text
Журнал

Как регламентировать амортизацию внеоборотных активов

В учетной политике управленческого учета порядок погашения стоимости внеоборотных активов раскрывается в следующих аспектах:

Кроме того, должно быть определены ответственные за выбор методов начисления амортизации и их применение.

Как определять амортизируемую стоимость активов

Амортизируемая стоимость внеоборотного актива в самом начале погашения его стоимости (в момент начала использования) определяется как разница между его первоначальной и ликвидационной стоимостью. Последняя при этом должна быть уменьшена на величину затрат, связанных с выбытием актива, – на поиск покупателя, демонтаж, подготовку к продаже и транспортировку актива, его утилизацию и т. д.

На практике в большинстве случаев ликвидационную стоимость принимают равной нулю, а амортизируемую стоимость – соответствующей первоначальной стоимости актива; причем не из-за объективных методологических сложностей, а из-за организационных недоработок.

Чтобы обеспечить корректный расчет амортизации, в компании следует разработать и утвердить внутренний нормативный документ – Положение о технико-экономическом обосновании решений о создании внеоборотных активов.

В нем, во-первых, должен быть представлен исчерпывающий перечень реквизитов, принимаемых во внимание при принятии решения о создании актива (в т. ч. и его ликвидационная стоимость).

Во-вторых, определен регламент процедур подготовки, согласования и принятия подобных решений.

В-третьих, должна быть закреплена ответственность:

Так, еще до формирования внеоборотного актива должна быть определена его судьба после окончания срока полезного использования: продажа, передача в другое подразделение компании, утилизация и т. д., и его стоимость на момент такого изменения будет известна.

Как установить порядок пересмотра амортизируемой стоимости активов

При использовании актива может возникнуть необходимость пересмотра его амортизируемой (балансовой) стоимости. В большинстве случаев – в сторону уменьшения.

Любая ситуация, которая приводит к уменьшению будущих поступлений денежных средств от актива, свидетельствует о его возможном обесценении. Можно, например, воспользоваться перечнем признаков снижения стоимости актива, которые предлагают международные стандарты финансовой отчетности:

Для переоценки амортизируемой стоимости можно использовать два подхода:

Оценка внеоборотных активов по возмещаемой стоимости. При использовании этого метода сравниваются балансовая и возмещаемая стоимость актива. Если вторая из них меньше, необходимо уменьшить балансовую стоимость до величины возмещаемой (на выявленную разницу) и признать убыток от обесценения.

В качестве возмещаемой стоимости актива принимается большая из величин:

На практике определение возмещаемой стоимости может вызвать существенные затруднения, а рассматриваемый метод пересмотра амортизируемой стоимости объективно сложен и может применяться только на некоторых предприятиях.

Его можно использовать для переоценки внеоборотных активов, если:

Порядок применения представленных условий показан на примере двух компаний (см. таблицу 1. Анализ возможности определения возмещаемой стоимости).

Характеристики Компания 1 Компания 2
Сфера деятельности Пассажирские автотранспортные перевозки Пассажирские авиаперевозки
Внеоборотный актив Микроавтобус Воздушное судно
Наличие развитого рынка для внеоборотного актива Существует развитый рынок, справедливая стоимость актива может быть определена легко и с высокой степенью обоснованности Рынок менее развит, но формирование относительно обоснованной величины справедливой стоимости актива возможно
Возможность формирования обоснованного прогноза поступления денежных средств Новый актив эксплуатируется в течение двух-трех лет, далее производится его замена.
На такой период с учетом относительной стабильности рынка городских пассажирских перевозок можно составить достаточно обоснованный прогноз поступления денежных средств
Оставшийся срок службы – около пяти лет. Далее может быть продлен еще на один-два года.
Рынок пассажирских авиаперевозок подвержен периодическим существенным изменениям. Обоснованный прогноз поступления денежных средств для такого горизонта планирования составить сложно
«Самодостаточность» внеоборотного актива Для эксплуатации микроавтобуса какие-либо дополнительные внеоборотные активы не требуются (в частности, не нужны активы для ремонта и обслуживания, поскольку выполнение данной функции передано на аутсорсинг). Актив «самодостаточен» с точки зрения получения экономических выгод Для эксплуатации и ремонта воздушного судна необходим целый ряд внеоборотных активов – ангар, дорогостоящий инструмент и приспособления, испытательные стенды, специальный автотранспорт и т. д. Они наряду с самим воздушным судном участвуют в получении экономических выгод
Выводы о возможности определения величины возмещаемой стоимости Все необходимые условия выполняются, поэтому возмещаемая стоимость актива может быть определена Фактически возможно выполнение только первого условия. Поэтому возмещаемая стоимость актива не может быть определена

Оценка внеоборотных активов по восстановительной стоимости. Под восстановительной стоимостью понимается стоимость создания актива на текущий момент времени с поправкой на износ за прошедший срок использования (актуальные затраты на получение возможности использования и контроля актива). Если сравнивать оценку актива по восстановительной и возмещаемой стоимости, то первая основана на учете текущих затрат, а вторая – получаемых экономических выгод. Так, оценка по восстановительной стоимости позволяет благодаря более корректному начислению амортизации объективно определить текущую рентабельность бизнеса.

