text
Журнал

Как оценить кредитоспособность компании-покупателя

В текущей деятельности практически невозможно оценивать кредитоспособность потенциальных дебиторов так же тщательно, как это делают коммерческие банки. Особенно если речь идет о рынке продуктов массового потребления. Причин этому несколько:

В этой ситуации можно воспользоваться методикой экспресс-анализа кредитоспособности клиентов, которая позволит сократить время на принятие решений и в то же время минимизирует риски. В соответствии с ней выводы о целесообразности предоставления отсрочки платежа основываются на нескольких источниках информации:

Глубина проводимого анализа зависит, как правило, от суммы сделки: если она составляет несколько десятков тысяч рублей, то не имеет смысла тратить время и силы на поиск и обобщение информации из всех источников. В компании следует установить лимит, после достижения которого требуется использование разработанной методики.

Анализ отчетности покупателя. Если есть возможность получить финансовую отчетность и налоговые декларации потенциального покупателя, то необходимо обратить внимание на следующее:

Формула 1. Расчет собственного оборотного капитала

Если значение этого показателя положительное, то компания обладает достаточной финансовой самостоятельностью и способна погасить свои обязательства перед кредиторами в короткие сроки;

Формула 2. Расчет коэффициента автономии

Общепринятая норма данного коэффициента составляет 0,4–0,6, однако на практике можно допустить и минимальное значение, равное 0,25;

В российской практике среди производственных предприятий и торговых компаний достаточно редко встречаются те, которые полностью удовлетворяют перечисленным требованиям. Поэтому лучше гибко подходить к принятию решений на этом основании. Целесообразно ввести вес для каждого показателя и во внутренней политике компании определить минимально допустимую сумму баллов (подробнее о том, как разработать систему балльной оценки покупателей, см. Как оценить кредитоспособность контрагента).

В этом случае перед тем, как принять решение о том, стоит ли предоставлять отсрочку платежа покупателю, нужно провести оценку его кредитоспособности (см. таблицу. Оценка кредитоспособности покупателя):

Предположим, внутренней политикой компании установлено, что кредитоспособными считаются покупатели, сумма баллов которых превышает 0,5. В этом случае клиент, набравший 0,7 балла, может рассчитывать на отсрочку платежа.

Декларация по налогу на добавленную стоимость позволяет рассчитать долю вычетов за отчетный период. В сложившейся практике налоговые органы используют этот показатель в том числе для выбора предприятий, подлежащих проверке. Если у потенциального клиента доля вычетов выше среднеотраслевых значений (особенно выше 90%), это косвенно свидетельствует о том, что он искусственно занижает налоговые платежи. В совокупности с информацией о регистрации компании-покупателя менее года назад можно сделать вывод, что сотрудничество с таким клиентом будет сопряжено с высоким риском.

Изучение информации из прочих источников. Не стоит принимать решение, основываясь лишь на данных финансовой отчетности и налоговых деклараций. Не менее важно удостовериться в отсутствии судебных исков против потенциального клиента. О текущих разбирательствах можно узнать на сайте арбитражного суда. Компании, стремящиеся сохранить свою деловую репутацию, как правило, стараются урегулировать споры мирным путем, не доводя до суда.

Значительный вклад в общую оценку кредитоспособности клиента может внести информация, полученная от его деловых партнеров (как покупателей, так и поставщиков). Чаще всего при наличии негативных фактов деловые партнеры готовы рассказать об опыте сотрудничества с потенциальным клиентом. Для формирования наиболее объективной картины необходимо получить информацию хотя бы от двух или трех контрагентов, с которыми компания-покупатель работала в течение последнего года.

Еще один полезный источник – сайты, публикующие сведения о недобросовестных контрагентах. Среди них есть как официальные, например, реестр недобросовестных поставщиков ФАС России, так и неофициальные, к примеру, «Центр долгов», реестр недобросовестных контрагентов ФГУП «Охрана» МВД России, реестр должников от «Деловой России» (подробнее о том, как проверить потенциального покупателя, см. Как контролировать договорную работу).

Александр Оловянишников , финансовый директор ЗАО «КФ "Красная Звезда"»

Порядок оценки кредитоспособности покупателей следует зафиксировать во внутреннем регламентирующем документе. Его детализация и уровень требований к клиентам будет зависеть от многих факторов, в том числе от конкуренции на вашем рынке, от размера компании и порядка принятия решений, от специфики клиентов. Помимо перечня показателей, следует определить их предельно допустимые значения, сроки принятия решений и ответственных лиц на каждом этапе. Как показывает опыт, чтобы документ действительно стал рабочим, он должен содержать в себе показатели и информацию, которую реально получить, не должен быть громоздким и слишком сложным, он должен периодически пересматриваться исходя из изменения внешней среды компании. Трудоемкость всех процедур в рамках методики должна быть оправданна, чтобы принятый регламент помогал в работе и не становился препятствием на пути развития предприятия.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.