text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как разработать стратегическую перспективу «Сотрудники и инфраструктура»

Перспективу «Сотрудники и инфраструктура» в карте сбалансированной системы показателей верхнего уровня выстраивают вслед за разработкой перспективы «Внутренние процессы». Эта перспектива определяет навыки, профессионализм, компетенции и технические возможности, необходимые компании для максимально полного удовлетворения потребительской ценности ее клиентов, которые помогают компании достигать ее финансовых целей.

На формировании целей и ключевых показателей эффективности перспективы «Сотрудники и инфраструктура» (см.  схему 1) разработка карты сбалансированной системы показателей завершается.

В рамках разработки перспективы «Сотрудники и инфраструктура» предстоит определить цели в области развития сотрудников, инфраструктуры компании, а также ее корпоративной культуры.

Как определить цели развития сотрудников компании для перспективы «Сотрудники и инфраструктура»

Для реализации стратегии определенного типа (подробнее о типах стратегий см.  Как выбрать бизнес-стратегию и конкурентную стратегию) компании потребуются сотрудники, обладающие конкретными навыками, квалификацией, даже с определенным психологическим портретом.

К примеру, если компания выбрала стратегию «Операционное превосходство», то ей потребуется, с одной стороны, производственный персонал, умеющий быстро и при этом качественно исполнять свои служебные обязанности. А с другой – высококвалифицированные специалисты по оптимизации различных процессов: производственных, логистических, по обслуживанию клиентов и финансовых.

А для бизнеса, нацеленного на близкие отношения с клиентами, нужны сотрудники, ориентированные на рынок, умеющие понять ценности покупателей и удовлетворить их. Причем это касается не только тех, кто работает в службах маркетинга, продаж или сервиса, но и всех остальных: производства, администрации, бухгалтерии.

При ориентации на стратегию «Лидерство по продукту» потребуются специалисты, способные разрабатывать новые технологии и продукты, а также маркетологи, продвигающие эти инновации на рынок.

Иными словами, для реализации стратегии компании нужны не просто квалифицированные сотрудники и дружный коллектив, а конкретный профиль сотрудников, отвечающий выбранному стратегическому фокусу.

Для разработки целей в области персонала предстоит:

В результате работы на этом этапе сформируется список целей и их ключевых показателей эффективности (см.  таблицу 1).

Направление деятельности Цели Ключевые показатели деятельности (KPI)
Показатель Единица измерения
Наличие кадров Обеспечение подбора персонала Среднее отклонение по срокам закрытия вакансии дн.
Доля незакрытых вакансий %
Укомплектованность ключевыми для стратегии сотрудниками %
Формирование стратегического кадрового резерва Доля сотрудников, включенных в стратегический кадровый резерв %
Средний возраст сотрудников лет
Квалификация кадров Обеспечение кадровыми ресурсами процессов маркетинга и продаж Доля сотрудников, владеющих технологией продаж %
Доля сотрудников в отделе продаж, работающих менее трех месяцев %
Адаптация кадров Повышение уровня адаптации отобранных кандидатов к требованиям стратегии компании Доля сотрудников, прошедших испытательный срок %
Доля сотрудников, уволившихся по собственному желанию в течение испытательного срока %
Коэффициент стабильности кадров (отношение доли персонала со стажем работы на предприятии от трех лет и более к общему числу сотрудников) %
Профессиональное обучение Обучение коммерческого персонала Доля рабочего времени, потраченного на обучение %
Выполнение программы обучения %
Соответствие фактического профиля компетенции целевому %
Повышение уровня квалификации менеджмента Количество мероприятий по повышению квалификации шт.
Доля управленцев, имеющих профильное образование или опыт работы более пяти лет %
Доля управленцев, соответствующих квалификационным требованиям %
Командное обучение Обучение персонала стратегическому управлению Количество внутренних обучающих мероприятий по стратегии (в контексте стратегии компании) шт.
Система мотивации Ориентация системы мотивации на реализацию стратегии Доля монетарной мотивации сотрудников, направленная на достижение стратегических целей (показателей) %

Когда цели и показатели в части персонала будут готовы, необходимо определить цели по стратегическому развитию инфраструктуры компании.

Как определить стратегические цели в части инфраструктуры компании для перспективы «Сотрудники и инфраструктура»

Под инфраструктурой в стратегической карте подразумевают набор ресурсов: технических, информационных, организационных – все, что необходимо для выполнения бизнес-процессов из перспективы «Внутренние процессы», с требуемыми для них характеристиками.

К примеру, при стратегии операционного превосходства нужны ресурсы для ускорения и удешевления процессов – новое, более производительное оборудование, системы контроля производства, технологии снижения себестоимости, соответствующие регламенты работы.

А для стратегии близости к клиентам необходимы базы данных о покупателях, технологии взаимодействия с ними, автоматизированные CRM-системы.

