text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как определить объем финансирования, необходимого для операционной деятельности

Определить потребность в заемном финансировании можно как разницу между доступными компании в настоящий момент собственными оборотными средствами и объемом оборотных средств, необходимых для поддержания существующего финансового цикла.

Размер доступных собственных оборотных средств вычисляется на основании данных баланса (бухгалтерского или управленческого) по следующей формуле:

Формула 1. Расчет собственных оборотных средств

Объем оборотных средств, необходимых компании, можно рассчитать как произведение товарооборота в ценах закупки и финансового цикла компании.

Финансовый цикл торговой компании определяется по классической формуле:

Формула 2. Расчет продолжительности финансового цикла торговой компании

Логика расчета финансового цикла производственного предприятия будет во многом схожа, с той лишь разницей, что в формулу добавится время, затрачиваемое на производство продукции, а срок хранения запасов нужно будет считать отдельно для запасов готовой продукции, полуфабрикатов, сырья и материалов.

Андрей Яковлев , финансовый аналитик компании «Сервис Продукт»

Компания «Сервис-Продукт» специализируется на дистрибуции алкогольной и соковой продукции, в ассортименте около 2000 наименований, из которых наиболее ходовых позиций порядка 200. Закупки осуществляются непосредственно у производителей, соответственно, по каждому поставщику ассортимент поставляемой продукции уникален.

Для расчета объемов необходимого финансирования собраны и систематизированы показатели, характеризующие деловую активность компании (см. таблицу 1. Расчет продолжительности финансового цикла компании), а именно:

Наименование контрагента Отсрочка платежа, предоставленная поставщиками Отсрочка платежа, предоставляемая клиентам Время на доставку товаров Запас товаров на складе Финансовый цикл компании
(гр. 3 + гр. 4 + гр. 5 – гр. 2)
1 2 3 4 5 6
Поставщик № 1 30 35 2 5 21 31
Розница 30 1 30 5 21 26
Сети 30 45 5 21 41
Поставщик № 2 45 35 0 14 4
Розница 45 30 0 14 -1
Сети 45 45 0 14 14
По компании в целом

39

(30 × 41% + 45 × 59%) 3

35

(35 × 41% + 35 × 59%)

2

(5 × 41% + 0 × 59%)

17

(21 × 41% + 14 × 59%)

15

1 Показатель не зависит от того, куда будет продаваться товар – в розницу или оптом в торговую сеть.

2 Отсрочка платежа, предоставляемая клиентам, рассчитывается по формуле (отсрочка розничным клиентам × их доля в товарообороте, определенном в закупочных ценах + отсрочка сетям × доля в товарообороте, определенном в закупочных ценах).

3 Элементы финансового цикла в целом по компании определяются с учетом долей поставщиков в товарообороте компании, определенном в ценах закупки.

Все сведения, приведенные в таблице 1, были получены из контрактов, заключенных с поставщиками и подрядчиками, и из управленческого учета. Например, стремясь не потерять доверие поставщиков, «Сервис-Продукт» не допускает и малейших просрочек оплат. Поэтому для расчета финансового цикла предприятия использовались договорные отсрочки, предоставляемые поставщиками.

Что касается сроков погашения дебиторской задолженности клиентами, то здесь сложилась иная ситуация. Далеко не все из них могут похвастать строгой платежной дисциплиной, поэтому сроки, в течение которых покупатели оплачивают поставленную им продукцию, были определены как средний период оборачиваемости дебиторской задолженности за предыдущий месяц.

Время нахождения товара в пути – данные из управленческого учета компании. Причем речь идет о сроках доставки товара от поставщиков, но не учитывается время на транспортировку клиенту. Это связано с тем, что контракты, по которым работает «Сервис-Продукт», предполагают, что моментом поставки товара считается дата его отгрузки со склада производителя.

Для определения времени хранения товаров на складе использовался двоякий подход. По ряду поставщиков эта характеристика определена исходя из заключенных договоров. Это связано с тем, что некоторые производители обязывают дистрибьютора держать определенный объем их продукции – например, неснижаемые остатки товаров должны быть не меньше пятидневного объема продаж. Это требование в «Сервис-Продукте» строго исполняется, вместе с тем запасов, превышающих установленный производителем норматив, – нет. По продукции других поставщиков, которые не накладывают подобных ограничений на дистрибьютора, срок хранения их продукции был определен как период оборачиваемости запасов исходя из статистики по предыдущему месяцу.

