Срочный кредит и кредитная линия отличаются условиями привлечения и погашения займа. Прежде чем сделать выбор в пользу одного из этих инструментов финансирования, финансовому директору предстоит ответить на несколько вопросов:
- сколько стоят такие кредитные продукты;
- сколько денег требуется привлечь и на какой срок;
- как регулярно и в каком объеме планируется поступление выручки, как предполагается погашать банковские займы.
На что ориентироваться при выборе кредитного продукта
Главный фактор при выборе продукта – стоимость заимствования. При прочих равных условиях процентная ставка по кредитной линии, как правило, выше, чем по срочному кредиту. Но стоит учесть, что в первом случае проценты начисляются на выбранные средства, а во втором – на всю сумму займа.
Большое значение также имеет план поступлений от клиентов, ведь он напрямую влияет на возможность компании обслуживать свою задолженность перед банком. Если выручка поступает неравномерно, с большими интервалами (например, когда число клиентов ограниченно, продажи не частые, но с жесткими условиями оплаты), то разумнее воспользоваться срочным кредитом. Дату его погашения можно будет увязать с ожидаемыми перечислениями от покупателей. Когда выручка регулярна (в частности, у компании большая клиентская база, товар отгружается ежедневно), целесообразнее привлекать кредитную линию, позволяющую погашать обязательства, не дожидаясь конечного срока, указанного в договоре. Так можно будет возвращать долг по мере накопления поступлений от клиентов (раз в неделю, раз в месяц и т. д.) и дополнительно экономить на процентах.
Наконец, выбор зависит и от графика потребности в заемных средствах. Если необходимо привлечь дополнительные деньги один раз, пригодится кредит. Если кассовые разрывы – традиционная проблема, больше подойдет кредитная линия.
Компания-туроператор вынуждена оплачивать выделяемые ей квоты на места в отелях заблаговременно, до того, как их забронируют клиенты. Потребность в финансировании может покрыть кредитная линия на сумму, равную стоимости всех квот. Компания будет выбирать ее в соответствии с графиками оплаты, спущенными ей отелями, а затем погашать по мере выкупа путевок туристами. Кредит в этом случае – не лучшее решение, поскольку квоты предстоит оплачивать траншами и нескольким контрагентам.
Выбор в пользу кредитной линии можно сделать в связи с возможностью многократного привлечения и погашения долга. Возобновляемые кредитные линии или овердрафт – подходящий вариант для пополнения оборотных средств, позволяющий оптимизировать процентные расходы по обслуживанию долга. Деньги предоставляются на сумму не выше, чем ежемесячный денежный оборот по расчетным счетам компании. Причем последний чаще всего и выступает в качестве условного обеспечения (конечно, при условии, что это расчетные счета в банке-кредиторе). В целом требования к обеспечению как для кредитной линии, так и для срочного кредита одинаковы.
Если компания будет использовать невозобновляемую кредитную линию (с лимитом выборки), то, погасив часть выбранного кредита, она не сможет больше воспользоваться этими деньгами. Применение возобновляемой кредитной линии (с лимитом задолженности) позволяет вернуть банку часть кредита, а затем воспользоваться погашенной суммой снова.
Какой из этих продуктов выбрать – зависит от особенностей конкретного предприятия. Например, от длины операционного цикла, финансовой устойчивости, уверенности в том, что при необходимости удастся своевременно получить кредит и т. д. Стоит также учесть, что процентная ставка по возобновляемой кредитной линии выше.
Как обосновать выбор инструмента финансирования
Спланировать денежные потоки и заранее выявить кассовые разрывы – задача бюджета движения денежных средств (БДДС). Кроме того, он поможет «оцифровать» условия привлечения срочного кредита или кредитной линии и корректно сравнить их между собой (см. Пример сравнения срочного кредита и кредитной линии с помощью бюджета движения денежных средств).
Если в компании еще нет практики составления такого бюджета, его придется подготовить (подробнее о формировании БДДС см. Как разработать форму бюджета движения денежных средств). Но прежде нужно будет сформировать отчет о фактическом движении денежных средств за прошлый календарный год (с разбивкой по месяцам). Он послужит отправной точкой для прогноза показателей в плановом бюджете с горизонтом планирования, равным полному сроку кредитования (в разрезе месяца). В плановом бюджете также потребуется учесть:
- цепные коэффициенты сезонного колебания выручки, рассчитанные по данным предыдущих периодов;
- графики получения (выплаты) авансов (как по покупателям, так и по поставщикам);
- графики погашения дебиторской (кредиторской) задолженности;
- долю переменных расходов в выручке;
- размер и график оплаты постоянных расходов;
- планы по росту выручки и расходов компании;
- сроки и графики налоговых платежей.
В получившемся бюджете отрицательные остатки на конец периода и есть потребность в финансировании. Далее, чтобы понять, чем же ее покрыть – срочным кредитом или кредитной линией – нужно по очереди отразить в плане предполагаемое движение денег по этим продуктам и сравнить затраты на их обслуживание.
Предположим, торговая компания собирается расширить свои рынки сбыта. Для этой цели ей нужно пересмотреть требования к клиентам:
- сократить предоплату со 100 до 30 процентов (срок остается прежним – 30 дней до даты отгрузки);
- на оставшуюся сумму предоставить клиентам отсрочку платежа – 30 дней после отгрузки.
