text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как планировать движение денежных средств при составлении бюджета

Подходы к планированию денежных потоков, используемые при составлении «денежных» бюджетов, стандартные: «целевой», «нормирование», «согласование» (подробнее о содержании этих методов см. Какие подходы использовать для планирования бюджетных статей). При этом все перечисленные подходы могут быть применены одновременно, только на разных стадиях.

Как планировать движение денежных средств «целевым методом»

Этот подход используется на самом верхнем уровне планирования – при постановке целей акционерами и топ-менеджментом. Возможны следующие варианты целевых ориентиров для денежных средств:

Свободный денежный поток – это то, что остается у акционеров компании после всех выплат, необходимых для нормальной работы компании, включая инвестиционные платежи (см. схему. Свободный денежный поток).

Соответственно, при целевом методе планирования собственники бизнеса спускают менеджменту компании установку, например такую: «максимизировать свободный денежный поток». И уже задача руководства предприятия предложить варианты решения этой задачи, и оцифровка ожидаемых результатов. Другими словами, менеджмент должен дать ответ, на сколько именно может быть увеличен свободный денежный поток за плановый период.

Другая группа показателей, которые используются в качестве целевых ориентиров при составлении бюджетов, – коэффициенты ликвидности. Надо сказать, что владельцы бизнеса редко ставят цели в терминах показателей ликвидности, этот инструмент привычен менеджменту. С его помощью можно оценивать, будет ли компания в следующем году способна обслуживать свои оборотные средства, рассчитываться по текущим обязательствам и выполнять инвестиционные проекты. Есть множество показателей ликвидности (текущая ликвидность, быстрая ликвидность, абсолютная ликвидность) и т. д. Пример использования коэффициентов ликвидности при определении целей по денежному потоку компании приведен в таблице.

Как планировать движение денежных средств методом «нормирование»

Нормативы для денежного потока устанавливаются в разрезе центров финансовой ответственности (подробнее о создании иерархии центров финансовой ответственности см. Как разработать финансовую структуру: порядок действий).

Суть этой работы в следующем. Руководители центров ответственности (ЦФО) на основании своих планов, функциональных бюджетов других ЦФО и прочих данных формируют свои бюджеты типа «движение денежных средств» (подробнее о типах функциональных бюджетов см. Какие функциональные бюджеты нужны компании). Иначе говоря, каждый центр ответственности планирует свои денежные потоки. Плановые значения по статьям «денежных» функциональных бюджетов становятся нормативами. В дальнейшем их соблюдение анализируется при проверке заявок на платеж, поступающих в финансовую службу или в казначейство, если такое подразделение есть в компании.

Как планировать движение денежных средств методом «согласование»

На практике свои «денежные» функциональные бюджеты руководители центров ответственности крайне редко согласовывают с начальниками других ЦФО. В такой процедуре просто нет смысла. Если прошло согласование на уровне физических показателей (натурально-стоимостные бюджеты), а также финансовых результатов (функциональные бюджеты доходов и расходов), то обсуждать денежные потоки нет необходимости.

Исключением, хотя и чрезвычайно важным, может быть согласование денежных потоков центрами финансовой ответственности с финансовой службой. Обратите внимание, речь идет о структурном подразделении «финансовая служба», а не о ЦФО «финансовая служба» (подробнее о том, чем отличаются ЦФО от структурных подразделений компании, см. Как выделить и увязать между собой центры ответственности). Дело в том, что именно финансовая служба централизует всю информацию о поступлениях и платежах ЦФО, чтобы получить ответ на вопрос: способна ли компания в целом, в требуемых объемах и в указанные сроки, осуществить все необходимые выплаты.

После прохождения всех трех стадий: сформулированы цели по денежному потоку – определены нормативы по статьям функциональных бюджетов – проведено согласование, можно считать работу по планированию денежных средств для целей бюджетирования завершенной.

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

Собственники компании «Альфа» сформулировали для ее топ-менеджмента задачу на следующий год: свободный денежный поток не менее 500 тыс. руб., коэффициент текущей ликвидности равен двум плюс-минус 20 процентов.

На следующем этапе планирования денежных средств – генеральный директор «Альфы», получив такие ориентиры, должен нормировать все элементы денежного потока, чтобы вписаться в целевое значение коэффициента ликвидности. Для этого каждому центру ответственности (ЦФО) спускаются нормативы.

Важный момент: центрам ответственности передаются в качестве ограничивающих факторов (нормативов) не составляющие формулы расчета коэффициента ликвидности, а один из двух вариантов:

При первом варианте значение коэффициента ликвидности верхнего уровня просто раскладывается на возможные значения для центров ответственности, стоящих на более низких ступенях в финансовой структуре. Например, у центра маржинального дохода «Продажи Продукта А» текущая ликвидность может иметь значение 2,5, а у центра затрат «Администрация» – 1,5. В сумме большие значения показателя компенсируют меньшие, а в результате компания выйдет на заданный уровень ликвидности. При втором варианте – рассчитываются другие бюджетные показатели, с помощью которых можно контролировать соблюдение целевого значения текущей ликвидности. Такие показатели – это именно остатки денежных средств, запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. Напомним, что показатели остатков не являются статьями бюджетов, поэтому рассчитываются отдельно.

Возвращаясь к компании «Альфа», получив нормативы (т. е. предельно допустимые значения) для факторов, влияющих на коэффициент ликвидности, центры ответственности должны спланировать свои денежные потоки и согласовать их с финансовой службой. Например, руководитель центра маржинального дохода «Продажи Продукта А» ожидает, что ему в некоторые периоды года может не хватить денег, и согласовывает с функциональным подразделением – финансовой службой – размер и условия привлечения кредитов.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.