text
Журнал

Как выделить стратегические хозяйственные единицы

Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – минимальный объект управления в составе предприятия, обладающий самостоятельной стратегией. Она соответствует автономному направлению (виду) деятельности.

Есть несколько определений стратегической хозяйственной единицы, различающихся между собой. Чаще всего это понятие связывается с организационным подразделением. Но применение элементов организационной структуры при выделении и описании стратегических хозяйственных единиц некорректно по следующим причинам:

Поэтому на этапе выделения стратегических хозяйственных единиц следует абстрагироваться от существующей организационной структуры предприятия и сосредоточить внимание только на содержании его деятельности.

Что служит основанием для выделения стратегической хозяйственной единицы

Основанием для выделения стратегических хозяйственных единиц служит одновременное соблюдение трех условий:

1) работа только на внешний рынок. Любой внутрифирменный обмен товарами и услугами вне зависимости от способа учета и оценки его финансово-экономических результатов не может быть основой для выделения стратегических хозяйственных единиц;

2) уникальная продуктово-рыночная комбинация (сочетание продукта и клиента). Это условие позиционирует стретегическую хозяйственную единицу в бизнес-портфеле компании через четкую идентификацию «продукт-рынок». В идеале каждая стратегическая хозяйственная единица должна отличаться от других каждым из этих компонентов;

3) самостоятельность при разработке и реализации стратегии. Данное условие устанавливает требование полноты цикла управления (в данном случае стратегического) и соблюдения баланса между полномочиями и ответственностью на уровне руководителя стратегической хозяйственной единицы. Он должен участвовать в разработке стратегии, иметь все полномочия и ресурсы для ее реализации, нести ответственность за результат в терминах конкретных показателей.

Как разработать структуру стратегических хозяйственных единиц

Чтобы разработать структуру стратегических хозяйственных единиц, необходимо сделать следующее.

1. Произвести первичную стратегическую сегментацию – определить элементарные продуктово-рыночные комбинации и выделить на их основе стратегические хозяйственные единицы.

2. Построить иерархию объектов стратегического управления за счет группировки стратегических хозяйственных единиц (с учетом отраслевой специфики, общности клиентов, производственных технологий и т. п.). Этот этап характерен в основном для крупных, сложных в структурном отношении бизнесов.

3. Выбрать способ объединения стратегических хозяйственных единиц (с учетом всей стратегической иерархии) в группу. Предполагает выбор оптимальной организационно-управленческой модели с определением роли корпоративного центра и распределением функций между ним и стратегическими хозяйственными единицам в контуре стратегического управления (подробнее о группировке стратегических хозяйственных единиц см. Как объединять стратегические хозяйственные единицы).

Как провести первичную стратегическую сегментацию бизнеса

Стандартов стратегической сегментации не существует, каждое предприятие решает эту задачу по-своему. В этом решении предлагается использовать формат, обладающий, с одной стороны, необходимой универсальностью, а с другой – достаточной гибкостью.

Поскольку для описания содержания деятельности стратегических хозяйственных единиц используется такое понятие, как продуктово-рыночная комбинация, основой для первичной стратегической сегментации служит классификация продуктов и рынков, иными словами, продуктово-рыночная матрица.

Сопоставление продуктового и рыночного разрезов – основа многих методов стратегического анализа (матрица Ансоффа, матрица БКГ и т. д.). В них меняются только признаки классификации, характеризующие рынок или продукт, при сохранении самих базовых измерений.

Рассмотрение различных признаков этих измерений позволяет анализировать все многообразие внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на стратегические решения. Увеличение числа сочетаний объектов типа «рынок» и «продукт» помогает достичь необходимого объема и глубины анализа. При этом узкий одномерный подход (например, использование только отраслевой классификации), как правило, не дает оснований для правильного позиционирования стратегических хозяйственных единиц. Для большинства конкурентных рынков даже в рамках одной отрасли дистанция между различными целевыми группами клиентов и соответствующими им продуктами может быть настолько большой, что требует совершенно разных стратегических решений.

Итак, к базовым измерениям продуктово-рыночной матрицы относятся:

1. Рынок. Основные признаки классификации:

2. Продукт. Основные признаки классификации:

Число признаков классификации по обоим измерениям не ограничено. Допустимо использовать любые представления о рынке и продукте, имеющиеся в распоряжении разработчиков и корректные с точки зрения выбранных методов классификации.

Чтобы провести первичную стратегическую сегментацию бизнеса, предстоит сделать следующее.

1. Определить перечень признаков рыночной классификации.

