text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как отразить в бюджетах специфику производственных процессов

Планирование и учет производственных процессов тесно связаны с финансовым планированием и управленческим учетом, поскольку бюджеты (особенно на промышленных предприятиях) формируются именно на основе первичных документов, возникающих в этих процессах. Верно и обратное: плановые значения производственных показателей могут зависеть от того, каких финансовых результатов требуется достичь. Поэтому одна из ключевых задач финансового директора в производственной компании – наладить стыковку между этими двумя контурами.

В общем случае производственное планирование (и учет) рассматривают в четырех разрезах:

Как выбрать горизонты для производственного планирования

Планировать производство, в том числе с привязкой к финансам, удобно с использованием трех основных горизонтов:

Объемно-календарное планирование. Это укрупненная оценка объема выпуска продукции и связанных с ним показателей на год, квартал или (реже) месяц. На этом этапе оперируют стоимостными показателями, а если и натуральными, то по крупным номенклатурным группам. Задача объемно-календарных планов – выявить способность предприятия выпустить требуемое количество продукции и спрогнозировать финансовый результат от этого. Такое производственное планирование легко совместить с системой бюджетов компании. Их взаимосвязь представлена на схеме 1.

На схеме 1 видно, что:

Параллельно составляют бюджеты с финансово-экономическими показателями:

Оперативное планирование. Предполагает расчет точных объемов выпуска и необходимых для этого затрат ресурсов по конкретным номенклатурным позициям. Горизонт такого планирования – чаще всего месяц с разбивкой по дням. Планы составляются с учетом организационного (цеха, участки, склады, подразделения) и технологического аспектов. Для стыковки производственных и бюджетных показателей на предприятии важно наладить процедуру планово-учетного документооборота (см. схему 2. Комплексный планово-учетный документооборот производственного предприятия). Оперативные производственные планы могут вызвать корректировку бюджетов за месяц (например, в части уточнения плановых затрат).

Посменное планирование. Это самый детальный и точный вариант формирования планов. На этом уровне устанавливают не просто требуемый объем выпуска, но и решают, кто конкретно (мастер, рабочая смена, конкретный рабочий) на каких участках и по какому графику выпустит продукцию. Периодичность такого планирования – смена внутри рабочего дня и даже жестко заданные часы. Непосредственно на бюджеты планирование такого уровня влияет нечасто, поскольку для бюджетирования дискретность меньше дня, как правило, не используется. Однако если, например, посменные планы предусматривают большой объем сверхурочных работ, это нужно отразить в бюджете зарплаты следующего месяца.

Как учесть технологию производства при его планировании и бюджетировании

Формируя производственные планы на каждом из горизонтов (особенно при оперативном и посменном планировании), необходимо учитывать технологию производства, используемую на предприятии (или ту технологию, которую оно может достаточно быстро внутри года освоить).

Технология производства влияет на бюджетные процессы с двух сторон:

Как влияет организационная структура предприятия на производственное планирование и бюджетирование

Одна и та же производственная технология, применяемая на предприятиях с разной организационной структурой, будет реализована по-разному. И, соответственно, по-разному будут составляться бюджеты.

Например:

Как отразить в бюджетах специфику позаказного и серийного производства

Планирование выпуска одной и той же продукции в общей серии или по конкретным заказам следует организовывать по-разному.

Нередко производственные мастера планируют и учитывают продукцию как серийную, хотя она изготовляется для определенного заказчика и по конкретному договору. Значит, и затраты, и прочие показатели нужно формировать в разрезе этих аналитик, а не просто по виду продукции и номеру серии. Иначе невозможно оценить эффективность конкретного проекта, прибыльность клиента, правильно калькулировать цены.

Тем не менее серийное бюджетирование также необходимо, поскольку позволяет:

Выход есть – наладить бюджетный процесс на производственном предприятии по двум сценариям: классическое планирование – по подразделениям (центрам финансовой ответственности), проектное планирование – по договорам и клиентам. При таком подходе на каждый период (год, квартал, месяц) составляются бюджеты по ЦФО. Внутри периода, когда стартует тот или иной проект, по нему планируются данные с детализацией по заказам. В зависимости от продолжительности проекта план по нему может охватывать период как внутри года (квартала), так и превышать его. Этот подход позволяет относительно легко включать в общую систему классических бюджетов дополнительные данные о вновь стартовавших проектах.

