text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как планировать логистику при составлении бюджета

Расходы компании на логистику включают оплату транспортировки, хранения, страхования товаров и готовой продукции, таможенные пошлины и сборы, зарплату сотрудников, отвечающих за перевозки и хранение, и т. д.

Их плановые значения отражаются в бюджете производственно-логистических расходов, который формируется на основе прогнозов по товарообороту (закупкам и реализации), информации о ставках и стоимости услуг на доставку, хранение и т. д.

При этом, если для компании логистические расходы существенны, при планировании их следует детализировать, предварительно составив функциональные планы и бюджеты (их перечень зависит от специфики деятельности компании):

Функциональные бюджеты составляются на год с разбивкой по месяцам (или по кварталам, с помесячной детализацией данных за первый квартал), а затем консолидируются в сводный бюджет производственно-логистических расходов.

Взаимосвязь между перечисленными функциональными планами и бюджетами представлена на схеме.

 

Отправная точка при формировании логистических бюджетов производственной компании – производственно-логистическая цепочка. Она представляет собой последовательность технологически связанных производственных и (или) логистических операций, выполняемых с одной и той же партией товара. Такая цепочка отражает все операции (закупку, переработку, хранение, страхование, транспортировку), последовательность и место их совершения, а также длительность каждой из них (см. таблицу 1. Производственно-логистическая цепочка). На основании этой информации составляются функциональные планы и бюджеты: производственная программа, бюджет транспортно-экспедиторских расходов, бюджет страхования, бюджет хранения, бюджет таможенных расходов.

Производственно-логистические цепочки зависят от видов деятельности компании, имеющихся в ее распоряжении производственных мощностей, условий договоров, заключаемых с поставщиками и покупателями. Цепочки могут быть как короткими, так и длинными, различаться по видам используемого транспорта, маршрутам и т. д.

Как сформировать производственную программу и материально-стоимостной баланс

Производственная программа и материально-стоимостной баланс – взаимосвязанные планы. Производственная программа (см. таблицу 2. Производственная программа) определяет, какой объем продукции и в каком структурном подразделении будет произведен, с учетом имеющихся мощностей и технологических ограничений. Материально-стоимостной баланс (см. таблицу 3. Материально-стоимостной баланс) – это план, который отражает в натуральном и стоимостном выражении информацию об остатках, поступлении и выбытии готовой продукции. Информация о произведенной продукции попадает в материально-стоимостной баланс, и дальше ее движение отслеживается посредством этого документа. Он формируется в разрезе групп продукции, мест нахождения складов, каналов продаж.

Как планировать транспортно-экспедиторские расходы

Бюджет транспортно-экспедиторских расходов содержит информацию о том, сколько компания планирует потратить на транспортировку продукции. Перевозки могут проводиться сторонней специализированной транспортной компанией либо с использованием собственного автопарка предприятия.

Транспортировка сторонними организациями. Если для транспортировки грузов компания пользуется услугами сторонних предприятий, то ее транспортно-экспедиторские расходы определяются объемом перевозок (информацию о нем можно получить из плана продаж) и их стоимостью. Последняя зависит от следующих аспектов:

Бюджет транспортно-экспедиторских расходов компании должен содержать показатели, характеризующие данный вид перевозки и влияющие на стоимостные характеристики (см. наименование столбцов таблицы 4. Бюджет транспортно-экспедиторских расходов).

Транспортировка собственным автомобильным транспортом компании. В случае использования собственного автомобильного парка компании, для планирования транспортных расходов следует скалькулировать затраты на транспорт по следующим статьям:

Также к расходам на содержание автотранспорта будет относиться часть общехозяйственных расходов компании.

Зарплата водительского состава определяется в соответствии с действующим штатным расписанием, количеством единиц техники и данными о предполагаемых изменениях в уровне оплаты труда.

Расчет потребности в топливе и горюче-смазочных материалах проводится исходя из планируемого пробега автотранспортного средства, а также нормы и сезонности потребления топлива.

Износ автотранспортного средства определяется на основе его балансовой стоимости и нормы амортизационных отчислений.

