Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Журнал

Как определить причины роста общей себестоимости выпускаемой продукции

Чтобы разобраться, почему выросла общая себестоимость выпускаемой продукции за отчетный период, сначала сгруппируйте схожие затраты и рассчитайте их доли в себестоимости: плановые и фактические. Затем проведите факторный анализ и выясните, почему увеличились суммарные расходы на производство.

Как проанализировать себестоимость продукции по группам затрат

Чтобы оценить, из-за каких затрат увеличилась себестоимость, сгруппируйте плановые и фактические расходы производства за отчетный период по экономическим элементам. Рассчитайте удельный вес каждой группы в общем итоге. Сопоставьте плановые и фактические значения показателей в абсолютном и относительном выражении. Так выясните, какая группа затрат больше всего повлияла на себестоимость.

Классифицировать затраты. Сгруппируйте затраты производства за отчетный период по экономическим элементам: материальные затраты, расходы на оплату труда, страховые взносы, амортизацию и прочие расходы. Подробнее о том, какие изменения можно внести в типовую номенклатуру элементов затрат, смотрите Как классифицировать затраты в управленческом учете. Используйте плановые и фактические данные управленческих отчетов, например, отчет об исполнении бюджета производственных затрат. Этот отчет формируют в разрезе экономических элементов затрат, которые подразделяют на переменные и постоянные.

Сопоставить плановую и фактическую структуру расходов. Заполните по данным управленческой отчетности плановые и фактические расходы за анализируемый период и рассчитайте по ним абсолютное отклонение – смотрите графы 3–5 таблицы 1. Определите плановую и фактическую структуру себестоимости по элементам затрат – вычислите удельный вес каждой группы расходов в общей сумме. Рассчитайте отклонение фактической структуры от плановой – смотрите графы 6–8 таблицы 1.

№ строки Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
План Факт Отклонение
(графа 3 – графа 4)
План
(сумма в графе 3 по строке : сумма в графе 3 по строке 6 × 100%)
Факт
(сумма в графе 4 по строке : сумма в графе 4 по строке 6 × 100%)
Отклонение
(графа 7 – графа 6)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Материалы, в том числе 116 126 10 42,80 35,90 –6,91
1.1 сырье и основные материалы 59 61 2 21,77 17,38 –4,39
1.2 топливо и ГСМ 10 13 3 3,69 3,70 0,01
1.3 запасные части 18 20 2 6,64 5,70 –0,94
1.4 прочие материалы 25 27 2 9,23 7,69 –1,53
1.5 электроэнергия 4 5 1 1,48 1,42 –0,05
2. Затраты на оплату труда, в том числе 72 107 35 26,57 30,48 3,92
2.1 производственного персонала (сдельная оплата) 60 95 35 22,14 27,07 4,93
2.2 административного персонала 12 12 0 4,43 3,42 –1,01
3. Взносы на обязательное страхование с выплат: 26 38 12 9,59 10,83 1,23
3.1 производственному персоналу (сдельная оплата) 22 34 12 8,12 9,69 1,57
3.2 административному персоналу 4 4 0 1,48 1,14 –0,34
4. Амортизация 35 37 2 12,92 10,54 –2,37
5. Прочие затраты 22 43 21 8,12 12,25 4,13
6.

Общая себестоимость выпускаемой продукции

(строка 1 + строка 2 + строка 3 + строка 4 + строка 5), в том числе:

271 351 80 100,00 100,00 0
6.1 переменные затраты (строка 1.1 + строка 2.1 + строка 3.1) 141 190 49 52,03 54,13 2,10
6.2 постоянные затраты (строка 1.2 + строка 1.3 + строка 1.4 + строка 1.5 + строка 2.2 + строка 3.2 + строка 4 + строка 5) 130 161 31 47,97 45,87 –2,10

В примере общая себестоимость выпускаемой продукции выше запланированной на 80 тыс. руб. При этом фактические значения больше плановых по всем элементам: по материалам – на 10 тыс. руб., по зарплате – на 35 тыс. руб., по взносам на обязательное страхование – на 12 тыс. руб., по амортизации – на 2 тыс. руб., по прочим расходам – на 21 тыс. руб. Переменные затраты выросли на 49 тыс. руб. за счет зарплаты производственного персонала, постоянные – на 31 тыс. руб. за счет прочих затрат. Изменилась и структура элементов затрат в общей себестоимости выпускаемой продукции – смотрите рисунок. Материальные расходы составляют основную часть всех затрат, но их фактическая доля меньше планового значения на 7 процентов – смотрите графу 8 таблицы 1. Доля затрат на оплату труда выросла на 3,92 процента, доля прочих затрат – на 4,13 процента. Доля затрат на амортизацию меньше плановой на 2,37 процента, доля страховых взносов – больше на 1,23 процента. Чтобы управлять себестоимостью продукции в перспективе, необходимо выяснить, почему фактическая зарплата и прочие затраты превысили плановые значения.

Рисунок. Плановая и фактическая структура себестоимости по элементам затрат

Как провести факторный анализ изменения общей себестоимости продукции

Выявите факторы, от которых зависит себестоимость выпускаемой продукции. Представьте эту взаимосвязь в виде формулы – как выбранные параметры влияют на исследуемую величину. Рассчитайте степень их воздействия в суммовом выражении и оцените роль каждого в изменении общей себестоимости.

Определить влияющие факторы. Общая себестоимость продукции зависит от четырех факторов: объема производства, структуры выпуска, уровня переменных затрат на единицу товара и суммы постоянных затрат. Когда меняются эти параметры, фактическая сумма расходов на производство отклоняется от плановой – смотрите формулу. Если себестоимость в отчетном периоде существенно изменилась, дополнительно проанализируйте факторы, которые влияют на сумму удельных переменных затрат и на сумму постоянных затрат.

