text
Журнал

Что выгоднее: ликвидировать или продать компанию

Определить, что выгоднее: продать или ликвидировать компанию, можно, сопоставив прогнозную стоимость этих вариантов и сроки их выполнения.

Во сколько обойдется ликвидация компании

Чтобы определить стоимость ликвидации компании, нужно подготовить план обязательных мероприятий, которые нужно реализовать в рамках этой процедуры. Их состав зависит от специфики деятельности, количества сотрудников и общей суммы обязательств.

Кроме обязательных действий, определенных законодательно (например, уведомление в СМИ о предстоящей процедуре, составление промежуточного ликвидационного баланса), в ходе ликвидации компании предстоит:

Погашение обязательств. Это ключевое мероприятие в ходе ликвидации компании. От возможности погасить все долги за счет собственных средств зависит способ самой ликвидация – через суд или нет. Определяя общую сумму долгов, которую нужно выплатить, важно учесть и очередность их погашения, и порядок расчета.

Очередность погашения обязательств строго регламентирована. Сначала нужно закрыть все долги перед сотрудниками, получившими увечья на производстве или профзаболевания. Информацию о таких сотрудниках можно уточнить в ФСС России. Затем нужно рассчитать сумму капитализированных платежей, которые предстоит им выплатить. Как правило, они существенны. И если в компании несколько таких сотрудников, в бюджет планируется включить несколько миллионов рублей, что может себе позволить далеко не каждая ликвидируемая компания.

Кроме этих обязательств, нужно спланировать и погашение задолженности по зарплате перед сотрудниками. Разумеется, с учетом выходных пособий, положенных при увольнении в связи с ликвидацией. При этом важно учесть возможность компании уволить сотрудников по собственному желанию или же путем перевода в другую компанию (без выходных пособий).

Далее нужно спрогнозировать сумму задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (третья очередь). А затем учесть долги перед остальными кредиторами (четвертая очередь – обязательства перед поставщиками и подрядчиками, банками).

Если прогноз показывает, что сумма обязательств превышает денежные средства на расчетных счетах, предстоит планировать погашение долгов за счет реализации всех остальных активов ликвидируемой компании. Если же после расчета ориентировочной стоимости ее имущества станет ясно, что его не хватит на покрытие долгов, ликвидацию придется проводить через суд, путем признания компании несостоятельной (банкротом).

Поэтому при выборе между ликвидацией и продажей бизнеса в подобной ситуации лучше выбрать второй вариант (лучше для собственников), если есть такая возможность (предложения о покупке). Нередко находятся покупатели и для таких компаний. Они готовы расплатиться по всем их долгам, вложиться в производство и вывести бизнес на конкурентный уровень.

Прекращение основной деятельности. Эту меру не всегда можно реализовать оперативно. Например, сложные поточные производства проще передать другому собственнику, чем остановить их деятельность Консервация, а затем новый запуск могут повлечь существенные затраты. В таких случаях оптимально продать целиком имущественный комплекс (как бизнес), не останавливая работу. Если же основная деятельность компании не зависит от сложного оборудования (например, услуги, торговля и др.), этот критерий не может стать решающим при выборе оптимального сценария ее закрытия.

Увольнение сотрудников. Если к моменту выбора оптимального сценария в компании работает большой штат сотрудников, ликвидация ей может обойтись дорого, поскольку всем им придется выплачивать выходные пособия (при расчете затрат на ликвидацию это мероприятие можно учитывать отдельно, при условии что такие затраты не включили в общую сумму обязательств). В этом случае оптимальным решением будет продать бизнес, не увольняя сотрудников. Если же в этой компании трудится незначительное число персонала, ее ликвидировать будет проще.

Продажа имущества. В рамках ликвидации компании имущество реализовывают, если не хватило свободных денежных средств на погашение обязательств, а также для выплаты долей собственникам. Если компания обладает существенным имущественным комплексом, как правило, предпродажная подготовка может занять длительное время (например, 6−12 месяцев) и будет стоить немало (например, расходы на инвентаризацию, подготовку технических и кадастровых паспортов, судебные издержки на подтверждение права собственности на постройки в суде и др.). В таких случаях оптимально все же бизнес продавать целиком, чем ликвидировать.

Как определить затраты на подготовку компании к продаже

Спрогнозировать затраты на подготовку компании к продаже можно по стоимости мероприятий, обязательных в ходе этой процедуры.

В число основных из них, требующих не только денежных, но и временных затрат, например, можно включить:

Инвентаризация. Это первое мероприятие, которое предстоит реализовать при подготовке компании к продаже. Ее можно провести собственными силами, без дополнительных расходов (в рамках основных обязанностей сотрудников компании), но только если бизнес не очень большой. Если к продаже готовят солидный имущественный комплекс, без привлеченных специалистов не обойтись (подробнее об этом см.  Как передать инвентаризацию на аутсорсинг).

Проверка может занять длительный срок (например, от трех месяцев до полугода). Стоимость услуг на проведение инвентаризации будет зависеть от условий договора (подробнее об этом см.  Что проверить в договоре на аутсорсинг инвентаризации), а также от специфики и масштабов имущества.