Чтобы реализовать это технически, можно, например, в бюджетные документы добавить дополнительные аналитики: «Сценарии по ЦФО» и «Сценарии по проектам».

Порядок планово-учетного документооборота в производстве, учитывающий одновременно технологические, организационные и проектные аспекты, представлен на схеме 2 и в дополняющей ее таблице.

Нумерация ключевых для этой схемы бюджетных документов и их характеристики раскрыты в таблице.

На схеме 2 видно, что производственный процесс и связанный с ним поток плановых и учетных документов стартует от принятия материалов со стороны отдела технического контроля. При этом (с точки зрения документов) внешний заказ покупателя превращается во внутренний заказ на производство. Затем материалы и комплектующие хранятся и обрабатываются на складах, после чего включаются в процесс обработки и изготовления продукции. Предприятие пользуется производственными услугами сторонних организаций. Каждое движение внутри процесса сопровождается оформлением соответствующего документа, планирующего и фиксирующего очередную стадию накопления затрат и появления изделия. В общем случае должна быть предусмотрена возможность переноса материалов, полуфабрикатов и затрат между блоками, готовыми изделиями и заказами. Производственный процесс завершается выпуском изделия и закрытием внутреннего заказа, который, в свою очередь, закрывает внешний заказ.

Бюджетные документы Документ-основание (операция)
Номер и вид (операция) Назначение документа
1. Задание на производство Хранение информации о согласованных параметрах для сравнения в дальнейшем с фактическими данными 13. Заказ основной (внешний)
21. Расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) для управленческого учета
2. Скорректированное задание на производство Хранение информации о параметрах, подлежащих изменению (дополнению) 1. Задание на производство
14. Служебная записка
21. Расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) для управленческого учета
3. Требование (заявка на получение материалов) Запрос на получение необходимого количества материала в соответствии с нормативом 1. Задание на производство
2. Скорректированное задание на производство
4. Накладная на внутреннее перемещение (на передачу материалов) Хранение информации о фактически переданном количестве материала в соответствии с потребностями и учетными единицами материалов на цеховой склад или в инженерные службы 3. Требование (заявка на получение материалов)
5. Заказ-наряд Сопровождение передачи материала с цехового склада (или инженерных служб) на участок (работнику) с фиксацией технологической операции 1. Задание на производство
2. Скорректированное задание на производство
15. Маршрутно-сопроводительная карта
6. Отчет производства за смену (в т. ч. по операциям настройки и комплектации в инженерных службах) Фиксация в составе затрат стоимости не возвращенных на склад материалов, оценка затрат на выполнение операций (исходя из длительности и средней стоимости нормо-часов), фиксация выпуска деталей (полуфабрикатов) 5. Заказ-наряд
7. Накладная на внутреннее перемещение-2 Фиксация перемещения детали (блока, изделия) между участками (цехами, соисполнителями) 15. Маршрутно-сопроводительная карта
8. Выпуск продукции Фиксация окончательной передачи изделия внутреннему заказчику, закрытие внутреннего заказа для накопления затрат, обобщение информации о предварительной производственной себестоимости 1. Задание на производство
9. Закрытие внутреннего заказа (задания) Фиксация данных о выпуске изделия и его предварительной себестоимости 22. Закрытие периода
10. Закрытие основного заказа Закрытие основного заказа и сравнение фактической себестоимости с предварительной 14. Служебная записка
11. Корректировка предварительной производственной себестоимости Корректировка предварительной себестоимости до фактической себестоимости Нет документа
12. Формирование итоговой (фактической) себестоимости изделия Формирование итоговой фактической себестоимости изделия Нет документа
13. Заказ основной (внешний) Фиксация данных о выпуске изделия для конкретного заказчика в рамках договора с ним (о выполнении заказа в рамках договора) Нет документа
14. Служебная записка Внутреннее информирование о завершении заказа Нет документа
15. Маршрутно-сопроводительная карта Фиксация данных о плановых нормо-часах по операциям, выполняемым для производства изделия 17. Чертеж (конструкторская документация)
18. Спецификация (конструкторская документация)
16. Акт сдачи-приемки выполненных работ по заданиям Принятие внутренним заказчиком выполненных для него работ Нет документа
Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.