text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как обеспечить систему сбалансированных показателей фактическими данными

После утверждения ключевых показателей эффективности (KPI) (подробнее о них см.  Как декомпозировать ключевые показатели деятельности по уровням оргструктуры) важно определить, как в компании будут собирать фактические данные для их контроля. Предстоит выбрать для каждого показателя так называемый процесс обратной связи (формирование отчета, подведение итогов и др.).

Откуда взять данные для расчета ключевых показателей

Если у компании уже разработана карта сбалансированной системы показателей (подробнее о ее формировании см.  Как разработать стратегическую карту верхнего уровня) с целями и показателями их достижения (KPI), а последние декомпозированы по уровням организационной структуры до показателей деятельности подразделений (PI), то следующим шагом необходимо для каждого KPI и PI определить процесс получения фактических значений (процесс обратной связи). Это может быть бухгалтерский, управленческий, производственный учет или непосредственно бизнес-процесс. Отсюда можно выделить две основные разновидности процессов обратной связи: учетные и основные процессы бизнеса.

Основные процессы бизнеса. Процессы, где выполняются основные операции, создается добавленная стоимость:

Учетные процессы. Процессы, созданные для контроля фактических значений ключевых показателей. Например:

Если можно получить значения показателей ключевой эффективности напрямую из основных бизнес-процессов, то нет необходимости в параллельном учете. Например, менеджеры по продажам ведут реестры сделок и отгрузок в самых разнообразных разрезах: контрагенты, регионы, номенклатура. Они же, как правило, собирают первичные документы от покупателей и передают их в финансовую службу. Следовательно, дополнительный клиентский учет не нужен. Другой пример – если на предприятии производство выстроено правильно, его специалисты заполняют технологические карты, наряды-заказы, ведомости на списание и прочие документы, регистрирующие объемы производства, расходование материалов, рабочего времени и другие важные показатели.

Как построить систему сбора фактических данных для сбалансированных показателей

Для построения системы сбора фактических данных о значениях стратегических показателей следует:

Эти шаги можно включить как отдельные мероприятия в план стратегических инициатив (подробнее о его подготовке см.  Как составить план стратегических мероприятий).

Ключевой момент в организации системы стратегического учета – описание процессов обратной связи. Предстоит сделать следующее:

Результаты работы по структурированию процессов обратной связи отражают в таблице, где увязаны показатели и процессы, в ходе которых контролируются их значения, а также цели, критерии успешности и ответственные за обеспечение данных процессов.

Показатели (KPI, PI) Процессы обратной связи
Показатель Периодичность контроля Процесс Тип процесса (основной, учетный) Цель процесса Критерий успешности Ответственный за процесс
1.1 Количество предложений по настройке системы учета и контроля Квартал Сбор предложений по настройке системы учета и контроля Основной Предоставление точных данных о количестве поданных предложений Точные данные – с погрешностью не более 10 процентов Финансовый директор
1.9 Отклонение кредитного портфеля от планового Месяц Финансово-экономический анализ Учетный Формирование своевременной и достаточной для принятия решений финансовой отчетности Своевременная отчетность – не реже чем раз в квартал.
Достаточная отчетность – содержащая всю информацию для формирования бюджетов на следующий период
Финансовый директор
1.10 Оборачиваемость склада материалов и комплектующих Месяц Оценка оборачиваемости складских запасов Учетный Подготовка оперативных данных об оборачиваемости складских запасов Оперативные данные – не реже чем раз в месяц Главный экономист
1.11 Оборачиваемость склада полуфабрикатов Месяц Оценка оборачиваемости складских запасов Учетный Главный экономист
2.1 EBIT (автопроизводители) Год Финансово-экономический анализ Учетный Формирование своевременной и достаточной для принятия решений финансовой отчетности Своевременная отчетность – не реже чем раз в квартал.
Достаточная отчетность – содержащая всю информацию для формирования бюджетов на следующий период
Финансовый директор
2.2 Объем продаж (автопроизводители, шт.) Квартал Финансово-экономический анализ Учетный Финансовый директор
2.3 Объем продаж на рынке (автопроизводители, руб.) Квартал Финансово-экономический анализ Учетный Финансовый директор
2.4 Удельная рентабельность (автопроизводители) Квартал Финансово-экономический анализ Учетный Финансовый директор
3.22 Удовлетворенность технической поддержкой Квартал Оценка удовлетворенности клиентов Учетный Подготовка оперативных данных о результативности работы с клиентами Подготовка данных – приведение их к состоянию, достаточному для формирования новых предложений клиентам.
Оперативные данные – не реже чем раз в квартал
Директор по маркетингу
3.23 Удовлетворенность доставкой Квартал Оценка удовлетворенности клиентов Учетный Директор по маркетингу
3.24 Удовлетворенность качеством продукции и обслуживания Квартал Оценка удовлетворенности клиентов Учетный Директор по маркетингу
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.