Преследуя же стратегию лидерства по продукту, компания должна запатентовать свои чертежи, опытные образцы, а также создавать и регламентировать технологии, НИОКР и выпуск новых товаров и услуг.

Построение целей в области инфраструктуры включает:

В результате образуются пять групп целей и ключевых показателей эффективности (см.  таблицу 2).

Направление деятельности Цели Ключевые показатели деятельности (KPI)
Показатель Единица измерения
Организационный потенциал Наличие утвержденных регламентов, соответствующих стратегии Доля утвержденных регламентов, соответствующих стратегии %
Доля формализованных ключевых бизнес-процессов %
Актуализация бизнес-процессов компании Количество описанных ключевых бизнес-процессов шт.
Количество автоматизированных ключевых бизнес-процессов шт.
Оптимизация бизнес-процессов компании Число внедренных в ключевые процессы новых технологий шт.
Доля бизнес-процессов, настроенных на обеспечение конкурентоспособности %
Настройка процессов закупки Доля регламентированных процессов закупки %
Настройка процессов маркетинга Количество нарушений регламентов проведения мероприятий маркетинга и продвижения шт.
Инновационный потенциал Формирование потока бизнес-решений Полнота базы данных по клиентам %
Полнота базы данных по продуктам %
Прирост бизнес-решений %
Развитие нематериальных активов, необходимых для реализации стратегии Количество исследований в области приемлемых для стратегических хозяйственных единиц инноваций шт.
Прирост патентов, лицензий, изобретений, рацпредложений и внутренних интеллектуальных продуктов %
Полнота базы данных по технологиям и поставщикам %
Творческий потенциал Вовлечение сотрудников в производственно-технологический креатив Доля сотрудников, вовлеченных в производственно-технологический креатив %
Количество предложений по оптимизации работы предприятия шт.
Повышение степени самостоятельности сотрудников в принятии решений Доля бизнес-процессов с принятием решений на уровне генерального директора %
Доля топ-менеджеров и менеджеров среднего звена с формализованным приоритетом полномочий %
Технологический потенциал Оптимизация информационного взаимодействия с поставщиками и потребителями Доля информации о базовых параметрах деятельности компании, доступных для потребителей %
Доля информации, получаемой потребителями без участия сотрудников компании %
Технический потенциал Наличие производственных активов внутри группы компаний Доля обеспеченности собственными производственными активами %
Развитие корпоративной информационной системы Доля невыполненных технических заданий по развитию корпоративной информационной системы %

Как отразить в стратегической карте цели корпоративной культуры компании

Все действия сотрудников компании как на оперативном, так и на стратегическом уровне определяет сложившаяся в компании корпоративная культура. А именно правила и неформальные обычаи, в соответствии с которыми идет общение, высказываются мнения, вырабатываются и принимаются решения, вообще формируется отношение к себе и внешней среде.

Для структурирования целей перспективы «Сотрудники и инфраструктура» необходимо понимать, что культура компании должна соответствовать тому типу стратегии, что выбрало ее руководство (подробнее о типах стратегий см.  Как выбрать бизнес-стратегию и конкурентную стратегию).

Например, сотрудники компании, работающей по принципу операционного превосходства, должны быть процессно-ориентированы. А именно готовы к рутинной работе, подчинению регламентам, высокому уровню дисциплины, но при этом без особых требований к самостоятельности, способности принимать решения, креативу и т. д.

Клиентоориентированный бизнес строят на сотрудниках, умеющих и, главное, любящих общаться с покупателями, хороших коммуникаторах, экстравертах по своему психотипу. В компании все должно быть настроено на взаимодействие с клиентами, понимание и учет их потребностей.

А для компании – лидера по продукту нужен креативный климат, поддержка инноваций, даже склонность к риску в ее культуре.

На предприятии, традиционно ориентированном на процессы и регламенты, невозможно оперативно создать среду творческого поиска или максимально полного проникновения в ценности клиентов.

Корпоративная культура существует в двух аспектах – в ценностях, принятых внутри компании, и во внешнем имидже – в том, как компанию воспринимают извне (например, потенциальные кандидаты на работу в ней). Поэтому необходимо:

Направление деятельности Цели Ключевые показатели деятельности (KPI)
Показатель Единица измерения
Внутренние ценности компании Усиление конкурентной составляющей корпоративной культуры Соответствие фактического профиля корпоративной культуры целевому %
Усиление стратегической ориентации сотрудников Охват ключевых сотрудников мероприятиями усиления рыночной нацеленности бизнеса %
Повышение лояльности сотрудников к задачам компании Соотношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода, к общему фонду рабочего времени компании за период (коэффициент абсентеизма) %
Внешний имидж компании Усиление HR-бренда компании Рейтинг привлекательности компании как работодателя на рынке труда Позиция в рейтинге
Количество положительных упоминаний компании как работодателя в социальных сетях шт.
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.