text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как построить работу с банком-нерезидентом

Иностранные дочерние подразделения есть у многих российских компаний, и подавляющее большинство зарегистрировано на территории офшоров. Как правило, именно зарубежные «дочки» открывают счета в иностранных банках, расположенных за пределами России. Цель – упрощение расчетов с контрагентами, например, если речь идет об иностранной дочерней компании, занимающейся закупками сырья (товаров или услуг) за рубежом, а в ряде случаев – сравнительно законные схемы оптимизации налогообложения.

Чем грозит расхождение фактических данных с анкетой клиента

Реальные сложности у клиента иностранного банка могут возникнуть еще на этапе открытия счета, если при личном общении с представителем банка он начнет отклоняться от показаний, изложенных в анкете. Часто подобные отклонения связаны с завышением оборотов по счету по сравнению с теми, что были задекларированы. Это грозит тем, что счет просто не откроют. Возможна и такая ситуация: уже после открытия счета компания попытается провести более крупные транзакции, чем намеревалась. Первый же такой платеж будет заблокирован, а банк потребует объяснений. Не готовый к подобному развитию событий представитель компании нередко начинает представлять банкирам путаные сведения, только ухудшая ситуацию.

Правда, если банкиры сочтут, что имела место просто ошибка при заполнении анкеты, а клиент сможет представить положительные отзывы от другого обслуживающего банка, аудитора или консультанта, который сопровождает его бизнес, то платеж могут провести, а лимит по счету – увеличить (после представления массы справок и договоров).

Еще большими рисками чревато указание в анкете клиента неверного вида деятельности. Если после открытия счета вместо, например, торговли товарами народного потребления клиент заявит о планах по осуществлению клиринговых расчетов, счет заблокируют, как и в предыдущем случае. Позиция иностранного банка, как правило, такова: благонадежный клиент не должен подменять один вид деятельности другим, ведь именно так действуют «технические» компании, используемые для ухода от налогов и вывода капитала.

Пример несоответствия реальной деятельности сведениям, указанным в анкете на открытие счета

Эдуард Савуляк , директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.

Компания, специализирующаяся на поставках товаров народного потребления из Европы в Россию, решила выделить из своего бизнеса направление, ответственное за закупки продукции на внешнем рынке, и зарегистрировала для этой цели дочернюю компанию на Кипре. Счет этой компании был открыт в одном из крупнейших банков Прибалтики, видом деятельности в анкете клиента указали «торговлю товарами народного потребления, а именно сантехникой, ламинатом, паркетной доской». Среди аффилированных лиц дочерней компании никакие структуры указаны не были. Чтобы приступить к работе, «дочке» потребовались оборотные средства в размере 1 млн евро, которые были ей предоставлены в виде займа от белизской компании, по факту еще одной дочерней структуры. Получив эти деньги на свой счет, первая «дочка» лишь 200 тыс. евро направила на расчеты с контрагентами (закупку товара), а 800 тыс. евро попыталась в виде займа направить материнской компании.

Службой внутреннего контроля банка платеж был заблокирован, от клиента потребовали объяснить, на каком основании он занимается финансовой деятельностью (получение и выдача займов), имеет ли на то соответствующую лицензию. Только после того, как сотрудники службы внутреннего контроля банка получили письменные объяснения о сути операций, о том, что трое участников транзакции «являются связанными сторонами», что «подобные финансовые транзакции – явление разовое», платеж был осуществлен.

Почему опасно использовать номинального бенефициара в работе с банками-нерезидентами

Еще несколько лет назад вопросы о реальном собственнике позволяли себе задавать лишь самые крупные зарубежные финансовые институты. Теперь нежелание компании раскрыть истинного владельца может обернуться отказом в открытии счета, причем даже в традиционных офшорах.

Не желая раскрыть конечного владельца бизнеса, компании часто указывают в его качестве подставное лицо. Для подобных случаев у служб безопасности иностранных банков есть отработанный механизм проверки достоверности данных (подробнее о том, как быстро оценить достоверность отчетности, см. Как обнаружить умышленные искажения в отчетности контрагента). Конечно, нельзя исключать, что подмена реального владельца номинальным удастся. Но безопаснее, конечно, воспользоваться корректным инструментом – трастом (фондом). Суть сводится к тому, что истинный владелец передает свои активы учрежденной трастовой (управляющей) компании, которая и управляет ими в пользу бенефициара. При этом истинный владелец практически ничем не рискует – права учредителя траста защищены законодательством и трастовым договором.