2. Определить перечень признаков продуктовой классификации.

3. Сформировать продуктово-рыночные комбинации. Провести анализ каждой комбинации на предмет:

4. Выделить стратегические хозяйственные единицы на основе полученных комбинаций. Основанием для выделения служит соответствие трем перечисленным выше условиям и стратегическому намерению собственников (подробнее об определении намерения собственников см. Как отразить цели собственников в стратегии развития компании). Сформировать окончательный состав стратегических хозяйственных единиц для следующих этапов разработки стратегии.

Работа с форматом стратегической сегментации заключается в построении на базовой решетке продуктово-рыночной матрицы (см. таблицу 1. Продуктово-рыночная матрица) сочетаний объектов, выделенных с помощью соответствующего принципа классификации.

В том числе и с использованием сразу нескольких принципов классификации (см. таблицу 2. Продуктово-рыночная матрица по измерению «рынок» и таблицу 3. Продуктово-рыночная матрица по измерению «продукт») – как по одному, так и обоим измерениям сразу.

В случае однозначного и уникального соответствия каждому объекту рынка своего продукта получается продуктово-рыночная матрица из таблицы 1. Могут возникать сквозные соответствия как по измерению «рынок», так и по измерению «продукт», как, например, в таблице 4. Иными словами, один продукт может продаваться на нескольких рынках (к примеру, продукт 1 одновременно продается на трех рынках, а продукт 2 – на двух), а на одном рынке может реализоваться одновременно два продукта (к примеру, продукт 2 и 3 продаются на рынке 3). Такие ситуации могут потребовать уточнения через добавление дополнительных признаков классификации.

Возможно, что выделенная по существенным признакам стратегическая хозяйственная единица обладает каким-либо продуктом для нескольких рынков одновременно или один рынок потребляет продукты нескольких единиц. Соответственно, такая ситуация может потребовать укрупнения классификации и перехода к рассмотрению группы стратегических хозяйственных единиц – стратегической зоны хозяйствования.

Евгений Глухов , ведущий консультант по управлению знаниями ООО «Партнеры и Боровков»

Компания «Альфа» относится к предприятиям федерального уровня. Она добывает, разливает и продает питьевую минеральную воду в различной упаковке (бутылки полиэтиленовые емкостью от 0,33 до 1,5 л, стекло емкостью 0,33, 0,5 л, полиэтиленовая бутыль для кулеров емкостью 19 л).

К признакам классификации рынка можно отнести:

Признаки классификации продукта следующие:

В результате по итогам анализа комбинации «рынок» и продукт» с учетом приведенных признаков классификации выделены четыре стратегических хозяйственных единицы (см. таблицу 5. Продуктово-рыночная матрица компании «Альфа»).

1. Высокодоходный премиальный розничный бренд.

2. Высокодоходный премиальный корпоративный бренд.

3. Бюджетная розничная марка.

4. Бюджетная корпоративная марка.

Евгений Глухов , ведущий консультант по управлению знаниями ООО «Партнеры и Боровков»

Машиностроительное предприятие «Бета» производит продукцию как оборонного, так и гражданского назначения. Производственные мощности обеспечивают полный цикл металлопереработки (литейный, кузнечно-прессовый, инструментальный, сборочный цеха), оснащены основным набором универсального оборудования. Кроме этого, в организации ведутся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) по каждому из видов продукции.

Отсюда рынок можно классифицировать по следующим признакам:

Признаки для классификации продукта включают:

Поскольку производственная инфраструктура позволяет предприятию работать в гражданском секторе с любыми отраслями, необходимо найти оптимальное соответствие потребностей в этих отраслях имеющимся технологиям и ресурсам.

В классе простых изделий для удовлетворения спроса без отраслевых ограничений выделена самостоятельная стратегическая хозяйственная единица. Что касается сложных изделий, здесь главный принцип выделения и продуктового наполнения стратегических хозяйственных единиц задан как создание уникальных продуктов на базе собственных, в том числе оборонных технологий. В соответствии с ним была выделена пилотная отраслевая стратегическая хозяйственная единица. Впоследствии предполагается укрупнение единиц на базе общих для нескольких отраслей технологий (изделий).

В результате возникла следующая структура объектов стратегического управления (см. таблицу 6. Продуктово-рыночная матрица компании «Бета»).

1. Оборонный заказ.

2. Гражданский заказ.

2.1. Крепежные изделия.

2.2. Вакуумные СВЧ-печи для сушки древесины.

В ходе первичной стратегической сегментации:

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.