text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как подготовить и представить отчет о состоянии системы управленческого учета

Оценка существующего в компании управленческого учета играет важную роль при подготовке технического задания на его реорганизацию (подробнее о том, какая информация потребуется для разработки этого документа, см. Как собрать и проанализировать требования менеджмента компании к системе управленческого учета и Как написать техническое задание на реорганизацию системы управленческого учета). Ее результаты оформляются в виде отчета и представляются для обсуждения и последующего согласования руководителям и ведущим специалистам компании.

Как подготовить отчет о текущем состоянии управленческого учета в компании

Отчет об обследовании системы управленческого учета включает три основных раздела:

Вводная (общая) часть отчета. В этом разделе необходимо отразить следующие параметры проведенного обследования:

Результаты обследования. В этом разделе последовательно рассматриваются все подсистемы управленческого учета, состояние которых оценивалось, раскрываются выявленные несоответствия между их требуемым и фактическим состоянием (подробнее о том, как формализовать такие несоответствия, см. Как оценить текущее состояние системы нормативов, Как оценить текущее состояние учета затрат и результатов, Для каких объектов считать себестоимость, Как оценить эффективность организации расчета себестоимости, Как проанализировать порядок формирования себестоимости).

Если останавливаться на каждой из подсистем в отдельности, то эта часть отчета может существенно разрастись – количество и объем рабочих таблиц получаются очень значительными. Поэтому целесообразнее вынести их в приложения к отчету, а непосредственно в разделе «Результаты обследования» изложить выводы, сделанные на их основании. Так раздел получится компактным, что облегчит знакомство пользователей с отчетом.

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

В ходе обследования нормирования, применяемого в компании (подробнее о том, как оценивать состояние этой подсистемы управленческого учета, см. Как оценить текущее состояние системы нормативов), необходимо проанализировать его организационные аспекты и оценить выполнение требований:

Заполненные рабочие таблицы с полученной оценкой выносятся в приложения к отчету. А в разделе «Результаты обследования» отчета (в подразделе «Результаты обследования подсистемы нормирования») приводятся основные выводы, сделанные на основании анализа таблиц, в следующем формате:

«По итогам оценки выполнения требований по перечню формируемых и используемых норм выявлены следующие основные несоответствия:

По итогам оценки выполнения требований по формированию норм выявлены следующие основные несоответствия:

По итогам оценки выполнения требований по использованию норм выявлены следующие основные несоответствия:

По итогам оценки организационных аспектов нормирования выявлены следующие основные несоответствия:

Основные предлагаемые решения. Решения по развитию системы управленческого учета должны быть сформулированы в техническом задании. Вместе с тем, рекомендуется кратко, в общем виде представить их сначала в отчете об обследовании после результатов оценки. Поскольку решения – прямое следствие выявленных несоответствий (направлены на их устранение), пользователям отчета будет легче понять логику их формирования при такой подаче информации. Более того, так удастся избежать ситуации, когда за время с момента представления отчета и до подготовки технического задания все забывают про обнаруженные ранее несоответствия в учете.

Этот блок отчета рекомендуется структурировать следующим образом:

В подразделе «Общее описание решений по развитию системы управленческого учета» нужно раскрыть:

Сергей Шебек , руководитель проекта COSTKILLER.RU

Развитие в компании системы управленческого учета основывается на использовании следующих основных принципов:

На основе данных принципов в отношении системы управленческого учета реализуются следующие общие решения.

  1. Интеграция с системой стратегического управления.
  2. Интеграция с системой управления рисками.
  3. «Организационная декомпозиция» системы управленческого учета – реализация таких организационных изменений, чтобы обеспечить, с одной стороны, централизацию применения ее инструментов, а с другой – их использование на самых низших уровнях организационной иерархии.
  4. Повышение степени аналитичности – расширение перечня объектов управления и введение дополнительных аналитических разрезов в их отношении.
  5. Использование методики жизненного цикла ресурсов, в соответствии с которой при принятии любого решения о ресурсе (как лучше его создавать и нужно ли вообще это делать, как лучше его использовать и т. д.) необходимо учесть все затраты, возникающие на каждой из стадий его жизненного цикла. Под последним понимаются все стадии, которые ресурс проживает в компании: создание, использование и выбытие.
  6. Дифференциация используемых расчетно-аналитических процедур – использование нескольких методик формирования тех или иных показателей в зависимости от решаемой управленческой задачи. Дифференциация призвана обеспечить баланс между точностью и обоснованностью получаемых показателей, скоростью и трудоемкостью их расчета.
  7. Регламентация системы - создание внутренних нормативных документов компании, регулирующих порядок построения и применения системы управленческого учета.
  8. Развитие у пользователей системы управленческого учета экономического мышления – предполагает не только (и не столько) передачу им конкретных знаний о применяемых в управленческом учете процедурах и методах, но и пробуждение у руководителей и сотрудников компании стремления и способности оценивать собственную деятельность и происходящие вокруг события с позиций экономических категорий».