Предпродажная подготовка имущества. Если предприятие некрупное (например, обладает небольшим количеством внеоборотных активов), то предпродажная подготовка (подробнее об этом см.  Как подготовить компанию к продаже) не займет много времени и затраты будут незначительными. Если же в собственности компании множество внеоборотных активов, к примеру, недвижимое имущество, понадобится значительное время и средства для оформления технической документации, а при необходимости проведение текущего или капитального ремонта отдельных активов.

Оценка бизнеса. Для определения рыночной стоимости действующего бизнеса предстоит его оценить (подробнее об этом см.  Как определить стоимость бизнеса с использованием трех подходов к оценке). Для этих целей привлекают независимых оценщиков, стоимость услуг которых может зависеть от размера имущественного комплекса. Например, чем больше объектов недвижимости, тем будет дороже стоить оценка, которая к тому же может отнять от одного месяца до полугода (в зависимости от готовности технических документов, кадастровых паспортов и др.).

Аудиторская проверка. Она может быть инициирована будущим покупателем компании, за его счет. Тем не менее собственники компании, готовя к продаже свой бизнес, могут привлечь внешних специалистов для приведения в порядок финансовой отчетности компании в преддверии предстоящей проверки. Эта подготовка также может отнять значительное время (например, от одного до трех месяцев). В зависимости от сложности ситуации (например, корректность исходной отчетности) будет отличаться и стоимость услуг.

Как выбрать между ликвидацией и реализацией компании

Сопоставить процедуры ликвидации и продажи бизнеса можно по прогнозной сумме затрат и срокам проведения. При этом придется учесть масштаб компании, специфику деятельности и пожелания сособственников. Финансовому директору важно детально прогнозировать затраты на реализацию каждого из сценариев и правильно их сравнить. Сделать это можно, к примеру, сформировав таблицу, где следует отразить стоимость и срок реализации всех мероприятий в каждой из процедур (см. таблицу. Сравнение затрат на ликвидацию и продажу компании).

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «АРСЭ Консалтинг»

Собственники производственно-торговой компании решили прекратить этот бизнес и разделить между собой имущество. Они выбрали два способа реализовать задуманное: ликвидировать компанию, а оставшиеся активы распределить между собой или продать бизнес, а вырученные деньги от продажи поделить. Чтобы выбрать между ними оптимальный, они поручили финансовому директору рассчитать, во сколько обойдется каждый и сколько времени потребует.

Финансовый директор выяснил, что денежных средств на счетах компании не хватит для погашения всех ее обязательств в ходе ликвидации. Для реализации этой процедуры понадобится провести инвентаризацию активов и оценить те из них, продажа которых позволит покрыть недостающую разницу (два станка, которые не нужно ремонтировать). Что касается мероприятий, связанных с реализацией компании целиком, в их состав он также включил предпродажную подготовку (в т. ч. ремонт остальных станков и оформление кадастровых паспортов на здания), оценку стоимости бизнеса и аудит. Затем он сопоставил сроки выполнения каждого из сценариев и рассчитал общую сумму предстоящих затрат на них (см.  таблицу).


п/п
Мероприятия Ликвидация бизнеса Продажа бизнеса
Необходимость проведения мероприятия Срок реализации, мес. Стоимость реализации, тыс. руб. Необходимость проведения мероприятия Срок реализации, мес. Стоимость реализации
1 2 3 4 5 6 7 8
2 Погашение всех обязательств (без учета выходных пособий при увольнении) Да 2 1000 Нет 0 0
3 Прекращение основной деятельности (остановка и консервация производства) Да 5 200 Нет 0 0
4 Инвентаризация Да 1 0 Да 1 0
5 Увольнение сотрудников (сумма выходных пособий при увольнении) Да 3 1500 Нет    
6 Предпродажная подготовка Нет 0 0 Да 3 300
7 Оценка имущества, подлежащего продаже Да 1 50 Да 3 200
8 Реализация активов для расчета по обязательствам (при нехватке денежных средств) Да 3 20 Нет 0 0
9 Аудиторская проверка Нет 0 0 Да 3 150
  Итого   9 * 2770   6 ** 650

* Срок ликвидации определен с учетом последовательности мероприятий. Поскольку действия из строк 3, 4, 5 и 7 проводятся одновременно, периоды их реализации не складывали, а выбрали самый длительный из них – пять месяцев (стр. 3). Затем его прибавили к периоду проведения мероприятия из строк 8 и 2. В итоге прогнозный срок реализации ликвидационных процедур составил девять месяцев (5 мес. + 3 мес. + 1 мес.).

** Период проведения мероприятий, связанных с продажей бизнеса, рассчитывали по той же схеме, что и для ликвидации. Предположили, что инвентаризация совпадет с предпродажной подготовкой (ремонтом оборудования, оформлением техдокументации) и аудиторской проверкой, то есть все эти мероприятия могут занять три месяца. Поскольку оценка бизнеса возможна после завершения предпродажной подготовки, то срок ее окончания, как и период реализации всех мероприятий, составит шесть месяцев (3 мес. + 3 мес.).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.