Пример использования номинального бенефициара при открытии счета в иностранном банке

Эдуард Савуляк , директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.

Бенефициаром по счету в кипрском банке офшорной компании был указан один из ее рядовых сотрудников. На этапе открытия счета представленная информация по бенефициару банк устроила. Счетом компания благополучно пользовалась целый год. Через год банк для обновления информации по клиентам запросил последнюю коммунальную платежку (квитанция об оплате коммунальных услуг на последнюю дату служит своеобразным подтверждением банку, что клиент жив-здоров) от номинального владельца и копию его паспорта. Казалось бы, ничего страшного, однако сотрудник к тому времени уже несколько месяцев в этой компании не работал, и найти его не было никакой возможности. Истинный бенефициар компании обратился в банк напрямую, решив отказаться от любых нелегальных решений проблемы, таких как нотариальное заверение поддельной коммунальной платежки или смена задним числом акционера. В итоге владельцу бизнеса удалось доказать свои права, но пользоваться счетом он смог лишь спустя пару месяцев.

Какие операции по счету, открытому в зарубежном банке, могут вызвать подозрения

К блокировке платежа могут привести сомнения банка в истинном назначении операции по счету. Грубо говоря, при выручке в 20 млн. долл. США компания платит 10 млн долл. США за маркетинговые услуги. Подобные транзакции на практике блокируются, несмотря на имена и регалии компании. Без личного посещения банка руководством компании и соответствующих пояснений здесь не обойтись и для разблокировки счета придется приложить массу усилий. И даже если банк все устроит, то все операции клиента впредь будут контролироваться особенно тщательно. Кстати, и отношение к агенту клиента изменится в худшую сторону.

Если компании предстоит какой-то нетипичный платеж или появляется новый вид деятельности, о котором не было известно банку, безопаснее предупредить банкиров заранее, до того как перечислять средства. Возможно, банк потребует заново заполнить анкету, представить дополнительные документы, но это сделать проще, чем потом спасать зависшие на счете деньги. Хотя на практике бывают случаи, когда компания просто не располагает всеми материалами, которые может потребовать банк. Это стоит учесть, выбирая обслуживающую кредитную организацию. Самые требовательные в этом плане – европейские банки, а наиболее лояльные – банки Кипра (см. таблицу Особенности банков некоторых стран).

Услуги и тарифы* Преимущества Недостатки
Кипр 

Классический банкинг (обычный набор услуг)

Плата за ведение счета: нет

Переводы: 0,1–0,15%

Конверсия: 0,5–1%

Открытие счета: около 20 дней 

Условие о неснижаемом остатке на счете: нет

Русскоязычный персонал

Низкие тарифы и комиссии

Лояльность к документальному подтверждению платежей в пределах 300–500 тыс. евро

Интернет-банкинг: лишь у некоторых банков

Хронические (на 2–3 дня) задержки зачисления платежей

Требование представить рекомендации другого банка и все учредительные документы 

Лихтенштейн

Классический банкинг

Инвестиции на рынке ценных бумаг

Плата за ведение счета: от 500 евро в год

Переводы: 0,125%

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 18 дней 

Русскоязычный персонал

Либеральные условия по неснижаемому остатку

Реальный режим банковской тайны 

Интернет-банкинг: только режим просмотра счета, но не управление им

Требование представить все учредительные документы на всех директоров (акционеров) компании

Дания, Голландия 

Классический банкинг

Плата за ведение счета: от 200 евро в год

Переводы: 3–40 евро/операция

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 20 дней

Интернет-банкинг

Условие о неснижаемом остатке на счете: нет

Русскоязычный персонал

Реальный режим банковской тайны 

Огромное количество документов и рекомендаций для открытия счета

Обязательное посещение личного нотариуса банка в Москве

Австрия 

Инвестиционный банкинг

Привлечение финансирования, IPO

Классический банкинг – побочная услуга

Плата за ведение счета: от 60 евро в год

Переводы: 0,25% (по Европе бесплатно)

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 21 день

Реальный режим банковской тайны

Широкий спектр услуг 

Интернет-банкинг: отсутствует

Ориентированы на крупных клиентов, крайне жесткий отбор

Запрос любых дополнительных документов

Высокие требования по минимальным остаткам на счете (200–500 тыс. евро) 

Швейцария 

Инвестиционный банкинг

Привлечение финансирования, IPO

Классический банкинг – побочная услуга

Плата за ведение счета: от 60 долл. в год

Переводы: 5–25 долл. /шт.

