text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как нивелировать конфликты в финансовой службе

Конфликты в финансовой службе не способствуют ее эффективности, и в силах финансового директора как руководителя свести их к минимуму. Для этого необходимо отслеживать изменения в настроении коллектива, анализировать спорные или конфликтные ситуации и принимать оперативные решения, чтобы разрешить их.

Как разрешить конфликт в финансовой службе

Открытое противостояние между сотрудниками компании возникает тогда, когда длительно не разрешается предконфликтная ситуация. Она начинает влиять на рабочие процессы: в профессиональном взаимодействии повышается градус эмоционального накала, активно проявляются межличностные отношения, возникают препирательства и переход на личности, а в процесс вовлекается все большее количество людей. В результате руководитель рискует потерять контроль в управлении отделом. Чтобы предотвратить это, ему необходимо:

Последовательное выполнение этих шагов позволит рассмотреть конфликт системно, не занимая ни одну из сторон, а затем продуктивно разрешить противоречие между сотрудниками.

Стратегическая позиция руководителя в конфликте. Приступая к урегулированию конфликта, финансовому директору сначала необходимо выбрать стратегию своего участия в нем. Он может ориентироваться:

Карта конфликта. Составляя карту конфликта (см. пример в таблице 1), нужно изучить сложившуюся конфликтную ситуацию и выявить все, что может усугубить противоречия. Предстоит сделать следующее:

Всю эту информацию можно представить в табличной форме – карте конфликта (см. пример в таблице 1), что позволит перевести наблюдения в рабочий инструмент для разрешения сложившейся ситуации.

Общая форма карты содержит следующие пункты:

Елена Ершова , независимый консультант

В компании «Альфа» возник конфликт между начальником административно-хозяйственного подразделения и руководителем планово-экономического отдела финансовой службы. Руководство, с одной стороны, требует оптимизации расходов, с другой – подчеркивает важность работы административно-хозяйственного подразделения, требующего финансирования. К разрешению ситуации привлекли финансового директора, он составил карту конфликта (см. таблицу 1. Карта конфликта).

