text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как регламентировать учет затрат

Используемая в компании классификация затрат и порядок ее применения должны быть закреплены в основных регламентирующих документах – учетной политике управленческого учета и справочниках затрат.

Как отразить правила планирования и учета затрат в управленческой учетной политике

В учетной политике управленческого учета необходимо рассмотреть особенности планирования и учета отдельных статей или групп статей затрат, в том числе:

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

Учетная политика управленческого учета. Раздел 3.4. Затраты на рекламу, маркетинг и продвижение.

Квалификация. К затратам на рекламу, маркетинг и продвижение относятся затраты, связанные с изучением рынка и продвижением продуктов компании среди целевой аудитории, в том числе:

К данным затратам не относятся затраты на осуществление продаж существующим клиентам и поддержание лояльности последних (например, затраты на каталоги и прочие информационные материалы, передаваемые действующим клиентам, информационные семинары и иные мероприятия, проводимые для действующих клиентов, и т. д.).

Статьи и подстатьи для отнесения затрат. Затраты относятся на статью «Затраты на рекламу, маркетинг и продвижение» с выделением подстатей:

Элементы для отнесения затрат. Для затрат, отнесенных на подстатью «Маркетинг», – элемент «Услуги (непроизводственного характера)», если исследование проводилось с привлечением подрядчика, или элемент «Прочие затраты», если исследование проводилось собственными силами.

Для затрат, отнесенных на подстатью «Полиграфия», элемент «Вспомогательные материалы».

Для затрат, отнесенных на подстатью «Выставки и семинары», элемент выбирается в зависимости от вида используемого ресурса. Если затраты связаны с получением от подрядчика услуг по организации и проведению мероприятий, используется элемент «Услуги (непроизводственного характера)». Если затраты связаны с командированием сотрудников компании к месту проведения мероприятия, используется элемент «Командировочные» и т.д.

Для затрат, отнесенных на подстатью «Реклама», – элемент «Услуги (непроизводственного характера)».

Факторы, влияющие на величину затрат. Для затрат, отнесенных на подстатью «Маркетинг», – количество проведенных исследований и их масштабность, что может зависеть, например, от количества исследованных представителей целевой аудитории или конкурентов.

Для затрат, отнесенных на подстатью «Полиграфия», – количество единиц полиграфической продукции и стоимость единицы.

Для затрат, отнесенных на подстатью «Выставки и семинары», – количество проведенных мероприятий и стоимость участия (проведения) каждого мероприятия.

Для затрат, отнесенных на подстатью «Реклама», – количество рекламных акций (сообщений) и стоимость каждого из них.

Порядок отнесения затрат на объекты учета. Если данные затраты возникают в рамках отдельных проектов, они относятся на объект учета «Проекты».

Если они связаны с определенным сегментом целевой аудитории (выделенным, например, по региональному признаку), то относятся на объект учета «Клиенты».

Если данные затраты связаны с определенной группой продуктов – относятся на объект учета «Продукты».

Порядок признания затрат в качестве расходов. Данные затраты признаются расходами в периоде их возникновения.

Исключение составляют затраты, которые возникли в данном периоде, но по своей экономической природе относятся к последующим периодам. Например, затраты на исследования, предшествующие началу работы на новом региональном рынке, являются затратами будущих периодов. Эти затраты (и соответствующие им расходы) будут признаваться в течение установленного срока после начала работы на новом рынке.

Затраты, связанные с получением услуг от подрядчиков, признаются расходами в периоде фактического оказания услуг независимо от даты подписания акта об оказании услуг и даты их оплаты.

Счета учета. Для отнесения затрат используется счет «Затраты на продажу» с использованием аналитических признаков «Проекты», «Клиенты», «Продукты».

Для затрат, квалифицируемых как затраты будущих периодов, используется счет «Затраты будущих периодов» с использованием аналитического признака «Проекты».

Как сформировать справочники затрат

Учетная политика – достаточно объемный документ, в котором информация представляется, как правило, в текстовом формате. Ею не очень удобно пользоваться в ежедневной работе, в частности, при планировании, учете или формировании отчетности. Поэтому рекомендуется подготовить и использовать справочники затрат, содержащие наиболее важную информацию в виде таблиц. В зависимости от целей использования на предприятии могут применяться:

Номенклатура статей затрат. В этом документе (см. таблицу 1. Номенклатура статей затрат) раскрываются:

Назначение номенклатуры статей затрат – помочь сотрудникам, ведущим учет, правильно квалифицировать затраты с точки зрения их целевого назначения, то есть правильно определять для них статьи. Этот документ используется в момент формирования первичного документа (чтобы указать в нем наименование статьи для отнесения затрат) или переноса данных из него в учетный регистр (если в первичном документе наименование статьи не было указано).