В свою очередь, компания приобретает товары у поставщика на условиях 100%-ной предоплаты за 30 дней до момента поставки. Отсюда, даже если продукция будет отгружаться клиентам сразу же, в день ее появления на складе компании, последней все равно не хватит денег, чтобы полностью расплатиться с поставщиком.
Для упрощения расчетов ограничим прогноз шестью месяцами. Поскольку базой для составления бюджета денежных средств послужат планы поставок от производителей (дистрибьюторов) и отгрузок покупателям, составим сначала их.
Далее сформируем график поступлений от покупателей, с учетом предполагаемых условий оплаты.
План отгрузок послужит основой для графика выплат поставщикам плановых объемов закупок.
Следом рассчитаем НДС к уплате.
Используемые обозначения | Расшифровка | Единицы измерения | Источник данных |
|
Сумма налога на добавленную стоимость к уплате | руб. |
|
|
Поступления от покупателей | руб. |
|
|
Выплаты поставщикам | руб. |
|
|
Выплаты, связанные с содержанием зданий, сооружений и оборудования | руб. |
|
|
Выплаты по прочим постоянным расходам | руб. |
|
|
Ставка НДС | % |
|
В порядке упрощения сделано допущение, что в стоимость всех товаров и услуг, приобретаемых компанией, включен НДС по ставке 20 процентов. Реализуемые ею товары облагаются НДС по той же ставке.
Как видно из таблицы 4 Выплата НДС, первые три месяца вычеты превышают сумму налога к уплате. Учитывать ли эти цифры в бюджете движения денежных средств, зависит от налоговой политики компании. Если она ставит его к вычету, то в БДДС включается возврат налога. Если же компания не планирует запрашивать вычеты, а будет их предъявлять в периоды, когда появится НДС к уплате, то включаем данный расход в бюджет в соответствующий период (в нашем примере это июнь).
Исходные данные практически готовы. Сделаем последнее предположение, что постоянные расходы будут теми же, что и в первом полугодии прошедшего года, и подготовим первый вариант планового бюджета движения денежных средств.
Отрицательный остаток на конец периода говорит о кассовых разрывах. По предварительным расчетам, если не прибегать к внешним займам, компании не будет хватать средств на обслуживание своих обязательств по оплате в течение пяти месяцев из рассматриваемых шести. Необходимость внешнего финансирования на покрытие кассовых разрывов очевидна.
Оценим три возможных варианта выхода из сложившейся ситуации: привлечь кредит с фиксированной датой погашения, с неравномерным графиком погашения или кредитную линию. Поскольку дефицит денежных средств нарастает постепенно, достигая своего максимума к марту, необходимая сумма займа определяется по пику – 1650 тыс. руб. Дата привлечения – 15 января, дата погашения – 15 июня. Допустим, что ставка по всем кредитным продуктам одинакова – 9 процентов годовых.
Как показывают расчеты, срочный кредит обойдется компании в 61,4 тыс. руб. за полгода (см. таблицу 6. Привлечение срочного кредита с фиксированной датой погашения), но проблему кассовых разрывов полностью не решит. Следующий вариант – срочный кредит с неравномерным графиком погашения.
В случае срочного кредита с неравномерным графиком погашения, плановых поступлений от покупателей также не хватает для качественного и своевременного обслуживания задолженности перед банком (см. таблицу 7. Привлечение срочного кредита с неравномерным графиком погашения). Но процентная нагрузка ниже, чем при кредите с фиксированной датой погашения (48,6 тыс. руб. против 61,4 тыс. руб.). Остается оценить третий вариант – кредитную линию.
Благодаря тому, что кредитная линия позволяет выбирать средства по своим потребностям, с плавающим графиком привлечения и погашения, компания сможет сэкономить на обслуживании займа (см. таблицу 8. Привлечение кредитной линии). Проценты к уплате по кредиту – 35,7 тыс. руб. против 61,4 тыс. руб. и 48,6 тыс. руб. в двух предыдущих вариантах.
Каждый банк индивидуально определяет, какие комиссии взимать при кредитовании. Тем не менее самый распространенный подход таков.
При использовании кредитного договора берется комиссия за предоставление кредита. Это, как правило, единовременный платеж, который взимают в день подписания договора или выдачи кредита. Комиссия рассчитывается как определенный процент от суммы кредита. Некоторые банки предусматривают комиссию за досрочный возврат долга, если компания перечислит его раньше срока, предусмотренного графиком. Такую плату также взимают разово в день досрочного погашения и берут в процентах от досрочно возвращаемой суммы. Иные комиссии по кредитному договору банки, как правило, не применяют.
При использовании кредитной линии могут взиматься те же самые комиссии, что и по кредитному договору, однако дополнительно к ним устанавливается плата за неиспользованный лимит по кредитной линии. В некоторых банках она называется комиссией за резервирование кредита. Если заемщик в течение срока действия кредита не полностью выбирает всю предусмотренную договором сумму, от оставшейся части кредита он платит банку определенный процент.
Так, если компании нужны деньги все и сразу, то есть у нее заранее рассчитаны расходы, которые она планирует покрыть за счет кредита, выгоднее соглашаться на кредитный договор.
Если же расходы периодические, планируемые, тогда целесообразнее будет оформить кредитную линию и брать деньги по мере необходимости. В этом случае предприятие платит за неиспользованный лимит, однако экономит на процентах по кредиту.