Элементы конфликтной ситуации Сторона А Сторона Б
Явные участники Начальник планово-экономического отдела
П.П. Петров
Начальник административно-хозяйственного подразделения
И.И. Иванов
Второстепенные участники Главный бухгалтер
С.С. Степанова – И.И. Иванов ссылается на ее авторитетное мнение по рассматриваемому вопросу
Заместитель директора
Н.Н. Николаев – к его мнению апеллирует П.П. Петров на совещаниях
Причины Регулярные конфликты связаны с оснащением административно-хозяйственного отдела оборудованием Сторона А периодически не выполняет свои обязательства по финансированию отдела
Повод При очередном подведении итогов руководство резюмировало:
– планово-экономический отдел недостаточно тщательно анализирует затраты административно-хозяйственной службы;
– необходимо срочно перераспределить финансирование
После проверки руководство указало на то, что административно-хозяйственный отдел недостаточно эффективен – не обеспечивает нужды компании в полной мере. Руководитель отдела сослался на недооснащенность, причина которой – упрямство планово-экономического отдела при согласовании заявок на расходы
Позиция Ограничение финансирования административно-хозяйственного отдела и сокращение времени, которое сотрудники планово-экономического отдела уделяют его потребностям Своевременное оснащение административно-хозяйственного отдела всем необходимым – увеличение финансирования
Требования Сокращение расходов на административно-хозяйственный отдел Покупка дорогостоящих расходных материалов для оборудования
Претензии Административно-хозяйственный отдел постоянно требует денежных средств на свои расходы.
Сотрудникам планово-экономического отдела постоянно приходится анализировать необходимость и достаточность заявленного им уровня оснащения
Административно-хозяйственный отдел не может своевременно закупить необходимое оборудование на отдел, так как процедура согласования платежей занимает много времени. В результате копятся просроченные платежи
Потребности Самоутвердиться и снизить вовлеченность своих подчиненных в работу над заявками административно-хозяйственного отдела в связи с высокой загруженностью своих сотрудников текущей деятельностью Продемонстрировать руководству рвение в решении задач компании, понизить статус планово-экономического отдела.
Присутствует желание оправдать собственное бездействие недостатком финансирования – добиться больших объемов финансирования
Опасения Перерасход средств.
Высокая концентрация внимания и трата большого количества времени и человеческих ресурсов на взаимодействие с административно-хозяйственным отделом
Если расходные материалы снова не будут закуплены вовремя, работа отдела застопорится к моменту повторной проверки руководством, а значит, снизят квартальные премии
Особенности склада характера Медлительный, спокойный, обстоятельный, активность проявляет только после неоднократного напоминания Взрывной, шумный, эмоциональный, аргументация иррациональная, хочет получать все сразу, испытывает сложности с планированием
Актуальное состояние Загруженность отдела текущей деятельностью, много вакантных должностей, часть сотрудников еще в отпусках Страх финансового наказания, страх перед внеплановой проверкой деятельности руководством
Выводы руководителя Необходимо детально проработать алгоритм взаимодействия между отделами, чтобы у планово-экономического отдела проверка заявок от административно-хозяйственного отдела не отнимала так много времени, как сейчас.
Отдел недостаточно эффективно осуществляет свою деятельность, просрочивает обязательства, «забывает» о договоренностях. Эту сторону поддерживает руководство. Планово-экономическому отделу необходимо более четкое распределение сфер ответственности своих сотрудников
Необходимо детально проработать алгоритм взаимодействия между отделами, чтобы у отдела не возникало необходимости дублировать свои действия: напоминать планово-экономическому отделу об обязательствах по оплате, составлять дублирующие документы.
Следует изменить схему планирования затрат отдела и дополнить пакет необходимых документов для оснащения.
Докладывать регулярно о результатах деятельности.
Разработать четкие критерии премирования сотрудников административно-хозяйственного отдела, не зависящие от работы планово-экономического отдела, но учитывающие отладку взаимодействия сторон

Составив карту конфликта, финансовый директор получает возможность планировать дальнейшие шаги, имея представление о самой сути противоречия, исходя из комплексного понимания ситуации, отделив дополнительные факторы: служит ли камнем преткновения работа, межличностные отношения, неясность ответственности или неадекватное делегирование полномочий. Руководитель проясняет возможности собственных действий для успешного завершения конфликта.

Как финансовому директору завершить конфликт между сотрудниками своей службы

Чтобы завершить конфликт между сотрудниками, финансовому директору необходимо спрогнозировать поведение каждой стороны, провести переговоры и прийти:

Стоит помнить, что при серьезном противоборстве сторон может возникнуть новый конфликт.

Опираясь на составленную карту конфликта, необходимо оценить, как ведут себя противоборствующие стороны. Это может быть:

1) соперничество – одна сторона оценивает свои интересы в конфликте гораздо выше интересов противоборствующей стороны, ей важна победа;

2) компромисс – стратегия, в которой поведение не удовлетворяет потребности обеих сторон, но дает возможности поиска решений. Отсутствует борьба, есть взаимная договоренность и принятие некоторых обязательств;

3) уход – поведение одной стороны конфликта, проявляющееся в стремлении избегания конфликтного взаимодействия;

4) уступка – поведение, в котором стратегические интересы противоположной стороны оцениваются выше собственных;

5) сотрудничество – совместный поиск разрешения противоречий, где причины и предмет конфликта будут устранены.

Исходя из анализа стратегии поведения каждой стороны можно спрогнозировать свои действия и быстро стабилизировать ситуацию.