Расходы на техническое обслуживание – исходя из технических характеристик автомобиля и рекомендованных предприятием-изготовителем норм обслуживания, а также стоимости последнего.

Издержки на ремонт автотранспорта могут планироваться на основе среднестатистических данных за прошлые периоды, как определенный процент от остаточной стоимости автомобиля или определяться по результатам диагностики. Стоит отметить, что при ремонте собственными силами в данной статье расходов следует также учесть затраты на приобретение запасных частей, расходных материалов, зарплату ремонтных рабочих, амортизацию оборудования, используемого при ремонте, а также накладные расходы. Если к ремонту привлекается сторонняя компания, стоимость ее услуг будет отражаться в статье «Услуги сторонних организаций по ремонту».

Расходы на хранение и мойку автомашин можно рассчитать исходя из потребности в данных услугах и их средней стоимости в регионе. Если же эти виды работ проводятся собственными силами, к затратам относят стоимость расходных материалов, моющих средств, зарплату с начислениями, амортизацию моющего оборудования.

Расходы на страхование автотранспорта включают как минимум стоимость обязательного страхования (ОСАГО). Она планируется исходя из количества единиц автотранспортных средств (с учетом выбытия и поступления) и их технических характеристик. Последние также учитываются при расчете суммы транспортного налога (который входит в состав расходов на содержание автотранспорта и, соответственно, в расходы на транспортировку).

К расходам на медицинское освидетельствование водителей относится оплата услуг медицинских учреждений (стоимость определяется в соответствии с заключенными договорами). Если у компании есть собственная медицинская служба – ее затраты на осмотр водителей.

Планирование стоимости услуг собственного автотранспорта позволит оценивать расходы по каждому транспортному средству и рассчитывать транспортные расходы в разрезе производственно-логистических цепочек.

Как составить бюджет расходов на хранение грузов

Услуги хранения могут предоставляться сторонними предприятиями, а кроме того – компания может использовать собственные или арендованные складские помещения.

Услуги по хранению сторонних компаний. Если используются услуги сторонних компаний, то при планировании расходов по хранению необходимо учитывать:

Форма бюджета представлена в таблице 5.

Использование собственных или арендованных складских помещений. В состав расходов на содержание складских помещений необходимо включать:

После того как получена общая величина затрат на содержание склада, необходимо рассчитать стоимость хранения. Разделив совокупные затраты за квартал на полезную площадь склада и на количество дней в квартале, можно определить, во что компании обходится содержание одного метра складской площади в день. Зная, сколько метров потребуется для хранения груза по конкретной сделке, нужно их количество умножить на расходы по содержанию одного метра и на количество дней, в течение которых будет храниться груз по сделке.

Что учесть при планировании расходов на страхование груза

Необходимость страхования перевозимых грузов часто определяется условиями договора и (или) условиями поставки. При расчете расходов на страхование необходимо:

Расходы компании будут зависеть от периода, на который необходимо застраховать груз, от стоимости и класса последнего, от страхового тарифа. Этот бюджет (см. таблицу 6. Бюджет расходов на страхование) формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, страховых компаний.

Как планировать таможенные расходы

Бюджет таможенных расходов может содержать информацию о планируемых издержках, связанных с таможенным оформлением, растаможиванием, сертификацией товара, а также о таможенных пошлинах, сборах и других расходах.

Этот бюджет формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, типов операций: импорт-экспорт.

Елена Митрофанова , руководитель проектов департамента управленческого консалтинга компании IBS

Компания «Альфа» специализируется на реализации обработанных пиломатериалов – мебельных щитов. Древесина завозится автомобильным транспортом. Обработка частично проводится собственными мощностями, а частично – с использованием услуг сторонних организаций. Товар реализуется на внутреннем рынке и экспортируется в страны Западной Европы.

«Альфа» заключила договор с заказчиком – предприятием «Бетта», и в соответствии с договором обязуется поставить на его склад в Милане партию пиломатериалов с оплатой всех необходимых страховых и таможенных расходов. Для выполнения условий контракта планируется закупить древесину на лесозаготовительном комбинате в Костроме и доставить ее специальным транспортом (лесовозом) в Пермь, где находятся деревообрабатывающие цеха компании «Альфа». Плановое время транспортировки – три дня. Определено, что технологический цикл по обработке древесины займет 10 дней. После этого готовая продукция будет передана на ответственное хранение на склад, где пробудет два дня, а затем будет доставлена на склад заказчика (плановое время транспортировки – 10 дней). Производственно-логистическая цепочка по данной сделке представлена в таблице 1.