Идентификационный номер Статья затрат Подстатья затрат Комментарии к содержанию
1.06.02. Содержание и эксплуатация основных средств Содержание и эксплуатация основного производственного оборудования Затраты, возникающие непосредственно при использовании основного производственного оборудования по назначению (кроме энергоресурсов) и при поддержании готовности к такому использованию
1.03.02. Топливо и энергия на технологические цели Газ Затраты на газ, потребляемый в основном технологическом процессе
2.07.01. Затраты на персонал Подбор персонала Затраты, связанные с поиском и привлечением персонала
2.07.04. Затраты на персонал Спецодежда Затраты на обеспечение персонала специальной одеждой и индивидуальными средствами защиты
4.02.01. Реклама, маркетинг и продвижение Маркетинг Затраты на изучение рынка
4.02.07. Реклама, маркетинг и продвижение Полиграфия Затраты на полиграфическую продукцию, используемую для продвижения

Справочник затрат. Справочник затрат (см. таблицу 2. Справочник затрат) – это расширенный вариант номенклатуры статей затрат, дополненный следующими данными:

Справочник затрат, как и номенклатура статей, призван, во-первых, оказать методическую помощь сотрудникам, ведущим учет. Помимо определения статьи для отнесения затрат, он позволяет также правильно выбрать наименование элемента затрат, объекты и счета учета и т. д. Во-вторых, этот документ используется сотрудниками при планировании: он содержит подсказку о факторах, которые влияют на величину затрат и которые должны быть приняты во внимание при подготовке планов.

Идентификационный номер Статья затрат Подстатья затрат Комментарии к содержанию Элементы для отнесения Факторы, влияющие на величину затрат Отнесение на объекты учета Признание расходами Счета учета
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.06.02. Содержание и эксплуатация основных средств Содержание и эксплуатация основного производственного оборудования Затраты, возникающие непосредственно при использовании основного производственного оборудования по назначению (кроме энергоресурсов) и при поддержании готовности к такому использованию

Выбирается в зависимости от вида потребляемого ресурса.

Например, «Услуги (производственного характера)» – если обслуживание оборудования проводится силами подрядчиков, «Вспомогательные материалы» – для затрат на запасные части и расходные материалы

Время работы оборудования Отдельные объекты и группы однотипного оборудования Включаются в себестоимость продуктов, признаются расходами по мере их реализации «Общепроизводственные затраты»
1.03.02. Топливо и энергия на технологические цели Газ Затраты на газ, потребляемый в основном технологическом процессе «ГСМ и энергоносители» Время работы оборудования Отдельные объекты и группы однотипного оборудования или группы продуктов Включаются в себестоимость продуктов, признаются расходами по мере их реализации «Основное производство»
2.07.01. Затраты на персонал Подбор персонала Затраты, связанные с поиском и привлечением персонала «Услуги (непроизводственного характера)» Количество и квалификация привлекаемого персонала Места возникновения затрат (подразделения)

Если квалифицируются как общепроизводственные затраты – включаются в себестоимость продуктов, признаются расходами по мере их реализации.

При иной квалификации признаются расходами в периоде возникновения – кроме случаев, когда могут быть квалифицированы как затраты будущих периодов

«Общепроизводственные затраты», «Общехозяйственные затраты», «Затраты на продажу» – в зависимости от категории привлекаемого персонала.

В случае квалификации как затраты будущих периодов – на счет «Затраты будущих периодов»

2.07.04. Затраты на персонал Спецодежда Затраты на обеспечение персонала специальной одеждой и индивидуальными средствами защиты «Вспомогательные материалы» Количество сотрудников Места возникновения затрат (подразделения)

Если квалифицируются как общепроизводственные затраты – включаются в себестоимость продуктов, признаются расходами по мере их реализации.

При иной квалификации признаются расходами в периоде возникновения – кроме случаев, когда могут быть квалифицированы как затраты будущих периодов

«Общепроизводственные затраты», «Общехозяйственные затраты», «Затраты на продажу» – в зависимости от категории персонала, который обеспечивается спецодеждой.

В случае квалификации как затраты будущих периодов – на счет «Затраты будущих периодов»

4.02.01. Реклама, маркетинг и продвижение Маркетинг Затраты на изучение рынка

«Услуги (непроизводственного характера)» – если исследование проводилось с привлечение подрядчика,

«Прочие затраты» – если исследование проводилось собственными силами

Количество проведенных исследований и их масштабность Проекты, клиенты, группы продуктов

Признаются расходами в периоде возникновения.

Кроме случаев, когда могут быть квалифицированы как затраты будущих периодов

«Затраты на продажу».

В случае квалификации как затраты будущих периодов – на счет «Затраты будущих периодов».

В случае квалификации как затраты будущих периодов – на счет «Затраты будущих периодов»

4.02.07. Реклама, маркетинг и продвижение Полиграфия Затраты на полиграфическую продукцию, используемую для продвижения «Вспомогательные материалы» Количество единиц полиграфической продукции и стоимость единицы Проекты, клиенты, группы продуктов

Признаются расходами в периоде возникновения.

Кроме случаев, когда могут быть квалифицированы как затраты будущих периодов

«Затраты на продажу».

В случае квалификации как затраты будущих периодов – на счет «Затраты будущих периодов»

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.