Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Как создать скоринговую систему оценки надежности контрагентов

Решение о предоставлении отсрочки платежа должно основываться на оценке кредитоспособности контрагента. Сама идея проста и понятна, сложности возникают с ее реализацией на практике.

Чтобы проанализировать финансовое состояние покупателя и сделать вывод о том, можно ли ему верить в долг, необходимо следующее. Первое: обеспечить сбор данных о потенциальном дебиторе. Второе: создать эффективный инструмент оценки.

При этом должен выполняться еще один важный критерий – простота механизма оценки кредитоспособности. Для внедрения сложной комплексной многофакторной модели нужно время, средства, дополнительные сотрудники, а в идеале и информационная система. Чтобы избежать серьезных трат и получить результат в кратчайшие сроки, можно использовать несложные двухфакторные модели оценки платежеспособности клиента.

Оценку контрагентов вполне оправданно проводить по следующим показателям: рентабельность активов и коэффициент текущей ликвидности.

Формула 1. Расчет рентабельности активов

Формула 2. Расчет коэффициента текущей ликвидности

Убедить заинтересованного в льготных условиях контрагента предоставить данные бухгалтерской (управленческой) отчетности и рассчитать два показателя не составит труда. Вопрос в том, какими должны быть значения этих коэффициентов, чтобы покупателю можно было смело предоставлять отсрочку платежа.

Для решения этой задачи придется поднять архивы (или начать собирать статистику по контрагентам – аналог кредитной истории, которую ведут банки (подробнее о формировании и использовании отчетности по состоянию дебиторки см. Как контролировать состояние дебиторской задолженности) и выяснить, кто из покупателей постоянно опаздывает с погашением дебиторки, а кто – нет.

Далее для каждого контрагента рассчитать текущую ликвидность и рентабельность собственного капитала на основании данных предоставленной ими бухгалтерской отчетности.

Имея на руках эти данные, можно построить карту платежеспособности контрагентов (см. схему. Карта платежеспособности контрагентов). По вертикальной оси – значения показателя текущей ликвидности, по горизонтальной – рентабельности активов. Причем все компании, погасившие дебиторскую задолженность, обозначаются знаком плюс, остальные – минус.

 

Следующий шаг – проложить на карте платежеспособности линию, которая отделит всех (или почти всех) «положительных» контрагентов от «отрицательных».

В нашем случае (см. схему. Карта платежеспособности контрагентов) четко отделить дебиторов, строго исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, от злостных неплательщиков не удалось. По одну сторону от разграничительной линии среди «отрицательных» компаний оказался один контрагент со знаком плюс, а по другую, где большинство «положительных» – два со знаком минус. Но это неплохой результат, закономерность легко прослеживается. Это свидетельствует о том, что финансовые показатели для создания скоринговой модели были выбраны правильно. Если же разделить контрагентов на две группы линией не получается, имеет смысл использовать другие коэффициенты, характеризующие кредитоспособность компаний-дебиторов.

Остается определить уравнение, описывающее поведение разграничительной линии.

В случае с приведенной на схеме картой платежеспособности контрагента уравнение прямой будет выглядеть следующим образом: рентабельность активов + 10 × коэффициент текущей ликвидности = 12. Иначе говоря, опираясь на собранную статистику и карту платежеспособности контрагентов можно сделать следующий вывод: все контрагенты, у которых индекс кредитоспособности выше 12, могут пользоваться отсрочкой платежа, так как с высокой степенью вероятности погасят свой долг. Для создания скоринговой модели этой информации достаточно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.