Варианты завершения конфликта Сторона А Сторона Б Примечание
Разрешение противоречия Сотрудничество Сотрудничество Качественное разрешение конфликта возможно только при условии сотрудничества обеих сторон. Если финансовый директор не может мотивировать стороны на такие позиции, то противоречие неминуемо возобновится
Урегулирование Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Соперничество Для урегулирования конфликта достаточно одной из сторон, которая идет на уступку, компромисс или сотрудничество. Финансовому директору нужно обратиться к этой стороне, предлагая быть более гибкой в своих требованиях, чтобы урегулировать ситуацию
Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Компромисс
Уступка
Сотрудничество
Уступка
Затухание Соперничество
Компромисс
Уступка
Уход
Сотрудничество
Уход Затухание конфликта проявится при использовании стратегии ухода одной из сторон конфликта. Как правило, это означает, что последняя опасается участвовать в конфликтной ситуации. Если финансовый директор готов к затуханию, то может это сделать, усугубив опасения одной из сторон. Однако противоречие остается и будет проявляться в дальнейшем
Перерастание в другой конфликт Соперничество Соперничество Если обе стороны конфликта соперничающие, то без смены стратегий хотя бы одной из них конфликт усугубится другим. Необходимо повлиять на стратегию хотя бы одной из сторон для возможности разрешения текущей ситуации

Составив прогноз исхода конфликта, можно приступить к переговорам с каждой стороной. Пригодятся следующие приемы:

Елена Ершова , независимый консультант

В процессе разрешения конфликта в компании «Альфа» между начальником административно-хозяйственного подразделения и руководителем планово-экономического отдела финансовый директор разработал карту (см. таблицу 1. Карта конфликта). Далее, проанализировав полученные сведения, определил стратегии поведения каждого руководителя и нашел оптимальный способ разрешения ситуации.

Учитывая, что руководитель планово-экономического отдела готов к сотрудничеству, финансовый директор путем переговоров нашел компромисс с начальником административно-хозяйственного отдела.

В результате решили:

Елена Ершова , независимый консультант

Особенности характера сотрудников влияют на течение их совместной работы, они основа эффективного общения и устойчивых результатов деятельности либо благодатная почва для постоянных конфликтов. Чтобы нивелировать негативное влияние личностных особенностей, желательно учитывать их при формировании команды, делегировании полномочий или распределении ответственности. Принимая во внимание специфику темперамента, можно добиться большей эффективности в процессе работы и более высоких результатов, так как будет сглажена масса вопросов, к примеру, о разделении задач, ритме работы и качестве ее выполнения.

Изучить темперамент сотрудников финансовый директор может исходя из совместной работы, личного общения, наблюдения за демонстрацией эмоций. Для приблизительной оценки достаточно оценить такие параметры, как скорость работы, отношение к изменениям условий, отношение к неудачам, легкость в соблюдении дисциплины, способность к продуктивной деятельности при высокой нагрузке, быстрота угасания интереса к выполнению задач.

Холерики вспыльчивы, в работе скорость предпочитают качеству, бессистемны, легко отвлекаются. Для них важно эмоциональное отношение к занятию. Они нарушители норм и дисциплины, в длительных нагрузках быстро утомляются. В конфликте проявляются эмоционально и агрессивно, выстраивают сложные отношения с людьми, высоко себя оценивают, в неудачах ищут виноватых.

Сангвиники гибкие в общении, нетерпеливые, ответственные. В работе сочетают скорость и качество на высоком уровне при наличии интереса, самостоятельны, испытывают трудности в соблюдении жестких требований, открыты к инновациям, легко взаимодействуют с другими.

Флегматики спокойны и уравновешенны, методичны и расчетливы, сосредоточенны, не отвлекаются по пустякам. Их деятельность ритмичная. Они испытывают трудности в овладении новым. В конфликте скрытны, не высказывают мнения, вступать в коалиции отказываются, как и не спешат обозначать собственную позицию.

Меланхолики тревожны и нерешительны, им необходима поддержка других людей. Следуют инструкциям и аккуратны, болезненно реагируют на неполадки. Избегают ответственности и боятся любого контроля. Подвержены влиянию других и стремятся избегать неудачи.

Исходя из темпераментов сотрудников между ними возможно следующее взаимодействие:

Характер взаимодействия сотрудников можно представить в виде матрицы (см. таблицу 3. Матрица продуктивности взаимодействия сотрудников).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.