После того как сформирована производственно-логистическая цепочка, можно приступать к формированию функциональных бюджетов.

В соответствии с планом продаж компания должна реализовать 160 куб. метров готовой продукции. Из закупленного леса должно быть произведено 130 куб. метров, недостающие 30 куб. метров планируется взять из имеющихся на складе запасов готовой продукции (см. таблицу 3. Материально-стоимостной баланс).

Бюджет транспортных расходов. В рамках производственно-логистической цепочки предполагаются две перевозки: первая – доставка круглого леса от места его заготовки (в Костроме) до Перми, вторая – транспортировка готовой продукции из Перми до склада заказчика в Милане.

Для первой транспортировки предполагается использовать лесовозы (на планируемый объем их потребуется четыре). Стоимость услуг одного лесовоза составит 10 тыс. руб. Также предполагается использование манипулятора при погрузке и разгрузке леса. Плановая стоимость данных услуг составит 5 тыс. руб.

Вторая транспортировка будет проведена еврофурами (на требуемый объем их нужно три штуки). Также планируются услуги по погрузке-разгрузке с привлечением автопогрузчиков. Каждое транспортное средство будет опломбировано. Плановая стоимость услуг по пломбировке составит 5 тыс. руб. за одно транспортное средство.

Исходя из указанных предпосылок, можно сформировать плановую стоимость транспортно-экспедиторских расходов для данной производственно-логистической цепочки. Она будет равна сумме затрат на оплату тарифа, услуги по погрузке-разгрузке и пломбированию груза.

Бюджет расходов на хранение. В соответствии с производственно-логистической цепочкой компания передает продукцию на ответственное хранение сроком на два дня. Условия хранения – крытый склад, и для предполагаемого объема (160 кубов) потребуется 16 складских мест. Плановая стоимость аренды одного места – 560 руб. в день. Перемножив количество мест, арендуемых под хранение, на плановое количество дней и предполагаемый тариф, получим плановую стоимость расходов на хранение.

Бюджет страхования. В соответствии с договором поставки исполнитель принимает на себя обязательства по доставке и страхованию груза. Страховой тариф составит три процента от стоимости перевозимого груза. Умножив страховой тариф на стоимость груза и плановое время нахождения в пути, можно определить плановые расходы на страхование.

Бюджет таможенных расходов. Продукция компании экспортируется и подлежит обложению таможенной пошлиной в соответствии с действующими ставками, а кроме того – с нее уплачиваются таможенные сборы. Зная ставку таможенной пошлины, плановую таможенную стоимость экспортируемой продукции и размер таможенных сборов, можно составить бюджет таможенных сборов и пошлин.

Как сформировать годовой бюджет расходов на логистику

Чтобы составить бюджеты логистических расходов на год, необходимо прежде всего определиться с тем, какие сделки компания планирует на этот период.

Если предприятие существует не первый год, то у него обычно есть некий пул заказчиков и контрактов. Основываясь на сведениях о них, можно проводить планирование. Кроме того, при подготовке бюджетов учитывается информация о собственных производственных и инфраструктурных мощностях.

Для формирования годового бюджета необходима следующая информация:

После того как вся исходная информация подготовлена, можно формировать бюджет. Менеджеры, ответственные за реализацию (сотрудники отдела продаж), определяют перечень производственно-логистических цепочек и согласовывают их с производственными, транспортными и другими заинтересованными службами.

После того как производственно-логистические цепочки согласованы, они передаются в планово-экономические службы для расчета плановой стоимости. Технология расчета функциональных бюджетов описана выше.

Полученные результаты сводятся в функциональные бюджеты (например, см. таблицу 9. Бюджет транспортно-экспедиторских расходов), которые затем объединяются в сводный бюджет производственно-логистических расходов (см. таблицу 10. Сводный бюджет производственно-логистических расходов).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.