Формула. Расчет общей суммы затрат на производство продукции

Рассчитать влияние факторов. Используйте метод цепных подстановок – так определите, насколько каждый из факторов изменил общую себестоимость. Установите очередность, в которой факторы воздействовали на анализируемый показатель. Последовательно замените в формуле базовые значения отчетными. За базу принимайте плановые данные отчетного периода или фактические – предыдущего. Подробнее о методике смотрите Пример оценки влияния факторов на общую себестоимость выпускаемой продукции. Разница между плановым значением себестоимости и ее расчетной величиной после каждой такой подстановки показывает влияние каждого фактора.

Для сопоставимости плановых и фактических данных пересчитайте плановые затраты по каждой статье исходя из фактического объема выпущенной продукции за отчетный период. Чтобы результаты факторного анализа были корректными, не меняйте последовательность подстановок в цепочке – ориентируйтесь на пример. Прочитайте дополнительно Как провести факторный анализ изменения маржинального дохода.

Анна Крысанова , ведущий консультант департамента экономики и финансов дивизиона бизнес-решений IBS

Предприятие выпускает два вида продукции: А и Б – смотрите таблицу 2. Экономистам необходимо проанализировать влияние факторов на себестоимость выпускаемой продукции в текущем году. За базовый приняли предыдущий отчетный период. Величина постоянных затрат в базовом периоде составляла 130 000 руб., в отчетном – 161 000 руб.

Общая себестоимость выпускаемой продукции базового периода составляет 271 000 руб. (810 шт. × 100 руб. + 300 шт. × 200 руб. + 130 000 руб.), себестоимость текущего периода – 351 000 руб. (640 шт. × 150 руб. + 400 шт. × 235 руб. + 161 000 руб.). Разница между ними равна 80 000 руб. (351 000 руб. – 271 000 руб.).

Факторный анализ дал следующие результаты:

  • объем производства продукции. Чтобы измерить, как изменение объема выпуска повлияло на себестоимость, пересчитайте затраты базового периода на объем продукции, выпущенной в отчетном периоде. Добавьте в формулу индекс объема выпущенной продукции и рассчитайте его как отношение объема производства текущего периода к аналогичному показателю базового периода. В примере индекс равен 0,94 (1040 шт. : 1110 шт.). Суммарные затраты составили 262 108 руб. ((810 шт. × 100 руб. + 300 шт. × 200 руб.) × 0,94 + 130 000 руб.). Предприятие произвело продукции на 70 единиц меньше, чем запланировало (1110 шт. – 1040 шт.). В результате себестоимость сократилась на 8892 руб. (262 108 руб. – 271 000 руб., где 271 000 руб. – это себестоимость продукции базового периода);
  • структура выпуска продукции. Чтобы оценить влияние структуры выпуска продукции на себестоимость, подставьте в формулу объем продукции, выпущенной в отчетном периоде. Суммарные затраты равны 274 000 руб. (640 шт. × 100 руб. + 400 шт. × 200 руб. + 130 000 руб.). В отчетном периоде структура выпуска продукции изменилась: количество продукции А уменьшилось на 170 штук (810 шт. – 640 шт.), продукции Б – увеличилось на 100 штук (400 шт. – 300 шт.). Себестоимость выросла на 11 892 руб. (274 000 руб. – 262 108 руб., где 262 108 руб. – это себестоимость продукции, пересчитанная с учетом изменения объема производства). В общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции;
  • уровень переменных затрат на единицу продукции. Чтобы определить, как на общую себестоимость повлияли переменные затраты, подставьте в формулу их значение для текущего периода, а сумму постоянных затрат не изменяйте. Суммарные расходы равны 320 000 руб. (640 шт. × 150 руб. + 400 шт. × 235 руб. + 130 000 руб.). Переменные затраты на единицу продукции выросли на 85 руб. (385 руб. на шт. – 300 руб. на шт.). Общая себестоимость увеличилась на 46 000 руб. (320 000 руб. – 274 000 руб., где 274 000 руб. – это себестоимость продукции, пересчитанная с учетом изменения структуры выпуска);
  • уровень постоянных затрат. Чтобы рассчитать, как на себестоимость повлияли постоянные затраты, подставьте в формулу их текущее значение. Суммарные расходы составили 351 000 руб. (640 шт. × 150 руб. + 400 шт. × 235 руб. + 161 000 руб.). Постоянные затраты повысились на 31 000 руб. (161 000 руб. – 130 000 руб.). Общая себестоимость выросла на 31 000 руб. (351 000 руб. – 320 000 руб., где 320 000 руб. – это себестоимость продукции, пересчитанная с учетом изменения уровня переменных затрат на единицу продукции).

Просуммируйте вклад всех факторов в изменение общей себестоимости – так убедитесь, что корректно рассчитали их влияние. В примере оно составило 80 000 руб. (–8892 руб. + 11 892 руб. + 46 000 руб. + 31 000 руб.). Фактические суммарные затраты выше запланированных также на 80 000 руб. (351 000 руб. – 271 000 руб.).

Закрепите правила факторного анализа себестоимости выпускаемой продукции во внутреннем регламенте. Дополните его факторами, которые влияют на совокупные затраты, приведите формулы и примеры расчета. Возьмите за образец методику факторного анализа компании «Рубцовский завод запасных частей».

Образец документа. Методика факторного анализа

Скачать документ

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.