Этот подход можно рекомендовать компаниям, для которых выполняются следующие условия.

  1. Внеоборотные активы – ресурс, значимый для бизнеса; на него приходится существенная доля общих расходов.
  2. Темпы роста восстановительной стоимости внеоборотных активов превышают средний уровень инфляции (если нет, то делается допущение, что доходы компании будут увеличиваться соразмерно росту восстановительной стоимости).

Методика применения подхода проиллюстрирована на следующем примере.

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

В начале 2008 года компания, занимающаяся внутригородскими пассажирскими автотранспортными перевозками, приобрела партию микроавтобусов. С учетом первоначальной (1 300 000 руб.) и ликвидационной (400 000 руб.) стоимости амортизируемая стоимость одного автобуса составила 900 000 руб. при сроке службы три года. Амортизация начислялась линейным методом. Годовые амортизационные отчисления были равны 300 000 руб. (900 000 руб. : 3 года). После первого года эксплуатации – к началу 2009 года – остаточная балансовая стоимость актива составила 1 000 000 руб. (1 300 000 руб. – 300 000 руб.).

В начале 2009 года в связи с изменением валютного курса автопроизводитель повысил розничные цены. Тогда же Правительство РФ увеличило таможенные пошлины на эти автотранспортные средства.

В результате новая цена микроавтобуса (т. е. его восстановительная стоимость на данный момент времени) выросла до 1 690 000 руб., а его новая ликвидационная стоимость – до 520 000 руб.

Так, амортизируемая стоимость актива при покупке его в новых условиях составит 1 170 000 руб. (1 690 000 руб. – 520 000 руб.), а годовые амортизационные отчисления – 390 000 руб. (1 170 000 руб. : 3 года).

Восстановительная стоимость (за минусом износа за первый год эксплуатации) равна 1 300 000 руб. (1 690 000 руб. – 390 000 руб.), то есть выше нынешней балансовой стоимости равной 1 000 000 руб. Поэтому именно восстановительная стоимость принимается для последующего начисления амортизации, а амортизационные отчисления в учете текущих затрат будут приняты в размере 390 000 руб. вместо нынешних 300 000 руб.

Пересчитанный размер амортизации позволит объективнее оценить расходы компании и определить текущую рентабельность бизнеса, поскольку основывается не на исторической, а на актуальной стоимости используемых компанией ресурсов.

Чтобы организовать оценку внеоборотных активов по восстановительной стоимости, следует установить группы активов, для которых она будет проводиться, определить периодичность проведения переоценки, организовать сбор данных о восстановительной стоимости таких активов на рынке и т. д. Перечень соответствующих процедур удобно представить в виде таблицы, указав должности ответственных за их выполнение (см. таблицу 2. Оценка внеоборотных активов по восстановительной стоимости).

Как определить порядок погашения стоимости внеоборотных активов

Порядок погашения стоимости внеоборотного актива зависит от:

Подходы к их определению, а также ответственные сотрудники должны быть установлены во внутренних регламентирующих документах.

Срок полезного использования. Срок полезного использования – это период, в течение которого компания предполагает использование актива в целях получения экономической выгоды.

Зачастую полномочия по его определению переданы финансово-экономической службе. Последняя в целях стандартизации и унификации всех используемых в компании видов учета устанавливает его:

Чтобы обоснованно устанавливать срок полезного использования, необходимо:

Есть активы, для которых сложно установить срок полезного использования (с неопределенным сроком полезного использования). К ним относятся, в частности, активы нематериального характера (подробнее о них см. Как учитывать внеоборотные активы в управленческом учете). Например, приобретенное компанией бессрочное право на товарный знак. А неопределенный срок службы становится синонимом бесконечно долгого срока службы.

В отношении таких активов следует применять принцип осмотрительности и осторожности и искусственно ограничивать срок их полезного использования. Главный квалификационный признак любого актива – возможность получения компанией экономических выгод от его использования. Она определяется не только характеристиками и свойствами собственно актива, но и следующими факторами:

По своим внутренним характеристикам актив может быть потенциально способен приносить экономические выгоды бесконечно долго, но этому могут помешать указанные факторы. Соответственно, срок его полезного использования будет окончен. Это правило справедливо и в отношении такого вполне материального актива, как земля.

Пример сокращения неограниченного срока полезного использования товарного знака из-за плохой репутации продукта на рынке

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

Компания начинает работу в смежном продуктовом сегменте. Для более успешного продвижения и продажи новых продуктов она приобрела у одного из субъектов рынка бессрочное право на товарный знак. Потенциально этот актив способен приносить компании экономические выгоды бесконечно долго и обладает неопределенным сроком полезного использования.