Общие решения по развитию управленческого учета далее конкретизируются в подразделах, касающихся его отдельных подсистем. Например, рассмотренное выше общее решение «Организационная декомпозиция системы управленческого учета» применительно к подсистеме оперативного планирования будет конкретизировано так: «перераспределение ответственности за формирование и исполнение операционных планов». А в отношении нормирования – «введение института «кураторов» и «хранителей» норм и нормативных цен», который бы, во-первых, курировал всю работу по формированию норм и нормативных цен (и с методологической, и с организационной точки зрения), во-вторых, отвечал за ведение, актуализацию и использование «Базы данных норм и нормативных цен».

Общее решение «Использование методики жизненного цикла ресурсов» направлено в первую очередь на повышение обоснованности решений (текущих и долгосрочных), принимаемых в отношении ресурсов как используемых, так и создаваемых компанией. Это решение применительно к подсистеме калькулирования себестоимости может быть конкретизировано так: «При расчете плановой себестоимости продуктов в момент их разработки принимать во внимание не только текущие затраты на производство и продажу продуктов, но и другие затраты, возникающие в течение их жизненного цикла:

Еще одна из возможных сфер применения методики жизненного цикла – выбор поставщиков материалов и мониторинг эффективности работы с ними. Поэтому общее решение об использовании этой методики в отношении подсистемы управленческой отчетности будет детализировано следующим образом: «Формирование отчетности о заготовке и использовании материальных ресурсов, отображающей, помимо собственно покупной стоимости материалов, также и иных затрат, возникающих на различных стадиях жизненного цикла данных ресурсов:

Как защитить отчет об обследовании управленческого учета

Представляя отчет об обследовании управленческого учета руководителям и сотрудникам компании, нужно решить две задачи:

Стоит отметить, что подобные обследования зачастую воспринимаются персоналом негативно – как свидетельство недоверия руководства к качеству их работы, как инструмент ужесточения контроля над ними, а выявленные несоответствия – как доказательства того, что они плохо выполняют свои обязанности. В результате могут возникнуть споры как в отношении указанных в отчете несоответствий, так и предложенных решений по усовершенствованию управленческого учета. Избежать этого можно, если не искать виноватых и при обсуждении отчета перенести акцент с того, «по какой причине и по чьей вине образовались отклонения» на то, «какие возможности компания теряет в этой ситуации».

Например, если выяснилось, что при контроле эффективности основного производства нормы использования ресурсов во внимание не принимаются, вряд ли стоит нападать на руководителей соответствующих подразделений с вопросом «Почему?». Лучше спросить иначе: «Что вы теряете и какие возможности упускаете из-за неиспользования норм для управления производством?».

Отчет об оценке текущего состояния управленческого учета последовательно обсуждается группой разработчиков с линейными руководителями (совещания среднего уровня), затем с высшим руководством компании. Модераторами и организаторами таких совещаний выступают участники группы разработчиков. В ходе подготовки этих мероприятий и их проведения от них (разработчиков) требуется:

Сначала проводятся совещания на среднем уровне. Их участников желательно разделить по функциональному признаку – по отдельности собрать представителей основного производства, коммерческую службу, техническую службу и службу снабжения и т. д. После завершения этой серии обсуждений разработчики технического задания анализируют их итоги, изучают подготовленные протоколы. При необходимости вносят уточнения и дополнения в отчет об обследовании и готовятся к рабочему совещанию с участием высшего руководства компании. Протокол, подготовленный по итогам этого мероприятия, служит для рабочей группы формальным основанием для разработки технического задания.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.