text
Журнал

Как оценить профиль корпоративной культуры при разработке стратегии компании

Оценка профиля корпоративной культуры – обязательный этап при разработке стратегии организации. Этот профиль отражают в перспективе «Сотрудники и инфраструктура» карты сбалансированной системы показателей верхнего уровня. Необходимость этого этапа вызвана тем, что культура общения и взаимодействия, принятая в компании, должна соответствовать выбранному типу стратегии и, более того, способствовать ее реализации.

Как оценить фактический профиль корпоративной культуры

Любая оценка корпоративной культуры будет субъективной, поскольку методики ее проведения основываются на обработке мнений самих сотрудников компании. Тем не менее такая оценка необходима, без нее стратегических целей можно и не добиться.

Один из возможных способов оценки – анкетный опрос каждого сотрудника или участника фокус-группы, отобранной по определенным критериям. Пример анкеты приведен в таблице 1. В ней нужно заполнить графу «Фактическое состояние», распределив в каждом вопросе 100 процентов между четырьмя вариантами ответов. Основа этого распределения – то, как каждый сотрудник лично видит состояние дел в компании на сегодня.

Измерение Фактическое состояние Целевое состояние
1. Общая характеристика
А Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего 32  
В Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск 13  
С Организация ориентирована на результат. Главная забота – добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели 39  
D Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами 16  
Всего 100 100
2. Общий стиль лидерства в компании
А Общий стиль лидерства представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить 35  
В Общий стиль лидерства служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску 17  
С Общий стиль лидерства служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты 24  
D Общий стиль лидерства являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности 24  
Всего 100 100
3. Стиль управления в компании
А Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений 26  
В Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности 21  
С Стиль менеджмента характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений 27  
D Стиль менеджмента характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях 26  
Всего 100 100
4. Связующие силы в компании
А Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне 39  
В Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах 23  
С Организацию связывает воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа 18  
D Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации 20  
Всего 100 100
5. Стратегические цели компании
А Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие 23  
В Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей 24  
С Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке 30  
D Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций 24  
Всего 100 100
6. Критерии достижения успеха
А Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных сотрудников делом и заботы о людях 35  
В Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор 17  
С Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – конкурентное лидерство на рынке 19  
D Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты 25  
Всего 100 100
Итоговые средние значения    
А («Семья») 32  
В («Органика») 19  
С («Конкуренция») 26  
D («Бюрократия») 23  

Как только все заполненные анкеты будут собраны, понадобится обобщить ответы, подсчитать средние арифметические оценки и на их основе построить график профиля культуры «Как есть» (см.  рисунок 1).

Из рисунка 1 видно, что культура компании гармонична, так как оценки ровно распределены между всеми четырьмя полюсами. Небольшой плюс в сторону семейной культуры. Такая ситуация может и соответствовать стратегическим намерениям руководства компании. Например, если бизнес работает на традиционном для себя рынке, с устоявшимися связями, а выбранная конкурентная стратегия – это близость к клиенту, то склонность к семейной культуре оправдана.

А может и не соответствовать. К примеру, компания хочет быть лидером по продукту. Тогда ей имеет смысл прививать своим сотрудникам органическую культуру с элементами конкуренции (как вовне компании, так и внутри). А при стратегии операционного превосходства логично исповедовать бюрократическую культуру опять же с развитием конкуренции (с внешним миром прежде всего).

В том случае, если возникает несоответствие между текущим профилем и тем, что нужен для стратегии, необходимо смоделировать профиль «Как надо» и разработать мероприятия по его достижению.

Как смоделировать целевой профиль корпоративной культуры

Для создания целевого профиля культуры компании нужно:

В итоге формируют график «Как надо», который можно наложить на график «Как есть». Это позволит определить точки расхождения (см. рисунок 2. Графики профилей корпоративной культуры «Как есть» и «Как надо»).

Если точки расхождения в графике найдены, следующий шаг – разработка мероприятий по минимизации выявленных расхождений между графиками.

Как спланировать мероприятия по достижению целевого профиля корпоративной культуры

Мероприятия по достижению целевого профиля культуры компании необходимо включать в общий план стратегических мероприятий. Состав этих мероприятий определяют на основании целей и ключевых показателей эффективности перспективы «Сотрудники и инфраструктура».

К примеру, если руководство компании определило в качестве цели усиление бюрократической составляющей корпоративной культуры и переход от исторически сложившейся семейной культуры, то набор показателей и мероприятий может включать те, что отражены в таблице 2.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.