В дополнение к перечисленным данным для расчета потребности в заемном финансировании требуется определить товарооборот в ценах закупки (стоимость товаров, поставленных производителями). Причем бухгалтерским данным лучше предпочесть более сложный подход к определению этого показателя. Его суть сводится к анализу структуры товарооборота и наценок, действующих в отношении товаров разных производителей (см. таблицу 2. Основные показатели торговой компании за месяц). Эти данные будут необходимы для прогнозирования того, как повлияют те или иные инициативы менеджмента на финансовые показатели компании.

Итак, собственные оборотные средства «Сервис-Продукт» составляют 4 млн руб. Финансовый цикл в целом по компании – 15 дней (см. таблицу 1. Расчет финансового цикла компании), а товарооборот в ценах закупки – 8 590 909 руб. (см. таблицу 2. Основные показатели торговой компании за месяц). Соответственно, для того чтобы работать с поставщиками и клиентами на прежних условиях, предприятию нужно 4 295 455 руб. оборотного капитала (8 590 909 руб. ×15 дн. : 30 дн.). Отсюда потребность в финансировании на пополнение оборотных средств составляет 295 455 руб. (4 295 455 руб. – 4 000 000 руб.).

Сам по себе расчет потребности в финансировании, несомненно, полезен. Финансовый директор предприятия получает понятный ориентир, по сути именно таким должен быть лимит по кредитной линии, о котором нужно вести переговоры с банками. Однако, используя данные, собранные на предыдущих этапах, можно выработать комплекс решений, которые помогут компании в меньшей степени зависеть от банковского финансирования и оценить связанные с ними риски и потери.

Как правило, подобные меры сводятся к тому, что сокращаются отсрочки платежа, предоставляемые клиентам, и, наоборот, увеличиваются сроки оплаты поставщикам.

Андрей Яковлев , финансовый аналитик компании «Сервис Продукт»

Допустим, компании, для которой ранее был рассчитан финансовый цикл и потребность в финансировании, удалось увеличить отсрочку платежа по контрактам с поставщиками на 3 дня и на столько же уменьшить время, отведенное на оплату поставленного клиентам товара. Кроме того, получилось сократить до 14 дней складские запасы и избавиться от потерь времени на доставку – 2 дня (разумеется, время на транспортировку никуда не денется, но вот в контракте с поставщиком можно указать, что поставкой считается дата поступления товара на склад дистрибьютора, а не момент отгрузки со склада продавца). Тогда финансовый цикл предприятия станет уже не 15 дней, а лишь 4 дня. Соответственно, сумма оборотных средств, необходимых для операционной деятельности компании, будет составлять 1 145 455 руб. (8 590 909 руб. × 4 дн. : 30 руб.). При этом исчезнет потребность в кредитных ресурсах, и, более того, 2 854 545 руб. (4 000 000 – 1 145 455) можно будет инвестировать.

Подсчитывая будущее увеличение денежного потока, не стоит забывать о возможных рисках:

Единственную сложность и определенную субъективность в подобных расчетах носит оценка того, как изменится анализируемый показатель после оптимизации финансового цикла. Чаще всего весь расчет строится на экспертных суждениях.

Андрей Яковлев , финансовый аналитик компании «Сервис Продукт»

В практике компании «Сервис-Продукт» нередко используются данные, полученные на основе анализа накопленной статистики. Проиллюстрируем, как это работает в отношении риска увеличения безнадежной дебиторской задолженности после сокращения отсрочек платежа клиентам. В практике компании сложилась такая ситуация, при которой из общего объема поставленной клиентам продукции не более 5 процентов остается не оплаченной покупателями. Как это ни странно, здесь срабатывает психологический фактор: раз они мне уменьшили отсрочку платежа, то наберу у них продукции и платить не буду до тех пор, пока не потащат в суд. По статистике компании, уменьшение отсрочки клиентам приводит к увеличению безнадежной дебиторской задолженности на 0,05 процента. Соответственно, планируя в очередной раз сократить отсрочку платежа контрагентам, менеджмент компании предполагает, что увеличение объема неплатежей не превысит 0,05 процента. А потери, связанные с таким решением, можно будет оценить как произведение существующей безнадежной дебиторской задолженности на 0,05 процента. По аналогии можно действовать и в отношении всех остальных рисков.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.