Из-за технологических ограничений и отсутствия высококвалифицированных специалистов новая продукция существенно уступает по качеству аналогам других производителей. Через два года после начала выпуска компании удалось решить проблемы с качеством продукции, но у потребителей уже сложилось негативное мнение о ней. Поэтому руководство приняло решение отказаться от использования ранее приобретенного товарного знака и купить или разработать самостоятельно новый товарный знак.

Не всегда сокращение срока полезного использования (от неопределенного до вполне определенного) – это следствие каких-либо негативных событий.

Для таких активов при обосновании целесообразности их создания (задолго до того, как они принимаются к учету) следует определить некий близкий к минимальному срок полезного использования, установив все внутренние и внешние факторы, которые могут на него повлиять.

Метод начисления амортизации. Рекомендации по определению подхода к начислению амортизации внеоборотных активов могут быть следующие:

Метод амортизации должен отражать предполагаемую интенсивность целевого использования актива, его загрузку.

На практике правило часто выполняется не в полной мере.

Во-первых, в большинстве случаев компании используют единый метод амортизации для всех групп и видов внеоборотных активов. Между тем, например, основное производственное оборудование может применяться периодически, когда возникает необходимость в выполнении определенных технологических операций. А сервер, обеспечивающий работу корпоративной информационной сети, используется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Очевидно, что их амортизация должна начисляться разными методами.

Вопрос:  Какой метод амортизации можно использовать как единый для всех групп внеоборотных активов

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

Как правило, когда принимается решение о создании актива и оценивается целесообразность этого, рассматривается не столько срок его полезного использования, сколько результат, который предполагается получить. Исходя из этого нужно выбирать метод амортизации. Оптимальным будет начислять ее пропорционально объемам производства. При этом метод единиц производства продукции можно использовать не только для активов, задействованных в основных производственных процессах, область его применения гораздо шире. Корректно называть его метод единиц результата, подразумевая под результатом любой количественно измеряемый эффект, получаемый компанией от использования активов.

На практике он используется редко. Его считают более трудоемким, чем линейный, поскольку он требует:

  • организовать учет использования активов и получаемых результатов;
  • регулярно рассчитывать начисляемую амортизацию в зависимости от результата использования актива.

Фактически это не так. В любой компании большая часть внеобортных активов используется с одинаковой (от периода к периоду) степенью интенсивности и с одинаковым результатом (практически все активы общехозяйственного назначения, большая часть общепроизводственных активов и т. д.). Для них начисляемые суммы амортизации будут одинаковыми от периода к периоду.

Используя этот метод, компания сможет:

  • сопоставлять запланированные (определенные бизнес-планом или технико-экономическим обоснованием) показатели использования актива и фактически достигнутые, делать выводы о целесообразности ранее принятых инвестиционных решений и накапливать информацию, необходимую для будущих проектов;
  • контролировать центры ответственности, использующие созданные внеоборотные активы;
  • определять направления повышения эффективности использования активов.

Во-вторых, в большинстве случаев используется универсальный линейный метод, что не всегда корректно. Например, при простое оборудования суммы амортизационных отчислений будут такими же, как при загрузке оборудования на 100 процентов. Хотя очевидно, что экономический эффект от использования данного актива в этих случаях будет разным.

Распределение ответственности. Чтобы выбрать методы начисления амортизации внеоборотных активов, которые есть в компании, необходимо собрать информацию об интенсивности их использования и получаемого от этого экономического эффекта. Проанализировав полученные данные, следует сгруппировать активы и для каждый из групп выбрать оптимальный метод начисления амортизации, отразив это в учетной политике.

Для новых (создаваемых) внеоборотных активов также следует установить, в каком порядке должен определяться метод начисления амортизации и кто его будет утверждать. Все процедуры, связанные с выбором и применением методов начисления амортизации в компании, а также ответственные за их исполнение, должны быть перечислены в соответствующем реестре (см. таблицу 3. Начисление амортизации внеоборотных активов).

Процедуры Ответственные лица
Предоставление информации об интенсивности использования внеоборотных активов и экономического эффекта от этого Операционные менеджеры
Анализ и группировка внеоборотных активов в зависимости от характера их использования, обоснование решения о выборе метода (методов) начисления амортизации с отражением в учетной политике Финансовый директор
Утверждение выбора метода (методов) начисления амортизации внеоборотных активов Генеральный директор
Формирование требований к организации учета использования активов и получения результатов – в случае выбора метода единиц производства продукции Финансовый директор
Организация и ведение учета использования активов и получения результатов – в случае выбора метода единиц производства продукции Операционные менеджеры, эксплуатирующие внеоборотные активы
Отражение в бизнес-плане (технико-экономическом обосновании) на создание нового внеоборотного актива информации, необходимой для выбора метода начисления амортизации Операционные менеджеры (инициаторы создания внеоборотного актива и (или) его будущие пользователи)
Подготовка и обоснование решения о выборе метода (методов) начисления амортизации для создаваемого внеоборотного актива Финансовый директор
Утверждение выбора метода (методов) начисления амортизации для создаваемого внеоборотного актива Генеральный директор
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.