text
Журнал

Как учитывать выручку в управленческом учете

В управленческой учетной политике в зависимости от деятельности компании следует отразить правила учета выручки:

Как квалифицировать выручку в управленческом учете

В учетной политике управленческого учета рекомендуется привести определение – что в компании понимается под выручкой. Как вариант, можно воспользоваться квалификацией из МСФО (IAS) 18: «Выручка – это валовое поступление экономических выгод за определенный период хозяйственной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала».

Однако для корректного учета только определения из международных стандартов не достаточно. Валовые поступления могут быть как от основной (регулярной) деятельности предприятия, так и от сопутствующих операций. В управленческой учетной политике необходимо закрепить, что именно считать выручкой, а что – прочими операционными доходами. Например, по РСБУ в составе выручки могут отражаться поступления экономических выгод от различных сопутствующих операций (в соответствии с уставом компании). В управленческом учете в качестве выручки лучше рассматривать только валовые поступления от основной деятельности предприятия. Так удастся точнее оценивать ее результаты, без влияния разовых событий и операций.

Например, компания оказывает консалтинговые услуги. В уставе указаны также операции с недвижимостью, но на протяжении многих лет такие сделки ею не заключались. В 2012 году компания приобрела объект недвижимости для дальнейшей перепродажи и реализовала его. С точки зрения требований российского учета доход от перепродажи объекта недвижимости нужно признавать в составе выручки. Однако в управленческом учете рекомендуется отнести его к прочим операционным доходам, поскольку это разовая операция, не относящаяся к регулярной деятельности компании.

Следует также обратить внимание, что, например, сумма НДС, поступившая на счет предприятия, или средства, предназначенные для выполнения им условий агентского договора, не могут квалифицироваться как выручка.

Виктор Мокрушин , заместитель главного бухгалтера ЗАО «Группа Синара»

Желательно как можно точнее сформулировать определение выручки в учетной политике управленческого учета. Оно может быть, например, таким: «Под выручкой понимаются только валовые поступления экономических выгод, полученные или подлежащие получению предприятием и приводящие к увеличению его капитала. Поступления средств, собранных от имени третьих лиц, не являются выручкой, но выручкой признается вознаграждение за выполнение функций агента. Для целей управленческого учета основные признаки того, что предприятие действует в качестве агента, следующие:

Чтобы признать договор агентским, необходимо одновременное выполнение любых трех условий из данного перечня».

Например, компания «А» заключила договор с торговым домом «Б» на поставку определенных видов продукции, согласно условиям которого торговый дом имеет право закупать товары только у двух производителей. Сумма оплаты компании «А» торговому дому «Б» определяется как стоимость закупки плюс 5 процентов. Несмотря на то что указанные производители и компания «А» официально не сотрудничают, а сделка между «А» и «Б» оформлена договором поставки (а не агентским договором), по экономическому смыслу выручка компании «Б» – это 5 процентов, которые компания «А» заплатит от стоимости закупки, поскольку:

В управленческой учетной политике нужно также зафиксировать правила отражения операций по подобным договорам: следует ли признавать выручку и себестоимость по отдельности либо же нужно определять выручку как разницу валовых поступлений и расходов.

Как установить правила признания и оценки выручки в управленческом учете

В общем случае выручку отражают методом начисления. Ее учитывают в том отчетном периоде, к которому относятся события и операции, приводящие к ее возникновению, независимо от фактического поступления денежных средств.

Однако в зависимости от того, была выручка связана с реализацией товаров или с оказанием услуг, подходы к ее признанию и оценке различаются.

Их нужно отразить в учетной политике управленческого учета.

Продажа товаров. В управленческую учетную политику не рекомендуется включать положение о том, что момент признания выручки соответствует переходу права собственности по договору. Лучше комплексно рассматривать сделки компании, анализировать условия операций. Это особенно важно, если от размера выручки зависит величина вознаграждения сотрудников компании. Формальный подход к ее признанию (например, основанный на требованиях российского бухучета) позволяет центру доходов, применяя порой нетривиальные схемы заключения договоров, завышать значение этого показателя.

Виктор Мокрушин , заместитель главного бухгалтера ЗАО «Группа Синара»

Компания «А» заключила договор купли-продажи товара с компанией «Б». По его условиям право собственности переходит в момент подписания накладной представителем компании «Б». Предусмотрена отсрочка оплаты товара на три месяца. Покупатель имеет право вернуть товар в любой момент в течение трех месяцев. Для этого нужно будет заключить второй договор купли-продажи.

В день подписания договора купли-продажи с компанией «Б» заключается договор ответственного хранения товара на складе компании «А» на три месяца.