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 14 дней

Интернет-банкинг

Реальный режим банковской тайны

Широкий спектр услуг 

Ориентированы на крупных клиентов, крайне жесткий отбор

Запрос любых дополнительных документов

Русскоязычный персонал: редко

Высокие требования по минимальным остаткам (300–500 тыс. долл.)

Практикуют личные собеседования

Гонконг 

Классический банкинг, инвестиции на рынке ценных бумаг

Плата за ведение счета: нет

Переводы: 5–50 долл. /шт.

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 16 дней

Условие о неснижаемом остатке на счете: нет

Открытие счета: 16 дней

Реальный режим банковской тайны

Открывают счета только гонконгским компаниям

Ограничения на исходящие транзакции (65–700 тыс. долл.), лимит можно увеличить только при личном посещении банка 

Англия 

Классический банкинг, инвестиции на рынке ценных бумаг

Плата за ведение счета: нет

Переводы: 5–50 долл. /шт.

Конверсия: 0,3–0,7%

Открытие счета: 16 дней

Условие о неснижаемом остатке на счете: нет

Интернет-банкинг

Реальный режим банковской тайны

Большой объем документов, перечень которых не закрыт

Может потребоваться выезд в Англию

Только англоязычный персонал 

* Приведены усредненные размеры тарифов и перечни услуг.

Попытки работать по счету в универсальном режиме, к примеру, используя инвестиционный счет для текущих расчетов, также вызовут у иностранных банков крайнее раздражение. В России все привыкли к универсальности обслуживающего кредитного учреждения. Сложно представить, что компании с оборотами в сотни миллионов долларов какой-нибудь российский банк заявит о невозможности открытия текущего или расчетного счета, поскольку специализация банка – сберегательные и инвестиционные услуги (подробнее о работе с российским банком см. Как выбрать банк для расчетно-кассового обслуживания).

При этом для европейских банков подобная практика отказов в порядке вещей. Правды ради стоит сказать, что часто иностранные банкиры поначалу смиряются со свалившимися поступлениями и даже могут разрешить несколько подобных операций. Но при этом будут максимально затягивать процесс исполнения или зачисления таких платежей, чтобы клиент сам понял – это ему невыгодно.

Эдуард Савуляк , директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.

Почти три месяца потребовалось мебельной компании на то, чтобы открыть счет в одном из самых престижных австрийских банков. Компания планировала позаимствовать крупную сумму на развитие бизнеса. При этом банк настаивал на сохранении неснижаемого остатка в размере 600–800 тыс. евро, такие деньги у компании имелись.

Проблемы начались с первым же поступлением на счет: основание платежа «за корпусную мебель» австрийским банкирам было категорически непонятно. Как выяснилось, банк открыл клиенту сберегательный и инвестиционный счета, а расчетный в пакет не входил, поскольку банк подобных услуг не оказывал.

Учитывая масштаб и круг клиентов компании, только за один день на счет «нападало» почти 5 млн евро, которые никто не собирался зачислять. На выяснение отношений сторонам потребовалось три дня, за это время общая сумма предоплат перевалила за 10 млн евро, но компания по-прежнему не могла пользоваться этими деньгами: они числились у банка как ошибочно поступившие и на счет клиента не зачислялись. На четвертый день банк провел платежи, категорически предупредив, что делает это в первый и последний раз.

Как обстоят дела с электронными сервисами у иностранных банков

В российских банках большинство процессов автоматизированы, используется современная техника, высока квалификация специалистов. Напротив, крупный банк с мировым именем может, например, не предоставлять услуги дистанционного доступа к счету. Имея многовековую историю и огромное количество клиентов, именитые иностранные банки нередко предпочитают обходиться технологиями 20–30-летней давности и не тратить на модернизацию оборудования несколько миллиардов долларов.

Отсутствие системы «Банк-Клиент» может оказаться лишь верхушкой айсберга. Прямым следствием низкой автоматизации зачастую становятся и задержки платежей. Особенно часто задержки платежей на 2–3 дня позволяют себе кипрские банки. Естественно, такая практика работы не подходит компаниям, для которых вопрос ликвидности является ключевым, прежде всего занятых торговой деятельностью (ритейлеров, активных участников рынка ценных бумаг и т. п.).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.