной продукции
Отчет о калькуляции себестоимости котловым методом Представить результаты план-фактного анализа себестоимости единицы продукции в разрезе экономических элементов затрат
Отчет о калькуляции себестоимости попроцессным методом Сформировать себестоимость на каждом этапе производства и сравнить фактическую себестоимость с плановой
Отчет о калькуляции себестоимости попередельным методом Рассчитать себестоимость единицы продукции с учетом стоимости полуфабрикатов, принятых с предыдущего передела
Отчет о калькуляции себестоимости позаказным методом Сопоставить фактическую и плановую себестоимость единицы продукции в разрезе отдельных заказов
Отчет о калькуляции себестоимости нормативным методом Сопоставить фактическую и нормативную себестоимость единицы продукции
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.