Если рассматривать только первоначальный договор купли-продажи, не принимая во внимание условия сделки и сопутствующие обстоятельства (возможность возврата через оформление дополнительного договора и то, что товар не покидает склад продавца), компания «А» должна признать выручку в момент подписания накладной, так как формально она передала право собственности на товар согласно условиям договора. При этом если в течение трех месяцев покупатель воспользуется своим правом вернуть товар и оформит возврат отдельным договором купли-продажи (по которому уже он выступит продавцом), то расторжения первого договора не будет. В отчетности можно будет отразить выручку за один и тот же товар дважды – по результатам сделок с компанией «Б» и с реальным покупателем.

Если же рассматривать совершенную операцию комплексно, то по сути реализации товара не произошло, так как:

Чтобы избежать злоупотреблений, в результате которых в отчетности будет отражена фиктивная выручка, в управленческой учетной политике следует указать не только критерий признания выручки – переход права собственности, но и ограничения – то есть те условия, при которых ее нельзя отражать в учете. Они могут быть следующими:

Выручку от продажи товаров следует оценивать по стоимости полученного (или подлежащего получению) возмещения в соответствии с договором между продавцом и покупателем. Суммы скидок покупателям нужно вычитать из выручки, а не учитывать как расходы.

Оказание услуг. В управленческом учете выручку можно отражать на конец каждого отчетного периода – в соответствии со стадией завершенности оказываемых услуг.

Это позволит сопоставлять ее с понесенными расходами. А кроме того, учитывать результаты деятельности компании равномерно, а не скачкообразно – при подписании актов об оказании услуг, как это часто бывает, когда услуги по договору выполняются этапами, каждый из которых длится более одного месяца.

Тем не менее у такого подхода есть ограничения. Для его применения необходимы обоснованная оценка будущей выручки (т. е. ее сумма должна быть четко определена договором) и объективная оценка затрат на выполнение и завершение операций. Иными словами – если компания оказывает услугу по договору, то нужно подготовить бюджет прямых расходов на ее исполнение. Необходимо учитывать, что расходы должны соотноситься с выручкой: если она указана в договоре одной суммой за реализацию определенного проекта, то и бюджет расходов следует составлять на весь проект; если же договор включает несколько услуг и выручка определена по каждой из них, то и расходы планируются на оказание каждой услуги.

Стадию завершенности можно оценить одним из способов – на основе:

Виктор Мокрушин , заместитель главного бухгалтера ЗАО «Группа Синара»

Компания оказывает юридические услуги в рамках крупного проекта в течение шести месяцев. По договору выручка равна 10 000 тыс. руб. Прямые расходы на выполнение работ в соответствии с бюджетом – 4000 тыс. руб. В первый месяц исполнения проекта расходы составили 750 тыс. руб. Согласно экспертной оценке работы выполнены на 15 процентов.

Чтобы оценить выручку компании за прошедший месяц, можно использовать два способа.

Если в учетной политике управленческого учета предусмотрено, что стадия завершенности оказываемых услуг определяется по доле понесенных затрат, то процент завершенности равен 18,75 (750 тыс. руб. : 4000 тыс. руб. × 100%). Выручка, подлежащая признанию в первый месяц, составляет 1875 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. × 18,75%).

Если же стадия завершенности услуги определяется на основе экспертной оценки, то выручка за первый месяц равна 1500 тыс. руб.(10 000 тыс. руб. × 15%).

При этом расходы компании (750 тыс. руб.) распределяются следующим образом:

Какие аналитические признаки использовать для управленческого учета выручки

Перечень аналитических признаков, используемых в компании для управленческого учета выручки, зависит от особенностей бизнеса, уровня автоматизации учетных процессов, а также от потребностей руководства в анализе данных. Рекомендуемые аналитики представлены в таблице.

Аналитические признаки Назначение
Группа, вид продукции (работ, услуг), наименование продукции (работ, услуг) Идентификация и классификация выручки по источникам ее возникновения (многоуровневая аналитика)
Этап «жизненного цикла» продукции (работ, услуг) Структурирование выручки по этапам «жизненного цикла» продукции (работ, услуг) позволяет принимать решения о необходимости изменений, нововведений в деятельности компании (поиск новых продуктов, рынков сбыта и т. д.)
География сбыта Учет выручки по регионам сбыта, местам оказания услуг (работ)
Контрагент Идентификация и классификация выручки по наименованиям контрагентов
Договор Идентификация и классификация выручки по каждому заключенному договору
Метод учета Определение метода начисления выручки (например, по степени завершенности выполняемых работ, линейный и т. д.)
Центры доходов Отнесение выручки на центры доходов (подразделения компании), генерирующие ее
Ответственный сотрудник Идентификация сотрудника, персонально ответственного за создание выручки
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.